Методология формирования стратегии регионального социально-экономического развития (инвестиционный, инновационный, институциональный аспекты) (21.04.2011)

Автор: Мельничук Марина Владимировна

Мельничук

Марина Владимировна

Методология формирования стратегии регионального социально-экономического развития (инвестиционный, инновационный, институциональный аспекты)

Специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва -2011

Работа выполнена на кафедре экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор,

Заслуженный экономист Российской Федерации

БАЛАКИНА Алла Петровна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

ВАШАНОВ Вячеслав Алексеевич

доктор экономических наук, профессор

ВЕРШИНСКАЯ Ольга Николаевна

доктор экономических наук, профессор

КАБИР Людмила Сергеевна

Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук

Институт проблем региональной экономики РАН

Защита состоится «24 » июня 2011 г. в 12-00 на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-й Вешняковский пр., д.4, ауд.113.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Автореферат разослан «___» мая 2011 г.

Ученый секретарь

Совета по защите докторских

и кандидатских диссертаций,

кандидат экономических наук,

доцент В.М.Смирнов

I.Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Одной из характерных черт российского экономического пространства является его исключительная неоднородность и неравномерность развития, во многом обусловленные природными различиями, географической эволюцией российского государства, этапами хозяйственного освоения современной территории страны.

В рамках этой пространственной неоднородности принципиальными направлениями государственной экономической политики являются рациональное сочетание регионального многообразия, сохранения целостности национального пространства и его эффективной интеграции в глобализирующийся мир. Поэтому «путь России в XXI в. - это отрицание регионального униформизма в социально-экономической политике и ориентация на использование преимуществ каждого региона и межрегиональную кооперацию, гармонию интересов региональных социумов, реализацию принципа равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства».

Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики. Дифференциация регионов значительно усилилась в 1990-х годах. Это объяснялось разными причинами: формированием механизма рыночной конкуренции; нарушением народнохозяйственных связей; различной адаптируемостью регионов, с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти, к рынку, сокращением государственных инвестиций в региональное развитие и т.п. Положительной чертой экономической динамики 2000-2008 гг. является распространение экономического роста на преобладающую часть российского пространства и увеличение реальных доходов и потребительских расходов населения во всех без исключения субъектах Российской Федерации. Однако, даже почти повсеместный и непрерывный экономический рост пока не может преодолеть тенденцию усиления дифференциации (дивергенции) регионов по уровню их экономического развития.

Неоднородность, являющаяся общим свойством организации экономического пространства России, может увеличиваться благодаря возникновению новых точек роста, полюсов развития, эффективных региональных кластеров, вследствие чего могут усиливаться негативные проявления неоднородности - образование депрессивных и неконкурентоспособных регионов, все более отстающих от регионов-лидеров и выпадающих из общего экономического и гуманитарного пространства, что препятствует проведению единой и успешной государственной социально-экономической политики. Хотя отстающие регионы получают существенную государственную поддержку, применяемые финансовые механизмы решают текущие социальные задачи (выравнивание уровней бюджетной обеспеченности), но не создают стимулов для ускорения экономического развития регионов как основы решения социальных задач на региональном уровне.

Для существенного уменьшения пространственной экономической дифференциации требуются более действенные инструменты экономической политики, в первую очередь, усиление инвестиционной и инновационной активности. Сознательный выбор сценариев использования государственных финансов для устойчивого социально-экономического развития регионов и формирования единого российского экономического пространства возможен лишь при комплексном изучении воздействия инвестиционных, инновационных и институциональных факторов на темпы экономического развития. Поэтому проблема обеспечения сбалансированного экономического роста региона является актуальной и требует дальнейшей разработки.

Степень разработанности проблемы. Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей в области экономической теории, региональной экономики, макроэкономики и государственных финансов, налогообложения, институциональной и поведенческой экономики.

Современная теория экономического роста, берущая свое начало с работ Ф.Рамсея, Е.Домара, Р.Харрода и Р.Солоу, переживает в последнее время свой новый расцвет. Изучению моделей роста, принципов и инструментов управления экономическими системами посвящены исследования известных зарубежных и отечественных ученых, в том числе Р.Барро, Дж.Бьюкеннена, Д.Гэлбрэйта, Я.Корнаи, Р.Лукаса, Г.Мюрдаля, В.Парето, П.Самуэльсона, Д.Стиглица, М.Фридмана, Дж.Хикса, К.Эрроу , А.Г.Гранберга, Н.П.Дементьева, Л.В.Канторовича, В.Л.Макарова, и др. Огромный вклад в изучение региональных аспектов развития экономики СССР и России и воздействующих на него факторов - федеральной экономической политики, межрегиональных экономических связей, неоднородности и дезинтеграции пространства, наличия разного типа проблемных регионов - внесли труды таких ученых, как А.Г.Аганбегян, Е.В.Балацкий, Ф.Н.Клоцвог, В.И.Суслов, В.Е.Селиверстов, А.Н.Швецов, А.Ю.Шевяков и др.

Исследования институциональной экономики в работах Д.С.Львова, В.А.Маевского, В.М.Полтеровича и др. дали толчок эффективности управления инвестиционными процессами и прогнозированию социально-экономического развития переходной экономики. Фундаментальные исследования условий регионального экономического роста и перехода России к устойчивому развитию представлены в трудах Л.А.Аносовой, А.Г.Гранберга, В.А.Гневко, В.В.Кулешова, Л.С.Кабир, П.А. Минакира, О.С. Пчелинцева, А.И.Татаркина и др. Большой вклад в изучении вопросов влияния образования на формирование инновационной экономики внесли работы А.П.Балакиной, М.К.Горшкова, С.Р. Демидова и др.

Представленные в работе концептуальные предложения по выбору приоритетов пространственного развития российской экономики и оптимизации инструментария государственного регулирования межрегиональных экономических пропорций базируются на трудах И.И.Бабленковой, Е.М.Бухвальда, С.Д.Валентея, Н.М.Горбунова, Р.С. Гринберга, Б.Л.Лавровского, А.О.Полынева, В.К.Савельева, В.Е.Селиверстова и др. В рамках настоящего исследования были проанализированы работы, изучающие социально-экономическое неравенство как один из важнейших экономических индикаторов благополучия нации, что является объектом пристального внимания многих видных зарубежных и отечественных экономистов: А.Аткинсона, Ф.Бургиньона, О.Гэйлора, К.Гэлбрейта, С.Кузнеца, Г.В.Осипова, А.Ю.Шевякова и др.

Тем не менее, актуальность разработки моделей управления региональным развитием, которые учитывали бы весь набор факторов, направленных на обеспечение сбалансированного экономического роста регионов и оптимизацию инструментария государственной политики регулирования межрегиональных экономических различий на современном этапе сохраняется, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования и определило его цель.


загрузка...