Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика (21.04.2011)

Автор: Малянов Евгений Анатольевич

Диссертант констатирует, что современное состояние инновационных исследований все больше характеризуется ориентацией на выявление социально-культурных факторов, определяющих общую культурную динамику и становление новых культурных форм и практик. Специализированная деятельность работников культуры в социально-культурной сфере – это также результат дифференциации социальных и трудовых функций. И осуществляемые здесь нововведения должны получать специальное научное осмысление на уровне социально-культурной инноватики.

Проведенный анализ подтверждает, что становление социально-культурной инноватики является закономерным этапом в процессе дифференциации инновационных исследований, способных предметно рассматривать совокупность педагогических условий, ресурсов, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением организационно-педаго-гических новшеств в социально-культурную деятельность учреждений культуры и образования, воспитанием личности как субъекта социальных и культурных изменений.

Развитие социально-культурной инноватики непосредственно связано с процессом выделения в педагогической науке нового направления исследований – педагогической инноватики, ставшей заметным событием в развитии отечественной педагогики конца XX в. (А.В. Хуторской и др.). Диссертант в 1991–1996 гг. лично возглавлял работу Пермско-московской лаборатории регионального развития Института педагогических инноваций РАО (г. Москва), что дало возможность теоретического расширения возможностей педагогической инноватики и применения ее научного аппарата к педагогическим явлениям в социально-культурной сфере.

История исследований инноваций в социально-культурной сфере не насчитывает и полувека. Первые исследования социально-культурных инноваций были осуществлены научными коллективами НИИ культуры Министерства культуры СССР в середине 1980-х гг. Эти исследования выполнялись в связи с решением задач повышения эффективности культурно-просветительной работы в целом и ее отдельных направлений (парковая работа, организация культурно-спортивных комплексов и т.д.) в частности.

Новая общественно-политическая ситуации в стране на рубеже XX–XXI вв., курс на инновационное развитие всех сфер жизни российского общества и государства потребовали формирования новой системы принципов и уточнения педагогических закономерностей, определяющих социально-культурную деятельность. Арсенал ее принципов был дополнен новым принципом, предложенным диссертантом, – обеспечение инновационного развития воспитательной системы социально-культурной деятельности.

Именно этот принцип дает основания рассматривать закономерности социально-культурных инноваций как компонента целостной воспитательной системы.

Предтечами для становления нового научного направления социально-культурной инноватики стали работы видных отечественных специалистов области социально-культурной деятельности, педагогики досуга (М.А. Ариарский, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, Е.В. Триодин, А.Д. Жарков, Г.М. Бирженюк, А.П. Марков, В.В. Туев и др.). Современное инновационное педагогическое мышление проникает в самые базисные компоненты теории социально-культурной деятельности, охватывают ее методологию и технологию.

Сделан вывод о том, что становление социально-культурной инноватики как нового направления педагогической теории социально-культурной деятельности было обусловлено двумя причинами. С одной стороны, ее выделение из общего контекста инновационных исследований связано с общей тенденцией осмысления культурной динамики и расширением исследовательского внимания, в поле которого сегодня попадают социально-культурные факторы как источники инноваций, с другой – развитием самой теории социально-культурной деятельности, которая постепенно включает в свое предметное поле проблемы разработки, внедрения и распространения новшеств.

Второй параграф второй главы «Понятийно-категориальный аппарат социально-культурной инноватики» сосредоточен на определении базовых понятий инновационных исследований в социально-культурной сфере.

Современные исследования инноваций в социально-культурной сфере опираются на особую понятийно-категориальную систему инноватики, которая на педагогической основе интегрирует достижения общей теории инноваций. Это находит отражение в основных понятиях, формирующих понятийно-кате-гориальный каркас социально-культурной инноватики, получающих смысловое преломление сквозь призму событий в культурной жизни личности, социальных групп, общества, а также культурно-просветительной, культурно-досуговой, культуротворческой, рекреативной и другой деятельности учреждений культуры и образования.

Проведенный диссертантом анализ показывает, что в понятийно-терминологической системе современной теории социально-культурной деятельности отсутствует четкое и устоявшееся определение социально-культурной инноватики, а отдельные определения инноваций (нововведений) в социально-культурной сфере не обладают качествами системности, отражающими реальный процесс внедрения новшеств в деятельность учреждений культуры и образования.

системе старого, современного и нового.

Исходя из признания педагогической сущности социально-культурной деятельности, предложено рассматривать социально-культурную инноватику как область знаний, развивающую методологию и технологический комплекс педагогического управления инновационным развитием социально-культурной сферы.

При этом указано, что социально-культурная инноватика как область научного исследования имеет собственный объект и предмет: объект социально-культурной инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в сфере культуры, обеспечивающий формирование качественно новых условий организации и повышения эффективности социально-культурной деятельности; предмет социально-культурной инноватики – инновационное развитие социально-культурной сферы, т.е. совокупность педагогических условий, ресурсов, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением организационно-педагогических новшеств в социально-культурную деятельность учреждений культуры и образования.

Отмечается, что современная педагогическая теория социально-культурной деятельности еще не имеет четкого и точного определения функций социально-культурной инноватики, что, несомненно, сдерживает формирование адекватного видения места этой отрасли общей инноватики в процессе приращения нового теоретического знания и в разработке программ инновационного развития социально-культурной сферы.

Функциональный анализ позволил диссертанту выделить базовые операции, на которые направлен исследовательский вектор социально-культурной инноватики: оценка и повышение инновационной активности всех участников социально-культурной деятельности; формирование инновационного потенциала субъектов социально-культурной деятельности, создание инновационного климата в учреждениях культуры и образования, институтах гражданского общества; создание инвестиционных предпосылок для нововведений в учреждениях культуры; коммерциализация инновационных культурных продуктов и услуг.

Решение этих задач отражается в следующих взаимосвязанных функциях социально-культурной инноватики:

– объяснительная – описание и объяснение социокультурных фактов, явлений, процессов, закономерностей и условий их протекания (результатом исследования являются закономерности инновационного процесса, его принципы, модели и т.д.);

– прикладная (внедренческая) – внедрение новшеств в социально-культурную сферу на основе фундаментальной разработки технологий инновационной деятельности, т.е. описания процесса, рассчитанного на получение заданного результата социально-культурной деятельности;

– прогностическая – обоснованное предвидение развития социально-культурной деятельности и рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию;

– поисково-творческая – обновление и открытие нового состояния исследуемого объекта, принципиального нового способа решения имеющихся проблем теории и практики.

Социально-культурная инноватика составляет объективное основание для разработки, внедрения и распространения нововведений в практику культурно-воспитательной, культурно-просветительной, художественно-творческой, рекреативно-оздоровительной и других видов деятельности учреждений культуры.

В третьем параграфе второй главы «Системный подход к исследованию социально-культурных инноваций» развернута базовая идея системного подхода, согласно которой все элементы инновационной деятельности не только связаны между собой, но и в совокупности образуют качественно новое свойство, обеспечивающее преобразование и развитие современной российского общества.

Социально-культурные инновации, как подчеркнуто в диссертации, могут охватывать всю систему социально-культурной деятельности или проникать в ее отдельные составляющие, такие как:

– подсистема социально-культурного менеджмента (стратегическое и тактическое программирование деятельности, процедуры управления);

– подсистема ресурсов социально-культурной деятельности;

– технологическая подсистема творческо-производственного процесса в учреждениях культуры и образования;

– социально-психологическая подсистема, учитывающая особенности взаимодействия участников социально-культурной деятельности;

– личностная подсистема социально-культурной деятельности.

Вместе с тем, инновации в системе социально-культурной деятельности становятся фактором изменения состояния всей социальной системы.

Таким образом, инновационный процесс в социально-культурной сфере имеет амбивалентную природу: с одной стороны, он осуществляется под влиянием внешних факторов изменений в экономике, политике, производстве, технологиях, а с другой – сам становится фактором совершенствования социальной системы.

С позиций системного подхода инновационная деятельность в социально-культурной сфере рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая:

– вход (исходное состояние социально-культурной системы, ресурсы социально-культурной деятельности – материальные, интеллектуальные, творческие ресурсы инновации);

– цель, направление инновационной деятельности (совокупность рефлексируемых участниками инновационной деятельности идей, предвосхищающих социальный и культурный эффект инновации, а также реальных потребностей практики);

– выход (ожидаемый результат внедрения новшества);

– внутрисистемные связи, позволяющие находить консенсус между всеми субъектами инновационной деятельности, обеспечивать полный цикл доведения до результата всех этапов инновационного процесса;

– связи с другими социальными подсистемами (социально-эконо-мической, социально-политической, информационной и др.), в том числе и обратная связь (методики социальной диагностики, оценки эффективности деятельности учреждений культуры) в различных сегментах с основными потребителями нововведений на основе изучения потребностей в создаваемом новшестве.

Совокупность перечисленных элементов создает сложную, нелинейную систему, обладающую всеми системными качествами.

В ходе исследования были выделены свойства систем социально-культурных инноваций:

– динамическое единство старого, современного и нового (будущего) обеспечивает социодинамику инновативного комплекса в целом (принцип целостности);


загрузка...