Развитие системы управления проектами в сфере коммунального хозяйства (21.04.2011)

Автор: Ермолаев Евгений Евгеньевич

Qij – показатель эффективности управления мероприятиями проекта;

PIbp – показатель инновационности по бизнес-процессам;

Mij – показатель эффективности распределения функций и управления бизнес-процессами проекта;

( – показатель инновационности (определяется на основе экспертных оценок);

NPV – чистая добавленная стоимость;

Z – булева переменная.

ИПИН, как и составляющие его показатели, являются относительными и рассчитываются экспертным путем с привлечением экспертов из числа участников, вовлеченных в ПРКХ. Итоговое значение ИПИН показывает уровень достигнутой инновационности при заданном качестве и эффективности управления ПРКХ и определяется по следующей шкале: 0 ( ИПИН ? 0,25 - ниже среднего; 0,25 ( ИПИН ? 0,5 - среднее значение показателя; 0,5 ( ИПИН ? 0,75 - выше среднего; 0,75 ( ИПИН ? 1 - высокое.

Подобный подход позволил раскрыть этапы формирования и реализации ПРКХ и определить основные составляющие инновационной модели ее развития, среди которых:

- совершенствование организационной структуры заказчика проекта и распорядителя ресурсного обеспечения;

- регулирование сложности проекта развития КХ;

- повышение качества обоснования социально-экономической необходимости проекта и качества коммунального обслуживания;

- регулирование инновационного климата и ресурсной базы;

- ресурсное обеспечение проекта развития КХ;

- регулирование качества проектного замысла (реалистичность, необходимость, сложность и т.д.);

- обеспечение необходимой квалификации команды проекта и высокого уровня проектирования инновационного процесса;

- обеспечение полноты информации и поиск резервов развития;

- контроль эффективности управления качеством проекта и результатов совершенствования бизнес-процессов в КХ региона.

3. Обоснована методология развития системы управления проектами в сфере коммунального хозяйства, ориентированная на повышение качества коммунального обслуживания населения за счет: применения принципов и методов, используемых как методологией проектного управления, так и методологией управления качеством; построения организационного механизма управления проектами и отраслевыми бизнес-процессами, внедрения системы методического обеспечения проектов на различных этапах их разработки и реализации; комплексного управления проектными рисками; а также использования методов стимулирования инновационной активности коммунальных предприятий.

Изучение концептуальных положений по переводу сферы КХ на инновационную модель развития позволяет определить принципы и методы развития системы управления отраслевыми проектами, ориентированные на обеспечение максимально возможного качества коммунального обслуживания населения. В работе обосновано, что методология развития системы управления проектами в сфере КХ базируется на: принципах и методах, используемых как методологией проектного управления, так и методологией управления качеством; внедрении системы методического обеспечения проектов на различных этапах их разработки и реализации; построении организационного механизма управления проектами; стимулировании инновационной активности коммунальных предприятий.

Подобный подход позволил раскрыть основные направления развития системы управления проектами в сфере КХ, позволяющие улучшить информационное, кадровое, инвестиционное и правовое обеспечение процессов планирования, организации и контроля качества коммунального обслуживания населения, к основным из которых относятся:

- стандартизация бизнес-процессов и повышение эффективности управления ПРКХ за счет интеграции науки и образования с последующим формированием отраслевого учебно-научно-производственного комплекса, позволяющего получить предприятиям КХ широкий спектр технологий совершенствования их производственно-технологического процесса;

- формирование рынка ПРКХ, позволяющего создать условия для расширения долгосрочного доступа малых инновационных предприятий на рынок коммунальных услуг и устранить причины незаинтересованности бизнеса в долгосрочных проектах, обеспечивающих качество жизни населения;

- разработка модели ресурсного обеспечения ПРКХ, ориентированной на повышение качества коммунального обслуживания населения за счет развития коммунальной инфраструктуры, а также поддержки продвижения и реализации проектов на конкурсной основе;

- совершенствование системы развития КХ, механизмов разработки и реализации отраслевых проектов за счет использования возможностей государственно-частного и концессионного партнерства как направления государственной политики повышения качества жизни населения.

Реализация данных направлений в Самарской области позволила выявить три направления совершенствования КХ региона: поддержка ПРКХ и развитие научно-технологической базы коммунальных предприятий; подготовка специалистов в сфере организации и управления отраслью; развитие среды генерации знаний в сфере КХ региона. Каждое из направлений детально раскрыто в работе. Так, ожидаемый результат от выполнения мероприятий в рамках первого направления совершенствования КХ Самарской области за счет выполнения ПРКХ по ОАО "Самароводоканал" будет следующим:

1. Сокращение сроков выполнения исследований по контролю качества природной, питьевой и сточных вод.

2. Соответствие требованиям аккредитации в СААЛ (Система Аккредитации Аналитических Лабораторий).

3. Расширение области аккредитации лабораторий в соответствии с введением новых государственных санитарных и природоохранных требований к контролю качества природной, питьевой и сточных вод.

4. Повышение точности выполнения анализа по контролю качества природной, питьевой и сточных вод в соответствии с введением новых государственных требований.

Модель ресурсного обеспечения ПРКХ, ориентированная на повышение качества жизни населения, должна опираться на государственную поддержку, которая необходима в части развития коммунальной инфраструктуры, использования возможностей государственно-частного партнерства, а также поддержки продвижения и реализации отраслевых проектов на конкурсной основе. Предложенная в работе модель ресурсного обеспечения ПРКХ (рисунок 3) предполагает: обеспечение государственной поддержки проектов развития на всех стадиях управления, а также широкое использование механизма государственно-частного и концессионного партнерства, принципа софинансирования, консолидации ресурсов в целях коммерциализации полученных результатов.

Рисунок 3 – Основные элементы модели ресурсного обеспечения ПРКХ региона

Учитывая ведущую роль государства в вопросах материально-технического обеспечения научных исследований и их финансовую емкость, построение модели ресурсного обеспечения, ориентированной на повышение качества коммунального обслуживания населения, должно базироваться на принципах: учета приоритетов социально-экономического развития; эффективного управления государственной собственностью; интеграции источников формирования основных средств; конкурсного отбора ПРКХ за счет формирования материально-технической базы для их проведения.

Главным распорядителем средств в рамках модели ресурсного обеспечения ПРКХ, как правило, является Министерство строительства и КХ, в задачи которого входит привлечение и распределение ресурсов по основным направлениям развития региона. В Самарской области привлекаемые средства размещаются в двух крупных направлениях: развитие коммунальной инфраструктуры и поддержка конкретных ПРКХ – формирование перспективных территориально - производственных кластеров и полюсов конкурентоспособности; продвижение инновационных технологий, обеспечивающих повышение качества жизни и рост инвестиционной привлекательности коммунальных услуг. При этом для эффективного функционирования модели ресурсного обеспечения ПРКХ Самарской области необходимо активное использование различных форм государственно-частного партнерства, таких как концессия.

Экономический эффект для Самарской области от концессий в сфере КХ состоит в том, что регион получает более качественные коммунальные услуги и высокий уровень обслуживания при минимальных издержках из государственного (регионального) бюджета. Возникающие риски потери управляемости объектами КХ Самарской области, нарушения правил безопасности, несоблюдения мероприятий в области развития отрасли и т.п. могут быть урегулированы институциональной средой, которая формируется при подготовке к передаче в концессию объектов КХ Самарской области, и системой законодательных мероприятий, предусмотренных в рамках построения модели ресурсного обеспечения ПРКХ региона и в концессионных соглашениях. При этом к интересам инвесторов (концессионеров) относится получение подряда на строительство объекта инфраструктуры КХ и гарантированность возврата инвестиций с необходимой нормой прибыли в установленные сроки.

В целом, реализация представленных в работе рекомендаций по развитию системы управления проектами в сфере КХ Самарской области, а также по формированию организационного механизма и построению стратегии разработки и реализации проектов в отрасли позволит:

- создать в Самарской области эффективно действующую коммунальную инфраструктуру, обеспечивающую формирование «цепочки» потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе: «идея – опытный образец – проект – внедрение»;

- повысить конкурентоспособность и качество коммунального обслуживания в регионе за счет передовых наукоемких технологий;

- обеспечить концентрацию материальных и интеллектуальных ресурсов на решении проблем ускоренного развития КХ Самарской области, снижение себестоимости проводимых научных исследований, повышение их конкурентоспособности по экономическим показателям, обусловленным ростом качества жизни в регионе;

- содействовать развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, укреплению материально-технологической базы исследований научных организаций, вузов, сотрудничающих с предприятиями КХ;

- повысить эффективность инвестиций в инновационные проекты и программы развития КХ за счет создания условий их подготовки, отбора и сопровождения на основе методологии управления качеством;


загрузка...