Геоэкологический мониторинг территорий расположения объектов транспорта газа в криолитозоне (теория, методология, практика) (21.04.2008)

Автор: Ганова Светлана Дмитриевна

ГАНОВА Светлана Дмитриевна

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ТЕРРИТОРИЙ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТА

ГАЗА В КРИОЛИТОЗОНЕ

(ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА)

Специальность

25.00.36 – "Геоэкология"

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора геолого-минералогических наук

Москва 2008

Работа выполнена в Российском государственном геологоразведочном университете им. Серго Орджоникидзе

Научный консультант: доктор геолого-минералогических наук,

профессор Пендин Вадим Владимирович

Официальные оппоненты: доктор геолого-минералогических наук,

профессор Игнатов Петр Алексеевич

доктор геолого-минералогических наук

Волков Сергей Николаевич

доктор геолого-минералогических наук

Дроздов Дмитрий Степанович

Ведущая организация: Научно-производственная фирма ДИЭМ

Защита диссертации состоится 19 июня 2008 г. в 15.00 на заседании Диссертационного совета Д 212.121.04 при Российском государственном геологоразведочном университете им. Серго Орджоникидзе по адресу: 117997, Москва, ГСП-7, ул. Миклухо-Маклая, 23, РГГРУ, ауд. 5-53.

ФАКС: 8(495)433-62-56

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГГРУ

Отзывы на автореферат (в двух экземплярах, заверенные печатью) просим

отправлять по адресу 117997, г. Москва, ГСП-7, ул. Миклухо-Маклая, 23,

РГГРУ, Ученому секретарю диссертационного совета

Автореферат разослан « » мая 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

канд. геол.-минер. наук, доцент Дорожкина Л.А.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Россия принадлежит к числу крупнейших газодобывающих стран мира, а ее доля в общем балансе добычи составляет около 28 %. Согласно "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", и решений, принятых на заседаниях Правительства РФ 17 апреля 2003 г. и Морской коллегии при Правительстве РФ 17 октября 2003 г., основные положения которой были рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации, предполагается наращивание ежегодной добычи газа, которая к 2020 г. может достигнуть 700 млрд. м3. Развитие газового комплекса России играет важную роль в обеспечении энергетической и экономической безопасности страны, формировании новых газодобывающих центров, в том числе в криолитозоне Западной Сибири. В настоящее время основным источником природного газа являются базовые месторождения Западной Сибири, которые в значительной степени уже выработаны. К 2020 году свыше 70% добычи природного газового сырья должно быть получено на новых месторождениях. В свою очередь, развитие и успешное функционирование газового комплекса и его геополитическая роль определяются не только сырьевой базой и ее своевременным воспроизводством за счет прироста запасов (в первую очередь - активных), но и наличием системы транспорта газа.

Объекты транспорта газа относятся к особо опасным промышленным объектам, а сам транспорт газов является потенциально опасным производством для всех компонентов окружающей среды, особенно в криолитозоне. Практически на всех стадиях освоения месторождений происходит негативное влияние на недра, почвенно-растительный покров, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды. Происходит изменение ландшафта и экосистем, отмечается негативное влияние на животный мир и на здоровье и условия проживания как работников предприятий, так и коренного населения.

Характер и интенсивность влияния транспортной инфраструктуры на компоненты окружающей среды зависят от многих факторов и определяются не только техническими характеристиками производственных объектов и возможностью их работы в безаварийном режиме, но и количеством и токсичностью загрязняющих веществ, особенностями геоэкосистемы, в первую очередь устойчивостью ее к техногенным нагрузкам, которая зависит от природно-климатических условий, потенциала самоочищения и самовосстановления, биопродуктивности, особенностей рельефа, гидрогеологического и гидрологического режимов, геологических условий, свойств почвы, уровня солнечной радиации и др.

Западная Сибирь является регионом сложным не только в геологическом отношении, но и в многообразии факторов деградации окружающей среды. Нарушение равновесия между обществом и природой становится все более многогранным и служит причиной возникновения многих социально-экологических неблагоприятных последствий: роста заболеваемости, возникновения локальных водных конфликтов, повышения экологического, геологического и социального рисков вследствие интенсивного процесса урбанизации и акселерации техногенных воздействий на окружающую среду, возникновения опасных геологических процессов, вызывающих преждевременные деформации зданий и сооружений, ускоренное разрушение подземных коммуникаций.

Взаимодействие объектов транспорта газа и компонентов окружающей среды в криолитозоне, учет всех возможных видов и источников негативного влияния на природную среду, выявление закономерностей и масштабов изменения природы с точки зрения обеспечения геоэкологической безопасности территории должны выявляться при проведении геоэкологического мониторинга, который позволяет не только проводить регулярное обследование территории и на основе анализа полученных данных своевременно выявлять изменения в состоянии природно-технической геоэкологической системы (ПТГЭС) «объекты транспорта газа – окружающая среда», но и по мере накопления данных разрабатывать прогнозы устойчивости ПТГЭС при различных режимах эксплуатации, моделировать ее состояние и обосновывать мероприятия по восстановлению нарушенных территорий, а также корректировать проектные решения по специальной инженерной защите производственных объектов и окружающей среды на участках возможных критических ситуаций, выявляемых в процессе геоэкологического мониторинга.

Объектом исследования, рассмотренным в данной работе, явились экспериментальные участки в пределах Западной Сибири: территория Находкинского месторождения (1 участок) и территория Уренгойского месторождения (2 участок).

Предметом исследований являлись аспекты техногенной трансформации компонентов окружающей среды (литосферы, гидросферы, педосферы, атмосферы, животного и растительного мира, социосферы) под воздействием объектов транспорта газа на эксплуатационных стадиях жизни сооружений.

Цель и задачи исследований. Главная цель работы - создание научно-методической основы и методологии прогноза изменения геоэкологической обстановки в связи с созданием газотранспортной инфраструктуры в криолитозоне.

При этом решались следующие основные задачи:

- оценка объектов транспорта газа как источников изменения и загрязнения окружающей среды;


загрузка...