Научное обоснование современной модели организации медицинской помощи государственным гражданским служащим в крупном субъекте Российской Федерации (21.03.2011)

Автор: Рывкин Анатолий Юрьевич

Провести анкетирование государственных служащих с целью изучения образа их жизни, условий труда, уровня их медицинской активности и удовлетворенности доступностью и качеством оказываемой медицинской помощи.

Изучить состояние материально-технической базы и показатели деятельности многопрофильного стационара и поликлиники, оказывающих стационарную и амбулаторную медицинскую помощь государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга.

Изучить показатели укомплектованности штатов и квалификацию врачей и средних медработников поликлиники и стационара, оказывающих медицинскую помощь государственным гражданским служащим.

Провести социологический опрос врачей базового учреждения здравоохранения с целью изучения их осведомленности об основных направлениях реформирования отечественного здравоохранения, отношения к этим реформам и развитию ведомственного здравоохранения.

Разработать концептуальные подходы к формированию научно- обоснованной современной модели организации медицинской помощи государственным служащим в условиях модернизации здравоохранения.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведен анализ численности и состава государственных гражданских служащих в Российской Федерации, в федеральных округах, субъектах Северо-Западного федерального округа. Выполнено комплексное исследование по изучению факторов риска развития заболеваний у государственных гражданских служащих, обусловленных образом их жизни, условиями труда, уровнем медицинской активности и отношением к профилактическим мероприятиям. Впервые изучены показатели общей и первичной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и патологической пораженности государственных гражданских служащих в условиях проведения административной реформы. Показатели заболеваемости и патологической пораженности данного контингента по результатам диспансеризации сопоставлены с уровнем самооценок здоровья по результатам социологического опроса госслужащих. В ходе исследования проанализирована динамика показателей деятельности многопрофильного стационара и поликлиники, ориентированных на оказание медицинской помощи государственным гражданским служащим крупного города, а также возможности базового учреждения здравоохранения по медико-санитарному обеспечению госслужащих, включая диспансеризацию с ежегодными комплексными медицинскими осмотрами. С учетом мнения госслужащих и врачей, работающих в базовом учреждении, действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы оказания медицинской помощи работающему населению, сформулированы научно обоснованные концептуальные подходы к формированию современной модели медицинской помощи государственным гражданским служащим с целью сохранения и укрепления их здоровья и продления активного долголетия.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что в ходе ее выполнения разработана и апробирована программа социологического опроса госслужащих, позволившая выявить важнейшие факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья работников, занимающих государственные должности и должности государственной службы. Анализ численности и состава госслужащих в динамике за десятилетний период в целом по стране, в разных федеральных округах и в некоторых субъектах Российской Федерации позволил индивидуализировать подходы к формированию моделей медицинского обеспечения государственных гражданских служащих на разных территориях. Результаты изучения показателей заболеваемости государственных гражданских служащих в динамике за длительный период времени, а также уровня и структуры патологической пораженности позволили определить важнейшие задачи учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь государственных гражданским служащим.

Внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования используются в деятельности Правительства Санкт-Петербурга, Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Карелия, Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, в работе многопрофильных стационаров и территориальных поликлиник Санкт-Петербурга, а также при чтении лекций и проведении практических занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургского университета им. акад.И.П.Павлова.

Апробация работы. Результаты исследования были доложены и обсуждены на Международной конференции, посвященной 25- летию отделения ран и раневой инфекции Института хирургии им. А.В.Вишневского «Раны и раневая инфекция» (11-13 ноября 1998 г.), Всероссийском съезде по эндоскопической хирургии (Москва, 1999); VII Международном славянском Конгрессе по электростимуляции и клинической электрофизиологии сердца (Санкт-Петербург, 9-11февраля, 2006 г.); IX Всероссийской конференции по электростимуляции и клинической электрофизиологии сердца (Санкт-Петербург, 2006); V Международном симпозиуме «Электроника в медицине. Мониторинг, диагностика, терапия» (Санкт-Петербург, 2006); Международной научно-практической конференции, посвященной 60 – летию ВОЗ (Киев, апрель 2008 г.); научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения З.Г.Френкеля (Санкт-Петербург, 18 декабря, 2009); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицинской экспертизы и реабилитации больных и инвалидов» (Минск, 2010); научно-практической конференции «Медицинская профилактика, организационные технологии» (Москва, 2010); на XV Всероссийском Национальном Конгрессе «Человек и его здоровье» (Санкт-Петербург, октябрь 2010); на Межрегиональной научно-практической конференции «Правовые, экономические и организационные аспекты модернизации здравоохранения Российской Федерации» (Новосибирск, 14 – 15 октября, 2010); научно-практической конференции «Пушковские чтения» (Санкт-Петербург, октябрь 2010); научно-практическом форуме «Кардиология -2011» (Москва, февраль 2011) Коллегиях Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга (2008 – 2009 гг.), заседаниях проблемной комиссии «Гигиена и организация здравоохранения» СПбГМУ им. акад.И.П.Павлова (Санкт-Петербург, 2007 г., 2010 г.), заседании научного совета СПбГМУ им. акад.И.П.Павлова (март, 2010 г.).

Личный вклад автора. Автором сформулированы актуальность темы, цель и задачи исследования и разработана программа, позволившая реализовать поставленные задачи. Выполнен сбор, обработка, обобщение и анализ результатов исследования. Доля участия в сборе материала – 85 %, в обработке материала – 90 %, в анализе результатов исследования – 100 %.

Основные положения, выносимые на защиту:

Демографическая характеристика государственных гражданских служащих, особенностей условий работы, образа их жизни и медицинской активности.

Сравнительный анализ самооценок здоровья, уровня и структуры общей и первичной заболеваемости и патологической пораженности государственных гражданских служащих.

Научно обоснованные подходы к формированию моделей медицинского обеспечения государственных гражданских служащих на уровне крупного субъекта Российской Федерации.

Объем и структура диссертации. Основное содержание диссертации изложено на 339 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из введения, 9 глав, выводов и практических рекомендаций, списка литературы, включающего 450 источников (в том числе, 102 иностранных), и приложений. Работа иллюстрирована 33 рисунками и 109 таблицами.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи исследования, представлена научная новизна и научно-практическая значимость исследования, результаты апробации и основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава содержит три раздела, первый из которых посвящен изучению важнейших факторов, оказывающих влияние на здоровье населения, и динамику показателей здоровья населения в ведущих странах мира. Во втором разделе анализируется организация медицинской помощи работающему населению. В третьем разделе представлена история становления и развития государственной службы в нашей стране и особенности организации медицинской помощи государственным служащим.

Во второй главе описана база и методы исследования. На первом этапе исследования при изучении численности, демографического и квалификационного состава государственных гражданских служащих использовались официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики России. Численность и состав госслужащих изучались в динамике с 1999 г. по 2009 г.

Исследование выполнялось в городской больнице № 31, включающей поликлиническое отделение и стационар. К концу 2009 г. в стационарных подразделениях базового учреждения здравоохранения функционировало 405 коек круглосуточного пребывания, на которых в течение года было пролечено более 12 тыс. пациентов. Суммарная мощность поликлинических отделений составила 124 посещения в смену. В ходе выполнения второго этапа исследования были изучены основные показатели деятельности амбулаторных и стационарных подразделений базового медицинского учреждения в динамике за 10 лет (1999 – 2009 гг.). На третьем этапе исследования была изучена законодательная база, регламентирующая деятельность госслужащих, проанализированы особенности трудовых отношений в органах государственной власти. На четвертом этапе было проведено анкетирование государственных гражданских служащих с целью изучения важнейших факторов, оказывающих влияние на состояние их здоровья, их удовлетворенности доступностью и качеством оказания различных видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга. Пятый этап исследования включал изучение укомплектованности штатов и социологический опрос врачей, работающих в подразделениях базового медицинского учреждения. На заключительном этапе по результатам выполненного исследования были разработаны практические рекомендации по совершенствованию медицинского обеспечения государственных гражданских служащих в современных условиях.

При проведении исследования использовался историко-аналитический метод, социологический и экспертный метод, современные статистические методы обработки материала.

Общее число наблюдений составило 30 500 единиц.

Третья глава посвящена изучению законодательной базы, регламентирующей организацию государственной гражданской службы в Российской Федерации. В связи с тем, что формирование системы медицинской помощи организованным контингентам работающего населения требует должного научного обоснования, была изучена динамика численности и состава государственных гражданских служащих в Российской Федерации в 1999 г. – 2009 гг.

В 2009 г. в органах государственной власти и местного управления в Российской Федерации работали 1 674 770 чел. По сравнению с 1999 г. численность работников органов государственной власти и местного самоуправления в стране увеличилась на 47,5 % (с 1 135281 чел. в 1999 г. до 1 674 770 чел.). В Санкт-Петербурге за тот же период времени численность работающих в органах государственной власти и управления увеличилась на 81,0 % (с 22 188 чел. до 40 167 чел.)

Следует подчеркнуть, что в органах государственной власти и местного самоуправления работают не только государственные и муниципальные служащие, но и работники, осуществляющие обслуживание и охрану зданий. По официальным данным, такие работники составляют более 1/4 от численности работников органов государственной власти и около 1/3 – в органах местного самоуправления.

В ходе исследования была проанализирована динамика численности работников, занимающих государственные должности и должности гражданской службы. В 2009 г. численность работников, занимающих государственные должности и должности гражданской службы в Российской Федерации, составила 868151 человек, а численность работников, занимающих должности муниципальной службы, в 2009 г. - 364903 человек.

Статьей 9 Федерального закона № 79 – ФЗ от 27.07.04 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на 4 категории и 5 групп. Выделяются следующие категории государственных служащих: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Кроме того, должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности, главные должности, ведущие должности, старшие должности и младшие должности гражданской службы.

Необходимо отметить, что в целом государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и должности государственной службы в 2009 г. были укомплектованы на 93,2 %, в том числе государственные должности – на 91,6 %, а должности государственной службы – на 93,2 %. По категориям должностей укомплектованность штатов отличалась несущественно. Должности руководителей были укомплектованы на 94,7 %, помощников (советников) – на 92,9 %, специалистов – на 93,4 %, обеспечивающих специалистов – на 91,6 %. Наиболее сложная ситуация сложилась в группах высших и главных должностей помощников (советников), в которых штаты были укомплектованы на 86,7 и 87,6 %.

Следует отметить, что в 2009 г. большинство работников, занимающих должности государственной службы в Российской Федерации, работали в органах исполнительной власти (81,9 %). Второе место заняли госслужащие органах судебной власти и прокуратуры (15,2 %), практически равный удельный вес составили работники, занимавшие должности государственной службы в законодательных органах и в других государственных органах (соответственно 1,5 % и 1,4 %). В Санкт-Петербурге доля государственных служащих в органах судебной власти и прокуратуры несколько меньше (10,7 %). В то же время больше, чем в среднем по стране удельный вес госслужащих в органах исполнительной власти (86,8 %). Соответственно доля работников, занимавших должности государственной службы в органах законодательной власти, составили 1,5 % , а в других органах государственной власти – 1,0 %.

Среди всех работников, занимавших в 2009 г. в Российской Федерации государственные должности и должности государственных служащих, преобладали женщины, составившие почти 3/4 - 71,3 %. Соответственно мужчины составили немногим более 1/4 - 28,7 %. Женщины составили более 3/4 всех госслужащих органов судебной власти и прокуратуры (79,2 %) и 70,3 % - среди госслужащих органов исполнительной власти. В то же время немногим более половины женщины составили среди работников, замещавших государственные должности и должности государственной службы, в органах законодательной власти (58,1 %) и в других государственных органах (61,8 %)

Среди руководителей женщины составили 71,9 %, среди помощников (советников) – 61,3 %, среди специалистов – 70,5 % и среди обеспечивающих специалистов – 84, 2%. При этом важно отметить, что среди гражданских государственных служащих, занимавших в 2009 г. высшие должности, преобладали мужчины, составившие 2/3. Среди госслужащих, занимавших главные должности, более половины составили женщины – 51,9 %. Существенное преобладание женщин выявлено среди госслужащих, занимавших ведущие должности (69, 4%), старшие (74,3 %) и младшие должности (84,5 %).

Анализ возрастного состава работников, замещавших государственные должности и должности гражданской службы в 2009 г., показал, что более 1/4 из них (28,5 %) были моложе 30 лет. Почти такой же удельный вес (27,5 %) составили госслужащие 30 – 39 лет, менее 1/4 (22,2 %) составили работники госслужбы 40 – 49 лет, а каждый пятый (19,3 %) вошел в возрастную группу от 50 до 59 лет. Незначительную долю составили работники государственной службы в возрасте 60 лет и старше (2,5 %).

Следует подчеркнуть, что в соответствии с действовавшим до недавнего времени законодательством, предельный возраст для замещения должностей госслужбы был ограничен 65-ю годами. В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 317 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен предельный возраст для замещения должностей государственной службы – 60 лет. Поэтому доля лиц, замещавших должности госслужбы в возрасте 60 лет и старше относительно невелика.

Анализ распределения работников, замещавших государственные должности и должности гражданской службы по длительности стажа гражданской (муниципальной) службы в Российской Федерации в 2009 г., показал, что лишь 7,7 % из них практически не имели опыта работы на таких должностях. Каждый четвертый (26,9 %) имели стаж государственной гражданской (или муниципальной) службы от 1 года до 5 лет, а каждый пятый (22,7 %) – от 6 до 10 лет. Работники, имевшие стаж государственной гражданской (муниципальной) службы от 11 до 15 лет составили 14,4 % и от 16 до 25 лет - 19,6 %. Работники, имевшие стаж государственной гражданской (муниципальной) службы 25 и более лет составили 8,7 %, что связано с законодательным возрастным ограничением для данных должностей.

Таким образом, результаты исследования показали, что более половины работников, занимавших государственные должности и должности гражданской службы в 2009 г., были моложе 40 лет, а, следовательно, возрастает роль первичной профилактики и значимость медицинских осмотров с целью выявления преморбидных состояний и хронических заболеваний на ранних стадиях. Среди лиц, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, преобладали женщины, составлявшие в 2009 г. - 71,3 %. В связи с этим в системе медицинского обеспечения госслужащих возрастает роль медицинских подразделений, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь. Значительное увеличение численности государственных гражданских служащих необходимо учитывать при планировании медицинской помощи данному контингенту работающего населения, в том числе при планировании мероприятий, осуществляемых в рамках диспансеризации.

В четвертой главе анализируются важнейшие факторы, влияющие на здоровье государственных гражданских служащих, условия их работы, образ их жизни, медицинская активность и самооценки здоровья.

В связи с особенностями профессиональной деятельности, в том числе, и обусловленными законодательно, особая роль в комплексе негативных факторов, влияющих на здоровье гражданских служащих, отводится психосоциальным факторам. В соответствии с «Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем» Х пересмотра (класс XXI) к таким факторам (обстоятельствам) относятся:

- смена работы (Z 56.1);

- угроза потерять работу (Z 56.2);

- напряженное рабочее расписание (Z 56.3);


загрузка...