Маркетинг сельских территорий в системе территориального управления: принципы, инструментарный аппарат (21.03.2011)

Автор: Радченко Валентина Петровна

- использование возможностей соучастия граждан в реализации маркетинговых исследований в период массовых мероприятий и социальных акций (муниципалитет, общественные организации);

- привлечение крупного бизнеса к обнародованию результатов маркетинговых исследований 3. Решения в области координационной политики Территориального Совета:

- назначение на ключевые позиции Совета по результатам открытого обсуждения кандидатур и тайного голосования;

- обеспечение публичности деятельности ТС для населения и организаций через интерактивную связь (сайт Территориального Совета должен быть связан с сайтом муниципального образования)

Важнейшей задачей управляющей подсистемы маркетинга сельских территорий является задача фондообразования для финансирования маркетинговых мероприятий и развития коммуникаций. В работе сделан вывод о целесообразности вовлечения сельских территорий в социально-экономические инициативы (приоритетные проекты, инвестиционные программы и др.), инициируемые на региональном и федеральном уровне, что позволяет обеспечить оптимальную комбинаторику государственных и местных ресурсов, необходимых для укрепления конкурентных позиций территории. Маркетинг сельских территорий в данном случае выступает инструментом обоснования потребностей в бюджетных ресурсах, а также направлений их адресного использования. При этом маркетинг сельских территорий переориентирует систему территориального управления: от ожидания новых проектов «сверху», критики существующего комплекса государственных программ к самостоятельной оценке возможностей сельской территории, соучастию в разработке проектов, их инициации на уровне региональных администраций, а также активному участию в реализуемых программах, обеспечивающих компенсацию недостающих ресурсов и поддержку населения, бизнес-структур и общественных организаций в условиях экономической нестабильности и усиливающейся конкуренции.

Вовлечение сельской территории в социально-экономические инициативы базируется на vision-методологии, принципах синергизма, деятельностно-функциональном подходе. В диссертации для реализации в Аксайском районе Ростовской области разработана стратегическая схема включения сельской территории в федеральные и региональные социально-экономические инициативы. Она предполагает согласованную работу Администрации муниципального района, формирующей формальные параметры развития сельского района, и Территориального совета по маркетингу, осуществляющего разработку адекватного «образа» территории для внутренних и внешних субъектов, диагностирующего актуальность поставленных администрацией задач с целью конкретизации видения и повышения степени реализуемости запланированных проектов, наращивания ценности территориального продукта (табл 5).

Как показано в табл. 5, система маркетинговых коммуникаций, предусмотренная как встроенный механизм предлагаемой схемы, функционирует по уровням: первый уровень (конкретизация стратегических перспектив сельского района) нацелен на преодоление разобщенности сельской администрации и субъектов сельской экономики, формирование положительного восприятия миссии муниципалитета и региональной администрации; второй уровень (разработка концепции собственных инициатив) обеспечивает актуализацию существующих нерешенных проблем, вовлечение сельского социума через

Таблица 5 – Система маркетинговых коммуникаций (уровень 1) в стратегии включения Аксайского района в социально-экономические инициативы

Виды Цели и задачи использования Основное содержание мероприятий

с общественностью Ключевая цель – формирование «образа территории» как пространства совместной деятельности людей. Задачи: 1) повысить осведомленность о направлениях и перспективах развития экономики Аксайского района; 2) донести целесообразность соучастия в управлении территорией и ее проектах; - публикация Стратегии социально-экономического развития Аксайского района в СМИ (включая поселковые);

- организация общественных обсуждений через СМИ целей и задач Стратегии;

- активизация работы общественных приемных поселковых и районной Администраций;

- публикации в СМИ, встречи с населением;

- просветительская работа с сельским населением через СМИ и сельские сходы

Реклама Цель – формирование отношений сотрудничества с муниципалитетом и государством через механизм государственной поддержки сельского развития. Задачи: 1)снизить «барьер недоверия» жителей села к Администрации муниципального района (социальная реклама);

2) сформировать представление о возможных направлениях господдержки: инвестиционной, правовой, консультационной и др. - наружная социальная реклама (баннеры и плакаты в Администрации района и поселковых администраций) – слоганы «Мы на защите ваших интересов», «Вместе к успеху».

- информационные буклеты и лефлеты на стендах Администрации района, поселковых администраций, разъясняющие виды и формы господдержки;

- информационные (рекламные) публикации о конкурсах, грантах, инвестиционных кредитах и др. формах поддержки в местных СМИ;

- информация о формах поддержки на сайте Администрации.

Прямой маркетинг Цель – обеспечить привлечение основных групп реципиентов к соучастию в проектах; вовлечь финансовые, информационные учреждения, а также общественные организации в деятельность по освоению алгоритмов получения поддержки - рассылки о возможностях господдержки и ее получении целевым аудиториям (фермеры, потребительские кооперативы, владельцы ЛПХ, руководители коллективных хозяйств и поселковых администраций)

- консультации по финансово-инвестиционной поддержке в банковских учреждениях района;

- обучающие встречи с руководителями хозяйств, общественных организаций, предприятий инфраструктуры

сложившиеся формы общественного участия в определение способов их решения.

В заключении диссертации обобщены результаты исследования, сделаны выводы, сформированы практические рекомендации и предложения.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Монографии

Радченко В.П. Концепция маркетинга сельских территорий: принципы, инструментарный аппарат. – СПб.: Изд. Политехнического университета. 2010. – 26 п.л.

Радченко В.П. Маркетинговое управление сельской экономикой: территория, социум, предпринимательство. – СПб.: ТЕССА, 2008. – 13 п.л.

Радченко В.П. Маркетинговый алгоритм включения сельской территории в национальные и региональные инициативы и проекты. [Текст] / Экономика и управление. Коллективная монография. – Пенза: МНИЦ, 2010. – 17/0,4 п.л.

Радченко В.П. Маркетинговый потенциал территориальных сельских систем как фактор преодоления кризисных явлений [Текст] // Национальная экономика в условиях глобализации: бизнес и общество в противостоянии кризису. Коллективная монография /Под ред. А.Я. Линькова. – СПб.: Издательский Дом «РУССКИЙ ОСТРОВ», 2009. – 23/0,5 п.л.

Статьи в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:

Радченко В.П. Проблемное поле территориального маркетинга в парадигме управления социально-экономическим развитием территории [Текст] // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 1. – 12/0,5 п.л.

Радченко В.П. Инструментарий тактических маркетинговых решений в условиях межрегиональной конкуренции [Текст] // Экономика и управление. 2011. № 3. – 9/0,4п.л.

Радченко В.П. Зарубежная практики территориального маркетинга [Текст] // Экономика и управление. 2011. № 2. – 9/0,4 п.л.

Радченко В.П., Белокрылова О.С. Инструменты стратегического маркетинга: разработка долгосрочных сценариев развития сельских территорий [Текст] // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т.8. № 4. Ч.2. – 18,6/0,5/0,25 п.л.

Радченко В.П. Маркетинговый потенциал сельской территории [Текст] // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2010. №5 (37). – 11/0,4 п.л.

Радченко В.П. Маркетинговые технологии включения сельской территории в региональные и национальные социально-экономические инициативы [Текст] // Экономические науки. 2010. № 5. – 20/0,4 п.л.

Радченко В.П. Особенности институтов территориальных сельских систем [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 97. – 24/0,5п.л.

Радченко В.П. Концепция интегрированного маркетингового регулирования села [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №101. – 23/0,5 п.л.

Радченко В.П. Маркетинговые принципы регулирования аграрной экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2009. № 2 (75). Экономические науки. Т.1. - 19/0,5 п.л.


загрузка...