ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ (21.03.2011)

Автор: Платохина Наталья Алексеевна

Практическая значимость:

- разработан и внедрен в практику дошкольного образования региональный компонент содержания образовательной программы «Родники Дона», основанной на интеграции ценностей культуры Донского края (семьи, истории, культуры, труда, нравственности) и представленной разделами «Человек в истории Донского края», «Человек созидатель культуры», «Человек в пространстве Донского края», «Праздники - события в жизни людей»;

- разработана и экспериментально апробирована культуросообразная технология «Пересечение ЛИКов», раскрывающая последовательность способов педагогической деятельности, включающая методы, средства, средовые элементы, правила общения, формы организации деятельности и направленная на развитие представлений дошкольников о ценностях культуры народа, развитие способов открытию первичных личностных смыслов, становлению субъектного опыта ребенка («Образ другого», «Ценности другого», «Я» и другой», «Самовыражение»);

- разработан и апробирован комплекс диагностических методик (тестовые методики «Художественная студия», «Как звучит произведение», «Ожившее произведение», диалоги, рисуночный тест и др.), позволившие определить уровни развития ценностно – смыслового отношения дошкольников к культуре родного края;

- разработаны «вещные» и ценностно-культурные элементы культуросообразной предметно-пространственной развивающей ребенка среды, представленной эмоционально–ценностной, рефлексивной, изобразительно– творческой мини–средами;

- разработана и внедрена целостная модель управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края, состоящая из следующих блоков:

проективный - определение эффективных условий управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов (принципы, функции, содержание и методы);

организационный - организация управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов (формы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, средства педагогического взаимодействия субъектов управления);

диагностический - разработка и апробация критериев и показателей профессиональной компетентности педагогов (культурно-познавательный, информационно-коммуникативный, эмоционально-ценностный, действенно-практический);

результативный - выявление уровней и динамики развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В результате проведенного диссертационного исследования разработаны и апробированые авторские программы спецкурсов: «Теоретико– методологические основы развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края», «Современные проблемы науки и образования: культуросообразный и аксиологический аспект», «Культурно-исторические концепции Детства», которые могут быть внедрены в систему подготовки бакалавров, магистров по направлению «Педагогика» и в систему переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая теория развития ценностно-смыслового отношения детей дошкольного возраста к культуре родного края как система научно-педагогического знания, разработанная на основе интеграции культурологического, гуманистического, аксиологического, ценностно-смыслового подходов, включает:

- представления о ценностях (семьи, культуры, нравственности и т.п.) и целях педагогической деятельности по развитию ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края, выявленных на основе анализа культурно-исторической логики развития ценностей культуры во второй половине XIX- начала XXI вв., определившей становление культурологического, герменевтического, семиотического, аксиологического, экзистенциального, феноменологического и синергетического подходов, выступивших в качестве теоретической основы описания феномена развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края;

- теоретические концепты культуры (закономерности развития ценностей, их влияние на развитие личности и др.) и аксиологии (взаимосвязь культуры, социальной среды и личности, значимость ценностей в становлении генотипа нации и др.), ценности которых интегрированы в объект-субъектную аксиосферу дошкольного образования (ценности культуры как средства развития ценностно-смысловой сферы ребенка, ориентиры в жизнедеятельности ребенка и в понимании своей значимости в художественно–творческой среде, основа культурной идентификации и открытия первичных личностных смыслов и т.п.);

- ценностно-смысловую концепцию мира Детства, раскрывающей новую систему взглядов на Детство – периода развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края, содержащей ключевые идеи:

Детство как ценностный мир, в котором интегрируются ценности мира истории, культуры, социума, личности - «МИКСЛ»; Детство - социокультурное пространство-время познания ребенком образа Мира, его ценностей и осознания личностных смыслов; Детство - личностное пространство жизни ребенка, где он осуществляет выбор культурных эталонов и открывает первичные личностные смыслы; Детство – пространство поиска культурных способов самопрезентации и предъявления ребенком ценностно-смыслового компонента «Я»; Детство - период спонтанного выбора дошкольником культурных эталонов, способов поведения и поиска своего «места» в «культурном событии»; Детство - диалог мира ценностей ребенка и взрослого, образцов культуры и моделей поведения в процессе культурной идентификации;

- ценностно-смысловую модель образовательного пространства дошкольного учреждения как среды развития личности дошкольника, представленную содержательно–целевыми, технологическими, результативными компонентами и основанную на принципах региональности, целостности развития личности ребенка, систематичности погружения ребенка в ценностно-смысловое поле культуры и др.;

- теоретический массив знаний, характеризующий педагогический процесс, обеспечивает эффективность развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края (сущностные характеристики понятий: «культура», «ценность», «ценностное отношение», «ценностно-смысловое отношение», «смысл», «культурная идентификация»; принципы проектирования образовательного пространства дошкольного учреждения: систематичности, погружения ребенка в ценностно-смысловое поле и др.; содержание педагогического взаимодействия – сотворчество, сотрудничество и др.);

- закономерности развития ценностно-смыслового отношения ребенка дошкольного возраста к культуре родного края:

общетеоретические (ценностно-смысловое развитие ребенка дошкольного возраста обеспечивается интеграцией ценностей культуры в содержание образовательных программ, любознательностью, отношением ребенка к произведениям искусства; эффективность развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края определяется и отношением педагога к ценностям культуры, его компетентностью, способностью сопровождать процесс культурной идентификации, обеспечивать помощь ребенку в открытии личностных смыслов);

педагогические (воспитывающий характер процесса развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края; определяющая роль деятельности и общения в развитии ценностно-смысловой сферы дошкольников; зависимость процесса развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края от возрастных, индивидуальных особенностей ребенка и компетентности взрослых, обеспечивающих процесс культурной идентификации, соответствия педагогических условий целям, задачам и ценностно-смысловому содержанию дошкольного образования и др.);

психологические (неравномерность, асинхронию, кумулятивность развития личности, сензитивность дошкольного возраста в присвоении культурно-исторического опыта, социальных и культурных ценностей, норм деятельности и превращение их в собственные потребности в индивидуальной самореализации и др.).

2. Теоретические положения авторской ценностно - смысловой концепции мира Детства как составляющей педагогической теории и раскрывающей новую систему взглядов на Детство – период развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края - включают следующие идеи:

- Детство как ценностный мир, где интегрируются ценности мира истории, культуры, социума, личности - «МИКСЛ», соединяются прошлое, настоящее и будущее, обеспечивается возможность ребенку познавать ценности и открывать первичные личностные смыслы жизнедеятельности;

- Детство как социокультурное пространство-время познания ребенком образа Мира, его ценностей и осознания личностных смыслов, отраженных в истории, культуре, социуме, культуротворческой среде жизни ребенка, где дошкольник воссоздает детский образ Мира, определяющего ценностно-смысловое отношение ребенка к миру на основе культурной идентификации и подражания образу взрослого (педагога, родителя);

- Детство как личностное пространство жизни ребенка, где дошкольник самостоятельно приобретает социокультурный опыт индивидуального движения в самостроительстве системы ценностных ориентаций, отношений в процессе познания ценностей культуры, социума, культурной идентификации и открытия первичных личностных смыслов;

- Детство - пространство поиска ребенком культурных способов самопрезентации, предъявления ценностно-смыслового компонента «Я» в мире Детства, обуславливающего возникновение акта ценностно-смыслового сопереживания – «эмоционального взрыва», на основе идентификации, своего рода эмоциональной «примерки» на себя ценностей и смыслов другого человека, в результате чего и происходит принятие или отторжение открытых ценностей;

- Детство как период спонтанного выбора дошкольником культурных эталонов, способов поведения и поиска своего «места» в «культурном событии», что является характерным для дошкольника и рождает иерархию, соподчинение и соотнесение мотивов, векторов отношений, личностных смыслов и потребностей;

- Детство - диалог мира ценностей ребенка и взрослого, образцов культуры в процессе сопровождения культурной идентификации, обеспечивающей освоение личностью ценностей, норм и традиций определенной культуры, осознание чувства принадлежности к данной культуре, утверждение своей индивидуальности в пространстве культуры, самореализацию своих взглядов, интересов, способностей.

3. Понятие «ценностно-смысловое отношение дошкольников к культуре родного края» - это сложноорганизованная категориальная система связей ребенка с миром культуры, проявляющаяся в способах познания ценностей культуры, открытых на основе любознательности первичных смысловых единиц (слов, цветов, образов, средств выразительности и т.п.), скрытых признаках (причины, мотивы, значение и т.п.) предметов, явлений культуры, личности, ее отношений, открытых на основе культурной идентификации, в позиции ребенка в социальной группе сверстников и взрослых, в личностном успехе в художественно-творческих и игровых видах деятельности, в эмоциональных сопереживаниях и чувствах, субъектном опыте, в компетенциях (культурно-познавательные, информационно-коммуникативные, эмоционально-ценностные, действенно-практические).

4. Ценностно-смысловая модель образовательного пространства как среда развития ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре родного края, представленная содержательно–целевым, технологическим, результативным компонентами и основанная на принципах региональности, целостности в развитии личности ребенка, систематичности погружения ребенка в ценностно-смысловое поле культуры и др., что позволяет научно обосновать педагогические условия развития ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре родного края.

5. Содержание программы «Родники Дона», раскрывающее культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности культуры родного края, народа, проживающего на данной территории, как региональный аспект дошкольного образования направлено на развитие компетенций дошкольников (культурно-познавательные, информационно-коммуникативные, эмоционально-ценностные, действенно-практические), способов познания, осознания ценностно-смысловых значимых мотивов поведения ребенка, открытия первичных личностных смыслов, формирование субъектного опыта жизнедеятельности с помощью вербальных и невербальных средств (выражение симпатии, расположенности, доброжелательности, оказания эмоциональной поддержки сверстникам, организовывать совместную деятельность и т.п.). Содержание программы выступает средством развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края, средством, изменяющим характер и содержание художественно-творческой деятельности дошкольников, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребёнка, потребности к самовыражению своих чувств и мироотношений, смыслов, через включение в активную музыкальную, изобразительную, речевую, конструктивную, игровую деятельность.

6. Критерии и показатели развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края представлены следующими составляющими:

культурно-познавательный критерий: способы активного познания ценностей культуры (сравнения, классификация, сериация, анализ и др.); любознательность как развивающаяся многокомпонентная мотивационно-стилевая характеристика личности, направленная на стремление проникнуть за пределы первоначально воспринятых ценностей культуры, открывающей ребенку новые смыслы; активность как действие, обеспечивающее устойчивый интерес к освоению ценностей окружающего мира; эмоции как состояние удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности и т.п.);

информационно-коммуникативный критерий: способности к культурной идентификации (осмысление, анализ ситуации, принятие решения, построение модели поведения, действие), общению, освоению способов жизнедеятельности, созданию индивидуально-творческой траектории жизни с ориентацией на эмоционально воспринятые эталонные ценности культуры и установки взрослых и т.п.);

эмоционально-ценностный: способности открывать ценности культуры и личностные смыслы жизнедеятельности (тайны своего «Я», мотивы выбора цели, действия и поведения, деятельности и общения, ситуации, знаков, жизни и др.);

действенно-практический критерий: субъектный опыт, отражающий усвоенные компетенции, социальные позиции, способы взаимодействия ребенка с миром людей и вещей, обусловленный познанием ценностей культуры, характером деятельности, личностными представления ребенка, правилами взаимодействия; эмоциональными кодами (личностные смыслы, ориентиры, установки, стереотипы).

7. Культуросообразная технология «Пересечение ЛИКов» (личности, истории, культуры), отражающая систему педагогических действий, средств и способов действий, обеспечивает развитие ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре родного края, представляет собой интеграцию:

видов искусств как средств развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края (произведения искусств, народные подвижные игры, атрибуты быта и др.);


загрузка...