ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ (21.03.2011)

Автор: Платохина Наталья Алексеевна

- складывающейся теорией ценностно-смыслового образования, раскрывающей новые аспекты модернизации образования на основе аксиологического подхода, и фактическим отсутствием ценностно-смысловой концепции мира Детства, определяющей содержание и технологии развития ценностно-смысловой сферы ребенка 5-7 лет;

- развитием системы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, отличающейся этнокультурными, социально-экономическими, социокультурными, полиэтническими особенностями, и фактическим отсутствием регионального компонента содержания дошкольного образования, отражающего ценности культуры родного края, обеспечивающие развитие ценностно-смысловых отношений ребенка к миру;

теоретическими положениями психолого-педагогической науки, доказывающими возможности дошкольника познавать, понимать общечеловеческие ценности, осваивать культурные эталоны поведения, и практическим отсутствием в содержании обучения и воспитания детей дошкольного возраста ценностно-смыслового контента;

- сложившейся аксиологической теорией, определяющей проектирование педагогических условий обучения, развития и воспитания личности в процессе познания ценностей культуры, и недостаточной разработанностью проблемы управления процессом повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросах развития у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре родного края.

Ключевым этапом в решении вышеуказанных противоречий является разработка совокупности ведущих идей ценностно-смысловой концепции мира Детства, обуславливающих модернизацию дошкольного образования и педагогических условий развития ценностно-смыслового отношения к культуре родного края. Концепция позволяет установить преемственность культурных ценностей в системы дошкольного образования с последующими образовательными ступенями.

Проблема исследования заключается в поиске ответов на вопросы:

- Какова сущность педагогической теории развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края в контексте аксиологического подхода к образованию?

- Каковы эффективные условия развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края?

- В чем специфика научно-методологического обеспечения развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края?

Недостаточность теоретической и практической разработанности указанной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования «Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края».

Цель исследования: разработать, научно обосновать педагогическую теорию развития ценностно-смыслового отношения детей дошкольного возраста к культуре родного края и экспериментально апробировать педагогические условия ее реализации.

Объект исследования: педагогический процесс развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края.

Предмет исследования: теоретико-методологические, концептуальные и научно-методические основания развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края.

Гипотеза исследования. Эффективность процесса развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края определяется совокупностью педагогических условий, если:

положения теоретической теории раскрывают концепты культуры (закономерности развития ценностей, их влияние на развитие личности и др.) и аксиологии (взаимосвязь культуры, социальной среды и личности, значимость ценностей в становлении генотипа нации и др.), раскрывают ценности культуры, которые интегрированы в объект-субъектную аксиосферу дошкольного образования (ценности культуры определяются как средство развития ценностно-смысловой сферы ребенка, как ориентиры самоопределения в художественно – творческой среде, а культурная идентификация рассматривается как механизм открытия первичных личностных смыслов жизнедеятельности и т.п.);

ценностно-смысловая концепция мира Детства определяет феномен Детства как ценностно-смысловой период жизнедеятельности ребенка-дошкольника в развитии системы ценностно-смыслового отношения к культуре родного края;

ценностно-смысловая модель образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения представляет целостную систему взаимосвязанных компонентов культуросообразной среды развития личности дошкольника;

региональный компонент содержания дошкольного образования отражает интеграцию ценностей культуры родного края и выступает в качестве педагогического средства развития ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре;

культуросообразная технология «Пересечение ЛИКов», представляет

педагогическую деятельность как интеграцию ее составляющих: развивающих методов (созерцания, ситуационного выбора и открытия смыслов ценностей культуры и др.); средств произведений искусств (композиционное решение, художественный образ, техника исполнения и др.); культуросообразных элементов среды (предметов, явлений и др.);

диагностические методики позволяют доказать эффективность развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края в соответствии с заданными критериями и показателями (способы познания ценностей культуры, способности к открытию личностных смыслов жизнедеятельности, субъектный опыт художественно – творческой самореализации);

модель управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края обеспечивает достижение достаточно высокого уровня развития критериев и показателей профессиональной компетенции педагогов (культурно-познавательный, информационно- коммуникативный, эмоционально-ценностный, действенно-практический);

Цель и гипотеза обусловили решение следующих задач:

Определить степень разработанности проблемы ценностно-смыслового развития дошкольников и обосновать ее актуальность в аспекте аксиологической и культуросообразной парадигмы образования.

Научно обосновать педагогическую теорию развития ценностно-смыслового отношения дошкольников 5-7 лет к культуре родного края.

Создать ценностно-смысловую концепцию мира Детства, раскрывающую Детство как ценностно-смысловой период жизнедеятельности ребенка-дошкольника в развитии ценностно-смыслового отношения к культуре родного края.

Разработать, обосновать и экспериментально апробировать ценностно-смысловую модель образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как среду развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края.

Разработать и апробировать ценностно-смысловой контент регионального компонента дошкольного образования (содержательный и технологический) на основе интеграции ценностей культуры родного края как педагогического средства развития ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре родного края.

Разработать критериально-диагностический аппарат оценки уровня развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края.

Разработать и экспериментально апробировать модель управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края.

Научно обосновать, разработать и экспериментально апробировать педагогические условия развития ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре родного края в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена:

1) концептуальными идеями:

-гуманистического образования, признающего ценность и достоинства ребенка, как приоритетные в воспитании, обучении, развитии на всех этапах образования с учетом его индивидуальности (Н.А.Алексеев, И.И. Бецкой, Е.В.Бондаревская, В.П. Вахтеров, В.В. Зеньковский, В.В.Сериков и др.);

-личностно-ориентированного образования, определяющего личность ребенка как высшую ценность, а условия развития – субъект-субъектные отношения, стимулирующие его активность (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);

-культуросообразного образования, раскрывающего жизненные ценности, смыслы, определяющего ценностное содержание и технологии современного образования как педагогического средства развития личности (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Л.С. Выготский, Р.М. Чумичева и др.);

-феномена культурной идентичности, обусловливающего возможность субъекту осознать свою принадлежность к определенной этнической группе и присваивать ее ценности (А. Ватерман, И. Гофман, Е.И. Дворникова,Ч. Кули, А.А. Кожинов, В.Г. Крысько, Г.У.Кцоева, Дж. Мид, Дж. Марсиа, С. Московичи, Дж.Тернера, Т. Пасонсом, В.Ю.Хотинца, В. К. Шаповалова, Э.Эриксон и Р. Фогельсон др.);

2) подходами:

-культурологическим, раскрывающим положения о культуросообразной детерминации развития человека как личности, как субъекта культуры, о ценностях и смыслах диалога в развитии личности в образовательном пространстве (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Т. Шацкий, Р.М. Чумичева и др.);

-феноменологическим, рассматривающим феномен личности и учения как путь ее развития, воспитания, образования и саморазвития, определяющим концептуальные основы ценностно-смыслового развития ребенка (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин В.В.Краевский, Н.Ф.Талызина и др.);


загрузка...