Внешнеполитическая деятельность императрицы Екатерины Второй Великой (1762–1796 гг.) (21.03.2011)

Автор: Лылова Марина Евгеньевна

– формулирование выводов и научно-практических рекомендаций, выработанных диссертантом в результате проведенного исследования, извлечение исторических уроков, актуальных в современных условиях для развития теории и практики внешнеполитической деятельности России.

Хронологические рамки исследования: с 1762 г., со времени вступления Екатерины II на престол, и до её кончины в 1796 г.

Источниковая база исследования представляет собой несколько групп документов и материалов.

Источники, послужившие основой при написании диссертации, весьма многочисленны и разнообразны. Часть их опубликована, но богатый неизданный материал содержится в фондах ряда архивов. Нами использованы документы, хранящиеся в АВПРИ, РГАДА, ГАРФ, РГИА и РГА ВМФ.

Первая группа – архивные документы. Важнейшими среди них являются документы и материалы, хранящиеся в Архиве Внешней политики Российской империи МИД России (далее – АВПРИ). Значительная часть архивных документов – подлинники на французском языке (официальном дипломатическом языке того времени), некоторые из них – на польском, английском, немецком, татарском, турецком, но почти все эти документы содержат русский перевод1.

Ценные документы по теме исследования хранятся в Российском Государственном архиве древних актов (далее – РГАДА) – в фондах «Секретные пакеты» (ф. 1), «Дела, относящиеся до внутренней и внешней политики России» (ф. 3), «Кабинет Екатерины II и его продолжение» (ф. 10), «Дипломатический отдел» (ф. 15), «Военные дела» (ф. 20)2.

Среди использованных при подготовке диссертации документов Государственного архива Российской Федерации (далее – ГАРФ) следует отметить, прежде всего, фонд «Коллекция документов рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца»3. Среди них – «Записки Екатерины II, начатые в 1790 году»4. Важные для историографии документы хранятся и в коллекции материалов личного происхождения ГАРФ. В частности, в фонде А. П. Лобанова-Ростовского5, императрицы Екатерины Алексеевны6, П. Г. Дивова7 (записные книжки о Екатерине II и ее реформах) и особенно в фонде Г. В. Есипова8. В этом же фонде содержатся выписки из мемуаров прусского дипломата графа Герца за 1779–1786 гг.9

В определенной степени в диссертации автором использован ряд документов о внешнеполитической деятельности Екатерины II Российского государственного исторического архива (далее – РГИА)10 и Российского государственного архива Военно-морского флота (далее – РГА ВМФ)11.

Вторая группа – опубликованные документы. В данной группе документы государственных и военных органов (указы, манифесты, своды законов, сборники документов), делопроизводственные документы.

Собранный и обобщенный отечественными историками фактический материал, впервые введенный в научный оборот С. М. Соловьевым, архивные документы, отражающие линию действий дипломатии Екатерины II, в значительной мере сохраняют свою ценность и в наше время12.

Третья группа – личностные источники. Эта группа источников включает записки, дневники, воспоминания и мемуары известных персоналий. Данные источники отличаются тем, что в них имеются ценные сведения фактологического характера. Но при этом необходимо учитывать, что в записках, мемуарах чаще всего положительно освещаются те факты или сюжеты, которые выгодны автору. А характеристики и оценки историческим личностям мемуаристы могут давать под влиянием слухов и сплетен. Часто субъективная позиция автора, его пристрастное отношение к описываемым событиям искажают реальную картину прошлого1.

Четвертая группа – эпистолярные источники. Переписка является весьма ценным повествовательным источником, не менее ценным, чем дневники и мемуары. Письма, как правило, более искренни, пишутся под впечатлением происходивших событий. Однако на письма может влиять ряд факторов: настроение, состояние здоровья, правдивая или основанная на домыслах информированность автора писем. Отметим большую роль исторических журналов «Русский архив» (далее – РА) П. И. Бартенева и «Русская старина» (далее – РС) М. И. Семевского в публикации эпистолярного наследия прошлого2.

Пятая группа – справочные источники. В эту группу автором включены всевозможные известные справочники, справочные материалы энциклопедических изданий и словарей, информационные указатели, ряд энциклопедических справочников и словарей, опубликованных со времени Екатерины II по настоящее время и имеющих справочную информацию о внешнеполитической деятельности исследуемого исторического периода3.

Таким образом, подводя итоги обзора источников, отметим, что при работе над диссертацией автор располагал обширной и разнообразной документацией. Тщательное изучение содержания всех видов источников, входящих в сферу, окружающую объект исследования, сопоставление их с известными достоверными фактами, относящимися к рассматриваемой проблеме, дало автору возможность раскрыть поставленные задачи.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории и философии научного познания, труды видных отечественных и иностранных ученых1. Автор диссертации опирался также на научные принципы и методы исторического познания. При этом диссертант руководствовался такими принципами исторической науки, как принцип научности, объективности и принцип историзма. Это означает, что в ходе работы автор стремился:

– выявлять объективные закономерности, определяющие цели и направленность внешнеполитической деятельности Екатерины II в годы ее царствования;

– опираться на конкретные факты и события в их истинном содержании и значении, не искажая и не подгоняя их под заранее подготовленные схемы и концепции;

– рассматривать каждое явление не в отдельности, а во взаимосвязи с другими, анализировать исторические факты в их совокупности;

– изучать все аспекты проблемы с учетом конкретно-исторической обстановки и социально-политической ситуации как в России, так и в мире в целом;

– исследовать проблему комплексно и всесторонне во всей ее многогранности и противоречивости;

– учитывать при анализе внешнеполитической деятельности Екатерины II не только политические, но и военные, экономические, социальные, личностные факторы.

Рассматривая методологию не только как учение об основах научного познания, но и как совокупность, систему определенных методов, способов, приемов изучения поставленной научной проблемы, диссертант применил наиболее актуальные из них для данного исследования. При этом соискатель исходил из того, что существует общая методология, определяющая методы познания в целом, и собственно историческая методология.

Диссертант стремился достичь оптимального сочетания исторических и общенаучных методов. Если исторические методы исследования способствовали раскрытию содержания внешнеполитической деятельности Екатерины II, то общенаучные методы способствовали осуществлению анализа ее внутренней сути, побудительных причин, движущих сил и самого механизма внешней политики того времени в различных аспектах.

Диссертант опирался на следующие общенаучные методы.

Следуя методу «от конкретного к абстрактному» в изучении проблемы, на основе конкретных документов, фактов, событий диссертант стремился определить направленность, содержание и общую динамику внешнеполитической деятельности Екатерины II в рассматриваемый период.

Метод системного анализа позволил рассматривать процесс деятельности Екатерины II во внешней политике как систему, процесс развития которой отражает сложный механизм взаимовлияния и взаимопроникновения политических, военных, экономических, социальных и других факторов.

Метод компаративного анализа позволил выделить отдельные периоды внешнеполитической деятельности императрицы и их особенности.

При выявлении практической значимости проблемы исследования был использован метод экстраполяции, позволивший сделать определенные выводы из исторического опыта и сформулировать некоторые рекомендации для выработки и обоснования ориентиров дальнейшего развития современной внешнеполитической деятельности России.

Собственно специально-исторические методы исследования, нашедшие применение в диссертации, таковы:

- сравнительно-исторический метод, обусловливающий сопоставление друг с другом различных тезисов и положений для выявления противоречий между ними, определенного сходства и различий между исследуемыми событиями или процессами, а также позволяющий анализировать процесс внешнеполитической деятельности Екатерины II;

- историко-типологический метод, в основе которого лежит расчленение объекта и предмета исследования и их группировка с помощью обобщенной модели, что позволяет объективно подойти к оценке перспектив их развития;

- типологический метод, означающий необходимость обобщений или типологизации факторов, влияющих на развитие внешнеполитической деятельности Екатерины II;

- хронологическо-проблемный метод, требующий рассмотрения исторических событий с точки зрения их последовательности, движения и изменения.

При использовании общеисторических методов диссертантом применялись такие общенаучные методы, как индукция, дедукция, анализ, синтез, контент-анализ, метод обобщения и др.

Важным методологическим инструментом являются ключевые понятия, отражающие объект и предмет исследования, фиксирующие его результаты, дающие возможность перейти от эмпирического описания исторических явлений к теоретическому объяснению закономерностей. Поэтому соискатель обратился к таким понятиям, как «политика», «внешняя политика», «внешнеполитическая деятельность» и «субъекты внешнеполитической деятельности».

Понятие «политика» неоднократно подвергалось различным трактовкам, в том числе и в зависимости от политической конъюнктуры.

К XIX в. понимание данного термина приобретает научный характер, хотя имеющий соответствующее политическое проявление. Так, в словаре В. И. Даля политика определяется как «наука государственного управленья; виды, намеренья и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые»1.

Позже, в советский период, понимание категории «политика» обретает более расширенное толкование и связывается с конкретными лидерами государства. Д. Н. Ушаков дает определение термина следующим образом: политика [греч. politik?] – 1. Деятельность государственной власти в области управления и международных отношений; деятельность той или иной общественной группировки, партии, класса, определяемая их целями и интересами. …Внешняя

политика. Внутренняя политика…; 2. Общий характер, отличительные черты деятельности или поведения (государства, общественной группы, отдельного лица в той или иной области)1.

Выделение из понятия политики термина «внешняя политика» определяется ее составной частью объекта исследования.


загрузка...