Педагогическая система профильной подготовки школьников в области физической культуры (21.03.2011)

Автор: Латыпов Ильдар Касимович

ЛАТЫПОВ Ильдар Касимович

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной

физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2011

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

Красников Андрей Андреевич

доктор педагогических наук, профессор

Лукъяненко Виктор Павлович

доктор педагогических наук, профессор

Барчуков Игорь Сергеевич

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Московская государственная

академия физической культуры»

Защита состоится 17 мая 2011 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.003.02 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, ауд. 603

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Автореферат разослан «____» _____________________ 2011 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Сахарова М.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года №1101-р, определены основные направления модернизации физического воспитания в современной школе, ориентированного на индивидуальные особенности детей, их способности и интересы.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого школьника, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому в качестве главного результата общего среднего образования рассматривается готовность выпускников к непрерывному образованию, способность к самостоятельному и успешному выбору профессии (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

В системе образования широко используются средства физического воспитания и спорта. Однако за последние годы сложилось устойчивое отставание общего образования в области физической культуры от других образовательных направлений. Это отчетливо проявляется в том, что подрастающее поколение в большинстве своем сравнительно успешно овладевает научными и гуманитарными знаниями, осваивает производственные и информационные технологии, но в то же время физически не готово к трудовой и воинской деятельности, часто не способно противостоять стрессовым воздействиям социума на принципах здорового образа жизни (материалы совместного заседания президиума Госсовета и Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта от 14 октября 2008 года).

Для решения этой проблемы нужны спортивно-педагогические кадры. Поэтому одним из основных стратегических ориентиров развития физической культуры и спорта в стране является увеличение к 2015 году количества квалифицированных специалистов и работников физической культуры и спорта до 320 тысяч, а к 2020 году – до 360 тысяч человек (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года).

Проблемам повышения качества довузовской подготовки учащейся молодежи и совершенствования процесса обучения в вузах физической культуры и спорта посвящены многочисленные научные исследования (М.Я. Виленский, Е.В. Воробьева, Л.Г. Демченская, С.П. Евсеев, Ю.Д. Железняк, В.П. Каргаполов, Г.З. Карнаухов, В.Ф. Костюченко, В.П. Лукъяненко, Г.Г. Наталов, С.Д. Неверкович, П.Н. Пасюков, П.К. Петров, О.В. Петунин, Г.Н. Пономарев, М.Б. Сапарбаев, Ф.И. Собянин, Н.Н. Чесноков, В.Т. Чичикин, О.Л. Шабалина, Г.А. Шашкин и др.).

Между тем современная социально-экономическая ситуация, результаты изучения мнения молодых специалистов о мотивах выбора педагогической профессии, а также собственные исследования свидетельствуют о том, что ориентация учащихся на выбор данной профессии, формирование интереса школьников к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта и обеспечение условий для их профессионального самоопределения не находят должного места в школе (Г.Д. Бабушкин, Э.В. Балакирева, В.А. Голубев, С.Н. Канунников, С.В. Ким, В.Н. Курысь, О.В. Майоров, Г.К. Селевко, Г.И. Скворцов, Т.С. Сусикова, Л.В. Хохоева, В.С. Якимович и др.).

Направленному решению проблемы профессионального самоопределения учащихся в парадигме успешной личностной самореализации призвано способствовать введение на старшей ступени общего образования профильного обучения, цель которого – повысить качество общего образования, обеспечить углубленную и специализированную подготовку школьников с учетом их индивидуальных способностей и склонностей. Профильное обучение предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом – и к будущей профессиональной деятельности (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, 2002).

Физическая культура как профессионально-прикладной компонент также является составной частью подготовки и успешной адаптации к любому виду социально полезной деятельности. В связи с этим введение профильного обучения в значительной мере способствовало бы не только выбору профессионального пути, но и формированию компетентного отношения учащихся к использованию средств физической культуры для укрепления здоровья, повышения двигательной активности, а также расширению и углублению знаний выпускников школ в области физической культуры (П.З. Сирис, 1988; В.А. Голубев, 1991; Г.Д. Бабушкин, 1994; В.А. Кабачков, 1996; Н.Н. Чесноков, 1997; Г.И. Скворцов, 2000; Ю.Д. Железняк, 2001; В.В. Тверских, 2004; А.П. Матвеев, 2006; В.П. Лукъяненко, И.А. Глущенко, 2007 и др.).

К 2011 году будет завершен организационный переход на принципы профилизации обучения (материалы заседания коллегии Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2008 г.). Объективными предпосылками для введения профильного обучения в области физической культуры являются:

-реальные потребности рынка труда, формирующего заказ общества на учителей физической культуры, тренеров-преподавателей и других специалистов по физической культуре, спорту и туризму;

-личные интересы и склонности учащихся к физкультурно-педагогической деятельности, лежащие в основе выбора их последующего профессионального образования;

-индивидуальные особенности и способности учащихся, характеризующие возможные границы их самореализации средствами физической культуры и спорта, а также ориентирующие на выбор соответственного уровня профессионального образования в области физической культуры.

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований позволил сделать вывод о том, что проблема профильного обучения активно разрабатывается учеными разных специальностей. В России уже давно функционируют элементы профильного обучения, но нет системы, интегрирующей их в единство, обладающей новым качеством и характеризующейся четкими отношениями и связями, определяющими специфику этого нового качества обучения (М.Э Кожевникова, 2003; Л.К. Артемова, 2005; Л.О. Филатова, 2005; С.С. Кравцов, 2007; А.А. Петрусевич, 2008; И.В. Фролов, 2008; Г.А. Сикорская, 2009 и др.).

К сожалению, о характере и содержании профильного обучения многие учителя физической культуры пока не имеют четкого представления. В то же время имеются лишь отдельные работы, в которых рассматриваются некоторые аспекты профильной подготовки учащихся старших классов к профессиональной деятельности в области физической культуры (В.В. Тверских, 2004; А.П. Матвеев, А.Я. Журкина, В.А. Панов, 2006; И.А. Глущенко, 2007; В.П. Лукъяненко, 2008).

Проведенный нами анализ теории и педагогической практики показал, что в настоящее время отсутствует система профильной подготовки школьников на физкультурно-педагогическую деятельность. Профильная подготовка учащихся не интегрирована в систему общего среднего образования в области физической культуры и носит фрагментарный характер с точки зрения содержания образования, форм и методов обучения. Это еще раз подтвердил необходимость дальнейших исследований и позволил выявить следующие противоречия:


загрузка...