Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы (21.03.2011)

Автор: Извеков Игорь Николаевич

Потенциальный

(уровень возможностей) Слабая заинтересованность в изучении истории семьи. Старшеклассник считает, что изменить в прошлом ничего нельзя, следовательно, нет необходимости его знать.

Недостаток генеалогических знаний, нечеткое представление о роли генеалогических знаний для разыскания сведений об истории семьи.

Установка к созданию родословной семьи проявляется в форме намерения.

Индифферентное отношение к вопросам изучения истории семьи, к прошлому и настоящему своих родителей, к своим предкам. Проявляет интерес к исследованиям одноклассников, способен к сопереживанию, проявляет его по отношению к рассказам одноклассников об их родословных историях.

Уровень 2.

Ценностно-ориентированный (наличие положительной мотивации, осознание и принятие семейных ценностей) Проявляет интерес в отношении исследования истории семьи, выражает намерение узнать историю происхождения своей фамилии, исторические факты и жизненные ситуации, связанные со своими предками, какими людьми они были, какова их роль в известных исторических событиях.

К усвоению знаний по генеалогии относится без особого желания, установки на активную поисковую деятельность не сформированы, имеет слабые представления о путях поиска генеалогической информации.

Эмоции проявляет в отношении будущих результатов, и они его интересуют, но никаких практических действий без побуждений со стороны учителя не предпринимает.

Выполненные задания учителя оформляет без творческого подхода к представлению результатов.

Уровень 3.

Познавательно-технологический, деятельный уровень (готовность к поисковой деятельности и участие в ней) Имеет выраженный интерес к исследованию истории семьи, положительную мотивацию к поисковой деятельности. Сформированы положительные установки по отношению к усвоению генеалогических знаний, стремится самостоятельно найти недостающую информацию из Интернета, литературных источников, государственных и семейных архивов.

Проявляет сопереживание по отношению к историческим фактам из истории семьи, действиям своих родителей и других, ныне живущих родственников, проявляет чувство гордости за достижения своих предков.

Наличие ценностно-генеалогических знаний и умений. Сформированы умения исследовательской и поисковой деятельности, знает источники получения информации и способы их использования при оформлении результатов. Не всегда творчески оформляет результаты своих исследований, ограничивается описанием проведенной работы.

Уровень 4.

Осознанно-мотивированный

(осознание и принятие нравствено-генеалогических ценностей).

Проявляет достаточно высокий уровень заинтересованности в исследовании истории семьи. Имеет ярко выраженную положительную мотивацию к проведению генеалогических разысканий, интерпретации результатов поисковой и исследовательской деятельности.

Понимает значение теории, закономерностей, принципов генеалогии для результатов поисковой и исследовательской деятельности. С интересом воспринимает теоретический материал по генеалогии, владеет методами сбора информации по истории семьи, знает источники получения информации.

Сформирована готовность к исследовательской деятельности по изучению истории семьи. Активная поисковая и исследовательская деятельность. Осознание значения нравственно-генеалогических ценностей для собственного развития.

Уровень 5. Культурно-творческий (позиция субъекта культурной деятельности, утверждающего генеалогические ценности). Проявляет осознанную заинтересованность и активно участвует в изучении истории семьи, ветви рода, рода. Глубоко выражено положительное эмоциональное отношение к процессу поиска информации, интерпретации и оформлению материалов поисковой и исследовательской деятельности. Творческое отношение к оформлению результатов исследования, умение обобщать результаты, представлять их в форме монографии и художественных произведений (библиографический очерк, исторический рассказ); потребность к развитию достигнутого. Явно выражено стремление к публичным выступлениям, потребность пропагандировать генеалогическую культуру среди сверстников.

Для выявления уровней сформированности генеалогической культуры старшеклассников был использован метод экспертных оценок.

Таблица 2

Сравнительная оценка уровней сформированности генеалогической культуры старшеклассников экспериментальной группы до начала и в конце опытно-экспериментальной работы

n = 600

Контингент

старшеклассников Уровни сформированности

генеалогической культуры школьников

1 2 3 4 5

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

До опытно-экспериментальной работы 380 63 80 13 70 12 70 12 - -

По итогам опытно-экспериментальной работы 120 20 190 32 150 25 114 19 26 4

Проверка достоверности полученных экспериментальных выводов осуществлялась нами с помощью непараметрического критерия ?2. Уровни сформированности генеалогической культуры старшеклассников контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента существенно не различались (?2 набл. = 0,136 < ?2 крит. для числа степеней свободы = 4 и р < 0,01).

Сравнение уровней сформированности генеалогической культуры старшеклассников контрольной и экспериментальной групп по окончанию эксперимента показывает, что они значимо различаются (?2 набл. = 231 > ?2 крит.). Это служит основанием для вывода о положительном влиянии проведенной со старшеклассниками экспериментальной группы работы по формированию их генеалогической культуры. На графике 1 представлена динамика уровней сформированности генеалогической культуры у старшеклассников экспериментальной группы.

График 1.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования и определены дальнейшие перспективы научной работы по заявленной проблеме. Актуализация идей формирования генеалогической культуры личности в контексте ценностно-генеалогического подхода обусловлена не конъюнктурными соображениями, а необходимостью восстановить преемственность поколений в российском социуме, имеющую как теоретическую, так и практическую ценность для гуманизации системы образования и приобщения молодежи к духовным ценностям гражданского общества.

Исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Обоснованы сущность категории «генеалогическая культура личности», ее содержание, структура и специфические особенности. Генеалогическая культура как один из важнейших аспектов общей культуры человека несет в себе ценностно-смысловое, моральное начало в исследовании личностью истории своей семьи, влияет на развитие сознания и чувств, обуславливающих этику поведения. Содержание, структуру и специфические особенности генеалогической культуры составляют: генеалогические знания; генеалогическая грамотность; осознанная деятельность личности по систематизации родоведческих знаний по истории семьи; эмоциональная составляющая; ценностные ориентации; умения устанавливать отношения и регулировать взаимодействия современников с родственниками разных поколений: понять и принять предков, предвосхитить связь с потомками; умения исследовательской деятельности; умения творческого осмысления и оформления результатов генеалогических изысканий в форме семейной монографии.

2. Разработаны теоретические основы формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы в концепции ценностно-генеалогического подхода, отражающие идеи гуманистической педагогики, направленные на принятие и соблюдение личностью общечеловеческих моральных норм в изучении истории своей семьи и представленные следующими теоретическими положениями:

- цели, задачи и принципы формирования генеалогической культуры являются методологическим основанием для генеалогических знаний старшеклассников, получаемых ими в процессе обучения и воспитания в целостной образовательной среде семьи и школы;


загрузка...