Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы (21.03.2011)

Автор: Извеков Игорь Николаевич

На основе экспертных оценок с учетом разработанных критериев выявлены пять уровней развития генеалогической культуры старшеклассников:

- потенциальный (уровень возможностей);

- ценностно-ориентированный, характеризующийся осознанием и принятием семейных ценностей;

- познавательно-технологический, отражающий наличие нравственно-генеалогических знаний и умений, а также готовность к поисковой деятельности;

- осознанно-мотивированный, проявляющийся в высоком уровне заинтересованности в исследовании истории семьи, мотивации к проведению генеалогических исследований, интерпретации результатов поисковой деятельности;

-культурно-творческий, предполагающий активное участие в составлении генеалогических документов (родословной, интерпретацию ее в поколенную роспись), культурно-просветительскую работу среди сверстников, творческое оформление результатов генеалогических изысканий.

10. Технология генеалогического изыскания основывается на взаимодополняемости этапов изучения преемственности поколений с учётом временного фактора, осознании сопричастности личности к историческому процессу страны и к реалиям современной жизни. Педагогические технологии включают ознакомление с практическими аспектами генеалогии, методикой поиска генеалогической информации, организацию работы старшеклассников в библиотеках, архивах, музеях, муниципальных учреждениях, хранящих родоведческую информацию; обучение составлению собственной родословной (поколенной росписи), ее оформление и направлены на овладение семейными ценностями и освоение ценностей генеалогической культуры.

Публикации. По теме исследования опубликовано 66 работ, включая 4 монографии (общим объемом 73,3 п.л.) и 10 статей в научных журналах, утвержденных ВАК в Перечне ведущих рецензируемых журналов РФ (общим объемом 4,7 п.л.).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены логикой и непротиворечивостью теоретико-методологических оснований исследования, совокупностью взаимодополняющих методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки, широкой опытной базой исследования; сочетанием количественного и качественного анализа, проведением статистической обработки материалов, положительными эффектами внедрения результатов исследования.

Апробация результатов исследования. Основные идеи, материалы, выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях ученого совета учреждения Российской академии образования «Институт образовательных технологий», кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Черноморская гуманитарная академия». Материалы диссертационного исследования нашли отражение в печатных работах (1998-2010гг.); докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Интеллигенция Новгородской земли: проблемы и судьбы» (В. Новгород, 1997); Научно-теоретическом семинаре «Архивы России и проблемы региональной истории» (В. Новгород, 1999); Межрегиональной научно-практической конференции «Третьи Тюменские родословные чтения» (Тюмень, 2003); VII Новгородских генеалогических чтениях «Семьи Рюриковичей в истории России» (В. Новгород, 2005); XVIII научной конференции «Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления» (Москва, 2005); Международной научно-практической конференции «Новгородика – 2006» (В. Новгород, 2007); ХIХ Международной научно-практической конференции «Единство гуманитарного знания: новый синтез» (Москва, 2006); II Всероссийской гуманитарно-просветительской конференция «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества» (Казань, 2007); XX Международной научной конференции «Вспомогательные исторические дисциплины – источниковедение – методология истории в системе гуманитарного знания» (Москва, 2008); Международной научно-практической конференции «Новгородика – 2008» (В. Новгород, 2009); Девятой международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения» (В. Новгород, 2009), XXI Международной научной конференции «Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания» (Москва, 2009); Международной научно-практической конференции «Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика» (Москва, 2009, 2010); VII Международной конференции «Антропологические основы субкультуры детства: нормы, ценности и практика» (Ставрополь, 2010) и др.

Внедрение результатов исследования.

Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ городов Великого Новгорода, Тамбова, Сочи, Казани, республик Татарстан, Карелия. Результаты исследования апробированы на семинарах работников народного образования, учителей, классных руководителей по проблемам генеалогии и нравственного воспитания старшеклассников. Разработанные научно-учебные комплексы: учебные программы, учебные пособия и методические рекомендации для учителей школ, учащихся и родителей получили высокую оценку Комитета образования, науки и молодежной политики г. Великого Новгорода и рекомендованы для внедрения в практику работы школ по вопросам нравственного воспитания школьников. Методические материалы для учителей и учащихся получили положительные экспертные оценки городских, областных и Всероссийских конкурсов и рекомендованы для внедрения в практику учебно-воспитательной работы школ.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 361 источник; содержит 414 страниц текста; иллюстрирована схемами, таблицами, графиками и диаграммами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются актуальность темы, проблема, объект, предмет, цель исследования. Формулируются гипотеза и задачи, методы, этапы, база, теоретические и методологические основания исследования. Приводятся основные положения, выносимые на защиту, рассматриваются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, способы апробации и внедрения результатов проделанной работы в педагогическую практику.

В первой главе «Теоретические основы формирования генеалогической культуры старшеклассников в контексте ценностно-генеалогического подхода» определяется понятие генеалогической культуры, выявляется его сущность и особенности, анализируются концепции нравственного воспитания молодежи, сложившиеся в России с середины XIX века до настоящего времени, которые рассматриваются нами как научные предпосылки формирования генеалогической культуры старшеклассников и установления генеалогической идентичности.

Во второй половине XIX – начале XX вв. в теоретической педагогике наибольшую известность приобрели три направления: антропологическое, психологическое и педоцентрическое. Стержневая идея антропологических концепций – «воспитать человека», то есть возвысить, облагородить, вселить в него стремление к лучшему и дать ему средство к самосовершенствованию (Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский). Особенностью антропологических воззрений К.Д. Ушинского является их глубокий и всеобъемлющий психологизм. Исследуя человека как предмет воспитания вообще и нравственного в особенности, К.Д. Ушинский подчеркивал значимость развития таких психических свойств и процессов, как мышление, чувствование, воля, воображение, убеждения, привычки. Сторонники педоцентрических позиций в отечественной педагогике второй половины XIX – начала XX вв. (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель), ставя в центр педагогического процесса ребенка как субъекта деятельности, носителя высших ценностей детства, исходили из идеи свободного воспитания без жестких правил и предписаний. Они полагали, что даже младший школьник не нуждается в педагогическом сопровождении и, тем более, в руководстве. Все названные выдающиеся педагоги были едины во мнении о том, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще» (К.Д. Ушинский).

В период становления советской школы (20-30 гг. XX в.) приоритетными в воспитательной деятельности стали формирование коллективизма, общественной направленности личности, коммунистического отношения к труду (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко). В дальнейшем нравственное воспитание понималось как целостный процесс, направленный на овладение подрастающим поколением правилами и нормами поведения в соответствии с принципами, сформулированными в «Моральном кодексе строителя коммунизма». Характерно, что в этом «кодексе», являвшимся частью текста Программы КПСС, наряду с идеологизированными нормами поведения советского человека признавались общечеловеческие нравственные ценности. Среди них гуманные отношения между людьми, честность, правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей, нетерпимость к национальной и расовой неприязни. И хотя большинство этих норм не совпадало с общественной практикой и поэтому носило декларативный характер, данный факт сыграл определенную позитивную роль в возрождении в 70-е – 90-е годы традиций гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.А. Сухомлинский).

В современных условиях проблемы формирования личности исследуются в контексте организации воспитывающей среды, приобщения молодежи к культуре, социальной адаптации подростка и старшеклассника, их саморазвития и самореализации в творческой деятельности и в межличностном общении (В.И. Андреев, Р.У. Богданова, З.И. Васильева, Э.А. Верб, В.Г. Куценко, Л.И. Маленкова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург).

Таким образом, ретроспективный обзор концепций нравственного воспитания школьников в отечественной педагогике позволяет установить диалектическую связь и преемственность между прошлым и настоящим при разработке инновационных подходов к изучению этой сложной и многозначной педагогической проблемы.

В исследовании впервые в педагогической теории и практике стратегическим фактором формирования генеалогической культуры личности выступает ценностно-генеалогический подход, основанный на познании ценностей, связанных с историей семьи, происхождением фамилии, роли дальних и близких родственников в судьбе Отечества. Ценностно-генеалогический подход ориентирован на генеалогические исследования семьи, на раскрытие ценностей семьи, рода, на выявление многообразных типов связей семьи и социума, ее элементов, сведение их в единую целостную картину становления семьи и определяет основные направления влияния семьи и школы на формирование генеалогической культуры личности. Теоретическую основу ценностно-генеалогического подхода определяют: цели, задачи и принципы формирования генеалогической культуры старшеклассников; система генеалогических знаний и умений, получаемых в процессе обучения и воспитания в целостной образовательной среде семьи и школы; генеалогическая идентификация как результат установления старшеклассником его принадлежности к определённой семье, ветви рода, роду в целом. Для рассмотрения этих сущностных вопросов в процессе воспитания учащихся были выявлены закономерные связи между смежными областями гуманитарного знания: генеалогии и педагогики. Интеграция двух гуманитарных наук позволила установить закономерности и функции современной генеалогии в педагогике, раскрыть теоретико-методологическое значение генеалогии в развитии нравственных ценностей личности, обосновать возможность применения генеалогических знаний в формировании генеалогической культуры личности в качестве инструмента, который позволяет сохранить традиции воспитания подрастающих поколений.

Потребность человека воспроизвести и запечатлеть в устной или письменной форме фрагменты из жизни предков возникает под воздействием как сформированного индивидуального, так и общественного сознания. Издавна человеку было свойственно фиксировать исторические (генеалогические) связи (кровные и свойственные) между людьми. Описание истории семьи осуществляется по генеалогическим документам, представленным в форме родословных таблиц, отражающих различные степени родства.

Из генеалогического понятийного научного аппарата нами выделена историческая генеалогия, которая позволяет современному человеку проявить свое отношение к миру и самому себе, в рамках которой мы оперируем понятием социальной (генеалогической) памяти, являющейся частью сознания личности. О феномене генеалогической памяти можно говорить как о «диалоге поколений», отмечая, что индивидуальное сознание личности через генеалогию выводит на формирование её самоидентичности.

Действительно, социальная память, идентичность, историческая генеалогия – три неразрывно связанных понятия в современной реальности российского общества. Социальная память как важнейший элемент культуры невозможна без преемственности не генетически передаваемых данных, то есть, в частности, без соотнесения личности с историей страны. В то же время «ощущение собственной самости» (что и есть идентичность) невозможно без соотнесения себя с тем, что создавалось предшествующими поколениями семьи, то есть без соотнесения себя с истоками своего рода. И именно историческая генеалогия – тот прочный мост, который дает методологию для воссоединения истории страны с историей личности, формирует ее генеалогическую культуру и нравственность.

Формирование генеалогической культуры основывается на генеалогических знаниях, практической деятельности по изучению истории семьи и ее ценностей; на осознании результатов генеалогических разысканий, которые могут быть представлены описанием истории семьи (монографии), биографических очерков о конкретных представителях семьи (ветви рода), фрагментов событий из жизни семьи. Поисковая деятельность старшеклассников по изучению истории семьи и оформление ее конкретных результатов служит основанием для формирования генеалогической культуры личности.

В современном обществе происходит переоценка и трансформация ценностей, когда появляются новые жизненные смыслы и ценностные ориентиры. Семейные ценности, в первую очередь, ориентируют на приоритеты человека: его здоровье, благополучие, труд, творчество, гуманные взаимоотношения в семье и общественной жизни. В этом контексте следует рассматривать роль генеалогической основы семьи, поколений, рода, близких и дальних предков, их взаимосвязи с нынешними потомками, сохранение семейных традиций, чести и достоинства в связи с причастностью к людям, положившим начало истории семьи, членами которой являются нынешние старшеклассники.

Из многообразия подходов, разработанных в теории и реализуемых в педагогической практике, ценностно-генеалогический подход рассматривает явления и процессы, связанные с изучением истории семьи, как сложные целостные системы на основе рассмотрения ценности составляющих ее элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Характеристика генеалогического компонента и подготовка старшеклассника к изучению истории своей семьи предполагает рассмотрение ценности в качестве основного ориентира генеалогических исследований. Главными понятиями, характеризующими данный подход, являются «ценность» и «генеалогия». Ценность представляют не только генеалогические сведения, знания, но и их значение для нравственного осмысления старшеклассником микроистории своей семьи, своих предков и осознания их роли в становлении и развитии рода, страны. Понимание нравственного воспитания как сложной системы в его ценностной составляющей по отношению к истории семьи позволяет включить в ценностно-генеалогический подход элементы интегративного и системного подходов. Личностный аспект нравственного воспитания, выступающий как его подсистема, обеспечивает эффективность подготовки учащихся к генеалогическим исследованиям. При этом разнообразие видов, форм и содержания деятельности старшеклассников в процессе генеалогических изысканий выступает в качестве действенного средства и необходимого условия нравственного воспитания. Ценностно-генеалогический подход предполагает учет индивидуальных особенностей воспитанников на основе доминирующей направленности интересов, мотивов, потребностей; развития их творческих возможностей и пр.

Как показало исследование, эффективность ценностно-генеалогического подхода определяется соблюдением в образовательном процессе ряда педагогических принципов формирования генеалогической культуры старшеклассников (положения, выносимые на защиту, пункт 5).

Проведенный анализ показал, что необходимо усилить генеалогическую составляющую в учебно-воспитательном процессе как важный источник формирования генеалогической культуры воспитанников.

????$??$???????I

?????и?????$??$???????I

????$??$???????I

???????????I

????$??$???????I

??????I

????????????????I

???????????I

????????????????I

??????I?в единое целое и ее успешное функционирование. Системность целостной образовательной среды семьи и школы имеет функциональный характер и представлена в положениях, выносимых на защиту (пункт 3).


загрузка...