Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы (21.03.2011)

Автор: Извеков Игорь Николаевич

- выявлены педагогические возможности целостной образовательной среды семьи и школы как системного феномена, основанного на началах сотрудничества, интегративности, единства педагогических позиций, комфортности, взаимопонимания, непосредственно влияющего на формирование генеалогической культуры старшеклассников;

- обоснованы сущность и значение генеалогических ценностей, хранителем которых выступает семья, проведена их классификация;

- раскрыты существенные направления влияния семьи на формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы с позиций ценностно-генеалогического подхода: регенеративное, связанное с наследованием семейного статуса, фамилии, имущества, социального положения; фелицитологическое, воплощающее мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья; гедонистическое, связанное с физическим и психическим комфортом в семье; персоналитарное, характеризующееся ценностью признания прав и свободы личности в семье;

- разработана концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно-генеалогического подхода, отображающая внутренние и внешние связи субъектов социально-педагогического взаимодействия (семья – школа – государственные учреждения и общественные организации) и систему педагогического обеспечения, представленную целевым, содержательным, деятельностным, результативным компонентами формирования генеалогической культуры старшеклассников;

- обоснованы внутренние механизмы формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы с опорой на генеалогическую идентификацию старшеклассников. Генеалогическая идентификация является результатом осмысления старшеклассником его принадлежности к определённой семье, ветви рода, роду в целом.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем. Впервые разработано теоретическое обоснование эффективного формирования генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и школы с позиций ценностно-генеалогического подхода. Теоретическую основу ценностно-генеалогического подхода определяют: цели, задачи и принципы формирования генеалогической культуры старшеклассников; система генеалогических знаний и умений, получаемых в процессе обучения и воспитания в целостной образовательной среде семьи и школы; генеалогическая идентификация как установление принадлежности личности к определенной семье, ветви рода, роду в целом.

Установлено, что концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно- генеалогического подхода отображает интеграцию внутренних и внешних связей субъектов социально-педагогического взаимодействия (семья – школа – государственные учреждения и общественные организации) в целостной образовательной среде семьи и школы. Она содержит целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты; находит свое осуществление в разработанной технологии формирования генеалогической культуры старшеклассников.

Выявлены педагогические условия эффективного формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода (организационно-педагогические, мотивационные, социально-педагогические, праксиологические, установочные, логико-структурные и инструментально-технологические).

Установлена динамика успешности формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода на следующих уровнях: потенциальный (уровень возможностей); ценностно-ориентированный, познавательно-технологический, осознанно-мотивированный, культурно-творческий, предполагающий активное участие в составлении генеалогических документов, культурно-просветительскую работу среди сверстников, творческое оформление результатов генеалогических изысканий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработка теоретических основ формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы с позиций ценностно-генеалогического подхода вносит значительный вклад в развитие и обогащение теории воспитания школьников за счет:

введения, научного обоснования и уточнения в теории воспитания понятий: «генеалогическая культура», «ценностно-генеалогический подход», «генеалогическая идентификация», «генеалогическая идентичность», «целостная образовательная среда», «генеалогические ценности», «толерантность», «ценностно-генеалогические основы», «генеалогическая грамотность»; обоснования междисциплинарных функций педагогики и генеалогии в культурно-образовательном пространстве целостной образовательной среды семьи и школы: гностической (обучающей), содержательной, организационной, информационной, координирующей, систематизирующей, развивающей и воспитывающей и определения закономерных связей между смежными областями гуманитарного знания, генеалогией и педагогикой, детерминированные «человеческим фактором»;

уточнения основных педагогических условий эффективного формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода, определяющих успешность воспитывающего воздействия целостной образовательной среды на уровне целенаправленного взаимодействия семьи и школы; формирующих мотивацию генеалогической деятельности; способствующих формированию нравственно-психологических качеств и свойств личности;

обоснования критериев, этапов, модулей сформированности генеалогической культуры старшеклассников, характеризующих индивидуальную генеалогическую культуру личности на потенциальном (уровень возможностей); ценностно-ориентированном, познавательно-технологическом, осознанно-мотивированном, культурно-творческом уровнях с позиций ценностно-генеалогического подхода.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты, касающиеся теоретических основ и методологической обоснованности процесса формирования генеалогической культуры старшеклассников, могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений разного уровня: учреждений основного и дополнительного образования, институтов повышения квалификации учителей, образовательных учреждений высшего профессионального образования; в воспитательной практике семьи и других социальных институтов.

В диссертации на основе ведущих теоретических положений разработана технология формирования генеалогической культуры старшеклассников при изучении ими истории семьи и проведения генеалогических разысканий, представлены ее этапы, определено содержание деятельности субъектов воспитательной деятельности. Данное положение соответствует пункту 4 Паспорта специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Разработанные учебные программы: «Генеалогия и история семьи», «Практика генеалогических разысканий», «История моей семьи», «Ведение генеалогической документации» для учащихся общеобразовательных школ; методические рекомендации для учителей и родителей «Воспитание старшеклассников на основе семейных традиций», «Совместная деятельность семьи и школы в организации генеалогических разысканий», «Формирование генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно-генеалогического подхода»; методические рекомендации по проведению научно-практических конференций для учащихся, по изучению истории семьи, по развитию генеалогической культуры школьников могут быть использованы в образовательной практике учебных заведений разного типа.

Предложенная авторская концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы и разработанные нами программы могут быть использованы в учебно-воспитательной деятельности любого образовательного учреждения, что также соответствует пункту 4 Паспорта специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Генеалогическая культура как один из важнейших аспектов общей культуры человека несет в себе ценностно-смысловое, моральное начало, влияет на развитие нравственного сознания и чувств, обуславливающих этику поведения личности. Генеалогическая культура характеризует субъективный мир человека и включает: генеалогические знания о существенных функциях и закономерностях исследования истории семьи, о приемах составления генеалогической структуры рода и установления генеалогической идентичности личности с предками; генеалогическую грамотность как осведомленность о фактах из истории происхождения семьи, рода, фамилии, семейных традиций, источниках поиска недостающей информации по истории семьи; умения систематизации родоведческих сведений по истории семьи; эмоциональную составляющую, как способность человека к переживанию, сопереживанию, состраданию к предкам; ценностные ориентации, отражающие интересы и мотивы изучения истории семьи; умения устанавливать отношения и регулировать взаимодействия между родственниками, понять и принять современниками предков и предвосхитить ими связь с потомками; умения исследовательской деятельности, позволяющие показать родственные связи, раскрыть семейные традиции, выявить гражданские, нравственные, моральные позиции родовых поколений, их профессиональный и социально-ролевой статус в истории семьи, рода, Отечества; умения творческого осмысления и оформления результатов генеалогических изысканий в форме семейной монографии.

2. Эффективное формирование генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и школы обеспечивает ценностно- генеалогический подход, ориентированный на генеалогические исследования семьи, на раскрытие ценностей семьи, рода, на выявление многообразных типов связей семьи и социума, ее элементов, сведение их в единую целостную картину становления семьи, и определяющий основные направления влияния семьи и школы на формирование генеалогической культуры личности. Теоретическую основу ценностно-генеалогического подхода определяют: цели, задачи и принципы формирования генеалогической культуры; система генеалогических знаний и умений, получаемых в процессе обучения и воспитания в целостной образовательной среде семьи и школы; генеалогическая идентификация как результат установления старшеклассником его принадлежности к определённой семье, ветви рода, роду в целом. Важнейшими характеристиками ценностно-генеалогического подхода выступают: комплексность, интегративность, целостность, мотивированность, активность, личностная направленность.

Генеалогическая идентификация является устойчивой личностной характеристикой, детерминирована потребностью воспроизвести и запечатлеть в сознании жизнь предков, включает самоощущение собственной жизни и ее проекцию на микроисторию семьи, историю Отечества, предполагает развитие индивидуального сознания личности через усвоение семейных ценностей. Нарушение/отсутствие генеалогической идентификации переживается старшеклассником как состояние психологического дискомфорта, которое возникает при отсутствии необходимых сведений, подтверждающих принадлежность личности к определенной ветви рода, роду, имеющим конкретные семейные ценности и традиции.

3. Целостная образовательная среда семьи и школы как системное образование обусловливает взаимодействие её субъектов (старшеклассники, учителя, родители); основана на началах сотрудничества, интегративности, единства педагогических позиций, комфортности, взаимопонимания; обеспечивает современные формы взаимодействия семьи, школы и социальных институтов; направлена на усвоение старшеклассниками семейных ценностей, хранителем которых выступает семья: супружество, материнство, отцовство, культура межличностных семейных отношений, преемственность поколений, почитание старших. В качестве основных системных функций целостной образовательной среды семьи и школы выступают: трансляционная (передача и переосмысление опыта предшествующих поколений), аксиологическая (постижение нравственных ценностей семьи), образовательная (формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для поисково-исследовательской работы), деятельностная (активизация сбора, систематизация информации по истории семьи); воспитательная (формирование нравственности, гражданственности и др.) и развивающая (развитие аналитического мышления, настойчивости, организаторских способностей, деловитости).

4. Генеалогическая культура, сформированная у старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы, определяется следующей совокупностью ценностей: общечеловеческие ценности, отражающие связи с семьей, принадлежность к семье; государственные и общественные ценности, отражающие осознание причастности к стране и роли предков в истории Отечества; патриотические и гражданские ценности, влияющие на духовно-нравственное развитие личности. Систематизация генеалогических ценностей старшеклассниками должна осуществляться под руководством педагога с участием членов семьи, в совместной работе с которыми учащиеся смогут осознать принадлежность к семье, ее прошлому и настоящему, причастность к истории Отечества, а также признать и открыть для себя трудовые, военные, научные, культурные достижения предков и современников и научиться строить свои жизненные планы как будущие субъекты семьи.

5. Важнейшими принципами формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы являются принцип сохранения преемственности поколений, предполагающий формирование сознания старшеклассника в традициях российских духовных и нравственных ценностей семьи, ветви рода, рода в целом; принцип соблюдения толерантности, означающий терпимость в оценке места своих предков в иерархии ветви рода, понимание ценности и роли, которую данная личность играет в генеалогической структуре рода; принцип полиинформативности, опосредующий межпредметные связи гуманитарного цикла учебных дисциплин, специальных прикладных исторических дисциплин и обеспечивающий достоверность информации ценностно-генеалогической направленности, получаемой из различных источников: школьных образовательных программ; библиотечных, архивных, музейных материалов; семейных документов, реликвий и устных преданий т.п.; принцип культуроцентричности, предполагающий взаимосвязь в становлении генеалогической и нравственной культур старшеклассника, опору на индивидуальный уровень развития генеалогической культуры, имеющей как рациональную, так и иррациональную составляющие; принцип единства духовно-нравственных знаний, эмоционально-волевой сферы, мотивационной сферы и деятельности. Это позволяет ценностно-генеалогический подход в педагогике рассматривать как одно из стратегических направлений формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы.

6. Основными педагогическими условиями эффективного формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода являются:

организационно-педагогические условия достижения поставленных целей. Организация воспитывающего воздействия целостной образовательной среды обеспечивается на уровне целенаправленного взаимодействия семьи и школы; на уровне целостного представления об изучаемом явлении из истории семьи; на уровне подготовки родителей к совместной с детьми исследовательской деятельности по изучению истории семьи; на уровне подготовки учителей к деятельности по изучению истории семьи; на уровне обобщения и анализа собранного материала из истории семьи. Организация многообразной по видам, формам и содержанию взаимосвязанной деятельности учащихся, учителей и родителей и направленность этой деятельности на изучение истории семьи, на развитие генеалогической идентичности старшеклассников является системообразующим фактором целостной образовательной среды семьи и школы.

Мотивационные условия, формирующие мотивацию генеалогической деятельности, мотивацию получения генеалогических знаний и родоведческой информации и мотивацию достижения конечного результата. Мотивационная сфера выступает в качестве побудительной силы, направляющей деятельность и активность личности. В качестве мотивов личности, исследующей свою генеалогию в целостной образовательной среде семьи и школы, выступают идеалы, интересы, убеждения, социальные установки и ценности, связанные в представлении старшеклассника с жизнью и деятельностью его родителей и предков.

Социально-педагогические условия как обстоятельства, учитывающие особенности взаимодействия целостной образовательной среды семьи и школы с внешней социальной средой, в результате чего микроистория семьи рассматривается во взаимосвязи с историей района, города, региона, страны.

Условия, способствующие формированию нравственно-психологических качеств и свойств личности и содействующие реализации праксиологического аспекта подготовленности старшеклассников к генеалогической деятельности. Установочные, логико-структурные и инструментально-технологические условия, способствующие формированию генеалогической культуры и генеалогической идентичности личности.

7. Взаимодействие педагогики и генеалогии в культурно-образовательном пространстве целостной образовательной среды семьи и школы оказывает воспитывающее влияние при исследовании старшеклассниками истории семьи и реализуется в следующих междисциплинарных функциях: гностическая (обучающая), содержательная, организационная, информационная, координирующая, систематизирующая, развивающая и воспитывающая. Эти функции проявляются в формировании: необходимых генеалогических знаний для построения родословной (поколенной росписи); умений планирования исследования по истории семьи; использования различных источников по родоведению для получения информации; ее ранжирования по значимости, объективности, достоверности; потребностей, мотивов и интереса к проведению генеалогических исследований, определяющих отношение к их результатам как генеалогическим ценностям. Они способствуют раскрытию генеалогического смысла рассматриваемых исторических процессов: популяризации и уточнения исторических сведений через микроисторию конкретных семей; систематизации сведений о родословной семьи; установлению достоверности этих сведений, фиксации исторической информации о гражданах России; соблюдению исторической преемственности поколений.

8. Концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно-генеалогического подхода отображает интеграцию в становлении генеалогической и нравственной культур личности в целостной образовательной среде семьи и школы, которая представлена в виде двух блоков, отражающих внутренние и внешние связи субъектов социально-педагогического взаимодействия (семья – школа – государственные учреждения и общественные организации). Посредством этих связей происходит осознание старшеклассником истории развития гражданского общества через микроисторию семьи. Систему педагогического обеспечения в модели представляют целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты формирования генеалогической культуры старшеклассников:

- целевой компонент раскрывает основную цель формирования генеалогической культуры личности – приобщение к моральным ценностям, этическим нормам предков и дополняется задачами развития индивидуальной генеалогической культуры;

- содержательный компонент фиксирует изменения и коррективы в образовательных и в воспитательных программах, акцентируя внимание на генеалогических аспектах;

- деятельностный компонент направлен на организацию учебно-воспитательного процесса, а также взаимодействие субъектов целостной образовательной среды семьи и школы, их сотрудничество, управление поисковой работой и взаимодействие с учреждениями и организациями, владеющими информацией об истории семьи старшеклассника;

- результативный компонент отражает эффективность протекания процесса изучения и описания истории семьи старшеклассника, а также констатацию изменений, происходящих в генеалогической культуре личности учащегося, в его поведении и деятельности.

9. В качестве критериев сформированности генеалогической культуры старшеклассников выявлены блоки (модули), характеризующие индивидуальную генеалогическую культуру личности:

- ценностно-ориентационный, отражающий интересы и мотивы изучения истории семьи;

- научно-познавательный, характеризующий знания школьниками генеалогических понятий, терминов, установок, умения поисковой деятельности;

- эмоционально-нравственный (сопереживание, эмоциональное отношение);

- творчески-созидательный (исследовательская деятельность, творческое оформление результатов).


загрузка...