Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы (21.03.2011)

Автор: Извеков Игорь Николаевич

ИЗВЕКОВ Игорь Николаевич

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЦЕЛОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Сочи - 2010

Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт образовательных технологий»

Официальные оппоненты: академик РАО, доктор педагогических наук,

профессор Андреев Валентин Иванович,

ГОУ ВПО «Казанский государственный университет»

доктор педагогических наук, профессор

Лазарев Николай Андреевич, Учреждение Российской академии образования «Институт образовательных технологий»

доктор педагогических наук, профессор

Шишов Сергей Евгеньевич, ГОУ ДПО «Педагогическая академия последипломного образования»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарно-педагогический институт»

Защита состоится 12 мая 2011 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 008.016.01 при Учреждении Российской академии образования «Институт образовательных технологий», 354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, 10 «А».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт образовательных технологий».

Автореферат размещен на сайте ВАК « 11» февраля 2011 г.

Автореферат разослан «11» апреля 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета О.В. Непша

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях построения гражданского общества в России, гуманизации и демократизации образовательного пространства особую значимость приобретает совершенствование воспитательной деятельности всех социальных институтов и, прежде всего, обновление концептуальных подходов к воспитанию как основе духовного становления личности. Между тем образовательная теория и практика прошлых лет в значительной степени базировались на естественнонаучной парадигме, направленной на развитие индустриальных технологий и предполагающей объективизацию научного знания, независимого от индивидуального социокультурного опыта, что неизбежно приводило воспитанника к отчуждению от своих исторических корней.

Человеку свойственно помнить и чтить родство свое. Так П. Флоренский писал, что «…любовь к своему конкретному корню – это любовь к корню личности, истории бытия. Это знание семьи и рода для каждого, кто хочет осознать свое место на земле. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым самопознанием пренебрегают».

В последнее десятилетие понятие «нравственное возрождение России» все чаще стало использоваться в философской и психолого-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, И.Ф. Гончаров, В.В. Знаков, Е.И Исаев, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков, А.И. Субетто, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др.). Понятие «нравственное возрождение России» связывают с влиянием семьи, так как именно она способствует развитию гражданственности, патриотизма, духовности. Знание истории своей семьи, истории Отечества, культуры нации, традиций народа, его ценностей всегда содействовали гуманистической направленности, нравственной ориентации и избирательной регуляции предметной деятельности человека, включая педагогическую практику. Именно в семье формируется культура соблюдения семейных традиций, почитания старших, составления семейного архива, сохраняются сведения об истории рода, о происхождении фамилии, об участии конкретных представителей разных поколений семьи в становлении государства, в истории страны, происходит формирование генеалогических ценностей.

В государственных и правительственных документах: в «Конституции Российской Федерации» (1993 г.), в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.) большое внимание уделяется проблемам воспитания в семье, определяются важнейшие задачи воспитания детей и указывается на то, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.

Современная школа большое внимание уделяет воспитанию гражданственности, патриотизма, правового и национального самосознания, толерантности, достоинства и ответственности. Однако вопросы формирования у подрастающего поколения генеалогических ценностей, определяющих представления о роли семьи, семейных ценностях, истории семьи и рода, остаются не освещёнными. Анализ исследований показывает, что разрушение межпоколенных связей в советский период привело к отчуждению личности от своих семейных корней и вследствие этого к разрушению семейных традиций и обычаев, повреждению устоев семьи, нарушению семейного уклада, утрате преемственности поколений, девальвации семейных ценностей, снижению социальной значимости семьи и ослаблению ее воспитательных функций. Разрешение этой проблемы возможно только при условии сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в получении учащимися генеалогических знаний, в установлении генеалогической идентичности, в восстановлении межпоколенных связей, семейных традиций и семейных ценностей как базисных компонентов генеалогической культуры молодежи.

Возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, является сензитивным, поскольку именно в этот период личность открывает свой внутренний мир, у нее формируются жизненно важные ценности, взаимоотношения с окружающими, происходит осознание своей причастности к семье, роду и роли семьи в своей жизни. Анализ исследований, посвященных воспитанию в семье, позволил выявить объективно существующие противоречия между социально-детерминированными потребностями молодых людей в изучении истории своей семьи, восстановлении утраченной связи поколений, в осознании причастности своей семьи к истории страны, в осмыслении своей жизни с позиций ее значимости для будущего и отсутствием в педагогической практике эффективных методов, средств формирования генеалогической культуры, установления генеалогической идентичности. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность проблемы формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы.

Степень разработанности проблемы исследования. Проблема семьи носит многоаспектный характер и освещается в философских (В.С. Библер, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.А. Ильин, М.С. Каган, И. Кант, В.П. Тугаринов, Г.Н. Филонов, К. Ясперс,), психологических (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юститскис и др.) и педагогических (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, Н.К. Крупская, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский, А.Г. Харчев, Н.Е. Щуркова и др.) исследованиях.

Разработка проблем генеалогии, как одного из инструментов сохранения «социальной памяти», представлена в исследованиях А.И. Баикиной, Н.В. Благово, М.Е Бычковой, С.Б. Веселовского, И.И. Грезина, С.В. Думина, А.В. Краско, Б.Н. Морозова, Е.В. Пчелова, В.Н. Рыхлякова, Л.М. Савелова, С.А. Сапожникова, А.А. Сиверс, Ж. Ферран, Н.П. Чулкова, Д.М. Шаховского. В последние десятилетия активизировалась деятельность ученых в области нравственно-педагогической и культурно-воспитательной проблематики. Гуманистические и культурологические аспекты нашли отражение в исследованиях М.Н. Берулава, В.С. Библера, Е.В. Бондаревской, Э.А. Верба, Ю.П. Ветрова, И.В. Дубровиной, А.С. Запесоцкого, И.А. Зимней, В.С. Мухиной, В.А. Петровского и др. Содержание и структура нравственного потенциала личности отражены в работах З.И. Васильевой, Е.А. Глуховской, Н.В. Клопова, В.Ф. Копосова, И.С. Марьенко, A.M. Матюшкина, К.Д. Радиной, М.И. Шиловой, А.Т. Шумилина.

Однако идеи приобщения подрастающего поколения к ценностям генеалогии и вопросы формирования генеалогической культуры личности в семье и школе редко «пересекаются» в исследовательском поиске. Ценностно-генеалогический подход к воспитанию школьников пока еще не стал предметом систематического изучения в педагогической науке. Актуальность исследования генеалогической культуры и роли ценностно-генеалогического подхода в воспитании старшеклассников детерминируются рядом противоречий:

- между необходимостью научной разработки и обоснования инновационных концепций нравственного формирования личности в условиях построения гражданского общества и отсутствием фундаментальных исследований по данной проблеме;

- между возрастающей значимостью генеалогии в общественной и личной жизни и невостребованностью ее в теоретической педагогике и образовательной практике;

- между усвоением взрослеющим человеком культурно-исторического опыта, желанием выявить прошлое своей семьи и наследие своих предков и невозможностью практически осуществить генеалогическую идентификацию;

- между богатством нравственного потенциала генеалогии и слабой его реализацией в воспитательной практике семьи и школы;

- между назревшей социальной потребностью в создании эффективной системы воспитания генеалогической культуры учащихся с позиций ценностно-генеалогического подхода и отсутствием педагогической модели такой системы.

Недостаточная разработанность вопросов формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы определила выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: целостная образовательная среда семьи и школы.

Предмет исследования: процесс формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы.


загрузка...