Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России (20.12.2010)

Автор: Солнцев Владимир Олегович

Основными направлениями воспитания в вузах ГПС МЧС России являются: государственно-патриотическое; профессиональное; духовно-нравственное; правовое; эстетическое; физическое. Воспитание обучающихся в вузах ГПС МЧС России непосредственно сопряжено с организационной работой по укреплению служебной дисциплины, социально-правовой, социально-психологической, культурно-досуговой работой и информационным обеспечением.

Содержание воспитания в вузах ГПС МЧС России должно учитывать служебное положение, национальные, психологические, социальные, педагогические, гендерные особенности обучающихся, уровень их образования, отношение к религии. Учет специфики воспитания различных категорий участников образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России предполагает в содержательном плане особенности воспитания офицеров, курсантов первого курса, курсантов и слушателей старших курсов, гражданского персонала, актива.

Технологический компонент системы воспитания в вузе ГПС МЧС России включает следующие основные элементы: технологии, этапы, методы, формы, средства воспитания. Методы воспитания в вузе ГПС МЧС России – это совокупность способов и приемов педагогического взаимодействия (воздействия) участников образовательного процесса в вузе для достижения целей подготовки и воспитания сотрудников ГПС МЧС России.

В системе воспитания в вузах ГПС МЧС России должны применяться:

общепедагогические методы воспитательного взаимодействия и воздействия;

специальные методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями вузов ГПС МЧС России: нормативные методы (постановка задач, распоряжения, приказы); исполнительские методы (подбор и расстановка воспитателей, распределение обязанностей, инструктирование); методы целеполагания (анализ директивной информации, проверка и изучение состояния воспитательной работы в подразделениях, изучение, обобщение и внедрение передового опыта); методы прогнозирования (планирование, моделирование, экстраполяция); методы коррекции (предъявление требований, организация оценки и побуждение к самооценке, обмен мнениями, высказывание советов и предложений); методы стимулирования (критика и самокритика, организация общественного мнения, поощрение и принуждение).

К формам воспитательной работы в вузах ГПС МЧС относятся: заседания ученого совета вуза; учебно-методические сборы по вопросам руководства воспитательной работой и ее организации; методические, научно-практические конференции; обмен опытом; служебные совещания; заседания предметно-методических комиссий; занятия с должностными лицами по вопросам организации воспитательной работы; подведение итогов воспитательной работы; совещания по вопросам воспитания; информирование; офицерское собрание вуза; общие собрания подразделений, работа актива, общественно-государственная подготовка; информационно-воспитательная работа; индивидуально-воспитательная работа; работа с общественностью и активом; организация взаимодействия с органами государственной власти (органами местного самоуправления), общественными организациями и религиозными объединениями.

Средства воспитания в вузах ГПС МЧС России – это система вещественных предметов и элементов общественной деятельности, используемых руководством вуза, преподавателями, кадровыми и воспитательными структурами в целях укрепления и поддержания на высоком уровне морально-психологического состояния личного состава вуза, мобилизации его духовных и физических сил на добросовестное выполнение учебных, служебных, профессиональных задач.

К средствам воспитания в вузе ГПС МЧС России относятся: различные виды деятельности личного состава вуза (учебная (учебные занятия), служебная, профессиональная, спортивная и т.д.); совокупность конкретных мероприятий, предметов, которые используются в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, включение в различные виды деятельности). Важную роль в качестве средств воспитания играют: средства массовой информации и интернет; научная, художественная и специальная литература; разные виды искусств (театр, кино, живопись); культурно-досуговые учреждения.

В системе воспитания в вузе ГПС МЧС России должны применяться такие приемы воспитания как: организация совместной учебной, служебной и профессиональной деятельности всех участников процесса воспитания в вузе; разъяснение значимости подготовки и деятельности, труда сотрудника ГПС МЧС России для человека, семьи, вуза, ведомства, общества, государства; материальное и моральное поощрение высоких результатов учебы, службы, труда, проявлений творчества и инициативы; знакомство с традициями коллектива, подразделения, вуза, ГПС, МЧС России, страны и воспитание на этих традициях; факультативные и кружковые занятия по интересам (техническое творчество, история ГПС, пожарно-прикладной спорт и др.); творческие, профессиональные конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества; выполнение поручений и обязанностей курсантами и слушателями в учебных группах, подразделениях вуза;

Руководящий и преподавательский состав вуза ГПС МЧС проводит воспитательную работу в ходе всего образовательного процесса в вузе и непосредственно путем: проведения совещаний, собраний, подведения итогов работы, разбора конфликтов; проведения занятий, общения с подчиненными, личных встреч, индивидуальных бесед; осуществления дисциплинарной практики; проведения кадровой работы, выдвижения на вышестоящую должность, зачисления в резерв кадров, представления к присвоению очередных и внеочередных специальных званий, направления на учебу, увольнения со службы; служебной и общественно-государственной подготовки, информирования личного состава; встреч и бесед с членами семей; организации и участия в культурно-просветительных, досуговых мероприятиях, спортивных соревнованиях.

Важное воспитательное значение имеет эстетическая организация учебы, службы, труда; привлекательное, воспитательное и познавательное оформление территории вуза и его подразделений, учебных аудиторий; аккуратный внешний вид, соблюдение формы одежды и корпоративных норм МЧС России.

Важным и своего рода завершающим, подытоживающим компонентом системы воспитания в вузе ГПС МЧС России является результативный компонент, включающий в качестве элементов диагностику, контроль, оценку, критерии воспитанности, коррекцию воспитательной деятельности.

Основные мероприятия, проводимые в рамках данного компонента: диагностика индивидуальных и групповых особенностей участников образовательного процесса; контроль, анализ и оценка состояния воспитания в вузе и его подразделениях, эффективности деятельности должностных лиц; выявление и анализ причин имеющихся недостатков, их устранение; оказание начальникам факультетов, курсов, преподавателям, другим должностным лицам методической, практической помощи в воспитании личного состава; обобщение и распространение передового опыта; внесение корректив в планы; повышение персональной ответственности управленческих, воспитательных, педагогических кадров за выполнение приказов, директив, распоряжений, решений в воспитательной сфере.

В результата анализа педагогической теории и практики подготовки сотрудников ГПС МЧС России установлена необходимость разработки концептуальных положений для совершенствования подготовки кадров в вузах ГПС МЧС России, включая решение важной научно-практической проблемы обоснования и разработки концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России.

Концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России представляет собой совокупность обобщенных положений, систему взглядов, идей, установок на понимание целей, сущности, содержания, технологий, организации, результатов воспитания в вузах ГПС, а также особенности деятельности и взаимодействия субъектов воспитания в ходе его осуществления в вузах ГПС МЧС России.

Разработка концепции воспитания позволяла в концептуальном виде представить процесс воспитания сотрудников ГПС МЧС России (Рис. 3).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА

Макросреда

(государство, общество, регион, МЧС России,

Микросреда

Высокий уровень воспитанности

Профессиональная компетентность сотрудников ГПС Требования к выпускникам вузов, сотрудникам ГПС

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,

СПОСОБНЫХ ВЫПОЛНЯТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ МЧС ЗАДАЧИ

Рис. 3. Концептуальная модель воспитания

обучающихся в вузах ГПС МЧС России

В целом проведенное исследование показало, что предложенный концептуальный подход обеспечивает методологические, теоретические и методические основы качественной организации и функционирования системы воспитания в вузе ГПС МЧС России.

В третьей главе «Пути совершенствования воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России» рассмотрено совершенствование профессионального и нравственного воспитания, а также формирования основ дисциплинированного поведения обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России.

Профессиональное воспитание является одним из основных направлений воспитания в вузах ГПС МЧС России.

В современных условиях проблемы формирования разнообразных личностных и профессиональных качеств будущих сотрудников силовых ведомств исследованы в контексте совершенствования подготовки военнослужащих, сотрудников МЧС России, изучения гуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, в ходе боевой и физической подготовки (В.С. Артамонов, С.С. Аганов, Ю.Г. Баскин, А.А. Грешных, О.Ю. Ефремов, С.В. Литвиненко, А.Р. Моисеев и др.). Особая роль учебных коллективов курсантов в воспитании в вузе ГПС МЧС России рассмотрена В.С. Артамоновым и Ю.Г. Баскиным. Однако личностно и субъектно-ориентированное профессиональное воспитание внедряется в научный оборот вузов силовых ведомств труднее, чем в гражданских вузах. Противоречие между необходимостью формировать в процессе профессиональной подготовки дисциплинированного исполнителя и одновременно самостоятельную личность, ответственного субъекта - выражено в процессе воспитания сотрудников силовых ведомств очень сильно. Поиск путей разрешения этого противоречия являются одной из важных задач применительно к проблеме воспитания в вузах ГПС МЧС.

В определенной степени причиной указанного противоречия является то, что воспитание курсантов в вузе порою оказывается оторванным от практической деятельности ГПС МЧС России, а сама учебная и воспитательная работа в вузе проводится по критериям оценки курсанта, а не будущего профессионала, сотрудника ГПС МЧС России. В процессе воспитания также важно учитывать и применять то обстоятельство, что в профессиональной деятельности сотрудники ГПС гораздо больше зависят друг от друга. Поэтому в вузе важно учить будущих сотрудников ГПС адекватно оценивать и вносить свой вклад в общее дело коллектива, взаимодействуя с другими участниками образовательного процесса.

Соответственно, важным путем совершенствования профессионального воспитания в вузах ГПС МЧС России является осуществление перестройки сознания обучающихся, прежде всего первокурсников, с психологической позиции школьника, ученика на позицию сотрудника ГПС МЧС России, включенного в служебные и профессиональные отношения. Данная задача решается посредством изменения направленности общих и частных самооценок субъектов образовательной деятельности, перестройки мотивации.

Основными направлениями профессионального воспитания обучающихся в вузах ГПС МЧС России являются: воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование профессионального и гражданского сознания будущих сотрудников ГПС МЧС России; воспитание интереса к профессии сотрудника ГПС МЧС России и мотивации к её освоению; формирование дисциплинированного и ответственного отношения к учебе, профессиональной подготовке в вузе ГПС; развитие организаторских и коммуникативных качеств курсантов; оказание помощи в самопознании, и решении задач профессионального и личностного развития; формирование и развитие профессиональной и общей культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

В ходе профессионального воспитания обучающихся в вузах ГПС МЧС России следует учитывать, что если преподаватели большинства учебных дисциплин могут формировать профессиональное сознание курсантов в краткие периоды времени, когда изучается определенный учебный предмет, то начальники факультетов, курсов, командиры курсантских подразделений общаются и взаимодействуют с курсантами (слушателями) во внеучебной и служебной деятельности постоянно, от первого до выпускного курса. По существу, эти начальники являются основным субъектом воспитательных, педагогических воздействий и взаимодействий. И в значительной степени именно от них зависит отношение курсантов к выбранной профессии, правильная оценка уровня собственного развития, своих достоинств и недостатков в связи с будущей деятельностью сотрудников ГПС МЧС России.

Организации и проведение профессионального воспитания курсантов в вузах ГПС МЧС России требует определенной последовательности, этапности.

Профессиональное воспитание начинается с первичного анализа личных дел курсантов, принятых в вуз и строится далее в соответствии с этапами освоения ими требований к служебной, профессиональной деятельности сотрудника ГПС.

Первый семестр обучения связан с адаптацией к условиям вуза, включением в служебные отношения, обязанности, субординацию, а также с определением своего места в учебной группе (взаимоотношения с командиром отделения, группы, товарищами). В этот период особенно высока потребность в мероприятиях, способствующих сплочению группы, установлению отношений взаимопонимания и взаимопомощи (совместные поездки в театр, музеи, в город, проведение вечеров и др.). Представление о будущей профессии и оценка уровня профессиональной подготовки в вузе, отношение к обучению находится на высоком уровне. Особым авторитетом в учебной группе пользуются командиры авторитарного типа.


загрузка...