Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России (20.12.2010)

Автор: Солнцев Владимир Олегович

2) оценка эффективности сформированной модели.

Проведенное исследование показало пригодность сформированной модели, как для экспериментальной проверки, так и для практического осуществления в вузе. Моделирование выступает условием совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России, решает задачи адекватного и целостного представления сущности, качеств и элементов системы воспитания в вузе, получения и использования в воспитательной практике новой информации о настоящем и будущем состоянии системы, возможностях и условиях ее построения, закономерностях и тенденциях ее функционирования и развития.

Проведенное с позиций системного и комплексного подходов, с использованием моделирования, исследование сущности, содержания и технологий воспитания в вузах ГПС МЧС России позволило определить необходимость обоснования, построения и реализации системы воспитания в вузах ГПС МЧС России, а также выделить основные элементы данной системы.

Система воспитания в вузах ГПС МЧС России - это целостная совокупность элементов (объектов, субъектов, принципов, целей, задач, направлений, форм, технологий, методов, средств, приемов воспитания), находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для повышения результативности образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, достижения педагогических целей формирования и развития личности сотрудников ГПС МЧС России в соответствии с требованиями создания современной спасательной организации государства, обеспечения готовности сотрудников к решению задач по предназначению в интересах обеспечения защиты личности, общества и государства, пожарной безопасности.

Процесс воспитания в вузах ГПС МЧС России осуществляется посредством проведения воспитательной работы, под которой понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных органов, профессорско-преподавательского состава, общественных институтов по формированию у участников образовательного процесса в вузе и, прежде всего, обучающихся, гражданских, морально-психологических, личностных, профессиональных качеств, их мобилизации на успешное решение образовательных и служебных задач.

ии, интегрированные в группы – компоненты системы воспитания: целевой, организационный, содержательный, технологический, результативный (Рис. 2).

Система воспитания

в вузах ГПС

Целевой

компонент Организационный компонент Содержательный компонент Технологический компонент Результативный компонент

Требования Принципы Концепции Технологии Диагностика

Цель Закономерности Идеи, взгляды Этапы Контроль

Задачи Субъекты Качества личности Методы Оценка

Факторы Объекты Виды Формы Критерии

Условия Управление Направления Средства Коррекция

Рис. 2. Компоненты системы воспитания в вузах ГПС МЧС

Важнейшую роль в системе воспитания в вузе играет её целевой компонент, с учетом того, что цели и задачи воспитания пронизывают весь процесс воспитания, определяет его направленность и тесно связаны со всеми другими элементами, реализуясь посредством данных элементов.

Функционирование системы воспитания в вузе ГПС МЧС России осуществляется, исходя из требований Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельности ГПС МЧС России, общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, присяги, приказов соответствующих начальников, и на основе идей российского государственного патриотизма, верности долгу сотрудника ГПС, готовности к решению задач, стоящих перед ГПС МЧС России.

Проведенный анализ научных работ, документов, практики воспитания в МЧС, вузах ГПС МЧС позволил определить целью воспитания в вузах ГПС МЧС России формирование и развитие у личного состава вуза и, прежде всего, у обучающихся в вузе высоких личностных, гражданских, морально-психологических, профессиональных качеств; мобилизацию личного состава вуза на успешное решение образовательных, учебных, служебных и профессиональных задач.

Основой и приоритетом воспитания в вузе ГПС МЧС России является выработка и развитие у курсантов качеств и отношений гражданина-патриота, профессионала-сотрудника МЧС России, высоконравственной личности.

Процесс целеполагания, формирования целей воспитания в системе воспитания в вузе ГПС МЧС России включает в себя: определение целей воспитания с учетом требований государства, МЧС России, ГПС МЧС России, руководства вуза; учет (корректировка) в целеполагании личностных целей обучающихся; постановка дифференцированных целей по организации воспитательной работы с обучающимися различных категорий (курсов, годов обучения; специальности; формы подготовки).

Цели воспитания подразделяются на общие (воспитание курсантов, слушателей, студентов как граждан правового и демократического государства, сотрудников ГПС) и частные (воспитание конкретных курсантов и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности с учетом профиля (направления, специальности) подготовки и предназначения по выпуску).

Цели воспитания, целевые установки конкретизируются в задачах, которые необходимо решать в процессе воспитания, подготовки обучающихся в вузах ГПС.

К основным задачам воспитания в вузах ГПС МЧС России следует отнести: формирование у личного состава вуза и непосредственно у обучающихся (курсантов, слушателей и студентов) верности Родине и присяге; воспитание обучающихся в духе соблюдения Конституции, законов Российской Федерации; формирование гордости и глубокого понимания необходимости и особой социальной значимости деятельности сотрудников ГПС, готовности к обеспечению пожарной безопасности личности, общества, государства; формирование стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, компетентностью, совершенствовать выучку и мастерство сотрудника ГПС; воспитание профессиональных и личностных качеств: гордости за службу (работу) в системе МЧС России, верности её славным традициям, постоянной готовности мужественно, решительно, самоотверженно и профессионально действовать при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных обстоятельств, высокой ответственности за учебу, порученное дело, честности, дисциплинированности.

Результаты воспитания в вузах ГПС зависят от педагогических условий, в которых оно проводится: наличие высококвалифицированных воспитателей; создание и функционирование в вузе научно обоснованной системы воспитания; обеспечение единства теории и практики воспитательной деятельности всех субъектов воспитания; компетентность и личная примерность воспитателей; оптимальное обеспечение (научно-методическое, социологическое, морально-психологическое, информационное, правовое, культурно-досуговое, материально-техническое, кадровое и др.) воспитания в вузе.

Обязательным условием, способствующим эффективности системы воспитания в вузах ГПС МЧС России, является проявление постоянной заботы о социальной и правовой защите личного состава и членов их семей, ветеранов ГПС, создании благоприятных условий для учебы, службы, быта и отдыха личного состава.

Для успешного достижения целей и решения задач в системе воспитания в вузе ГПС МЧС России необходима четкая организация воспитания, на основе соблюдения научных принципов и закономерностей воспитания, а также требований, предъявляемых к воспитанию сотрудников ГПС МЧС России. В разработанной системе воспитания в вузах ГПС МЧС России данные аспекты воспитания реализуются в рамках организационного компонента системы.

Организация воспитания в вузе ГПС МЧС включает: организацию управления системой воспитания; определение субъектов и объектов воспитания; уяснение субъектами воспитания целей и задач воспитания; диагностику и оценку воспитательной ситуации; планирование воспитательной работы; осуществление прогноза результатов воспитания; подбор и расстановку кадров; постановку задач воспитателям; определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения воспитательных задач; изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в вузе; организацию контроля и коррекцию процесса воспитания; закрепление положительного опыта; оценку результатов воспитания.

Анализ педагогической теории и практики воспитания в вузах силовых ведомств позволяет выделить следующие основные принципы воспитания в вузах ГПС МЧС России: единство процессов воспитания, обучения, профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС; признание личности сотрудника ГПС как цели, результата и показателя эффективности воспитания в вузах ГПС; целенаправленность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий; гражданско-патриотическая и профессиональная направленность воспитательной деятельности; гуманизм и демократизм в решении задач воспитания; воспитание в различных видах деятельности (учебной, служебной, хозяйственной, общественной и др.); развитие положительной мотивации к учебе и службе; активность, системность и конкретность воспитательных мер; воспитание в коллективе и через коллектив; требовательное и уважительное отношение к личности при опоре на положительные качества и внимания к нуждам, запросам, потребностям обучающихся; индивидуальный и дифференцированный подход к личности, группе, коллективу; обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики; единство, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъектов воспитания в вузе; обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания; целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности и проявления обучающимися высокого уровня воспитанности; комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех элементов системы воспитания и подготовки в вузе.

В системе воспитания в вузе ГПС МЧС России, во-первых, проявляются наиболее общие законы развития природы, общества и человека. В процессе воспитания в вузе как социальной сфере, проявляются общесоциологические закономерности. Также в системе воспитании проявляются и должны учитываться законы функционирования психики человека, психологии личности и коллектива. В процессе воспитания в вузе ГПС проявляются собственно социально-педагогические закономерности, такие, как единство воспитания, обучения психологической подготовки, деятельности и развития; целостность воспитания личности и др.

Объектом системы воспитания в вузе ГПС МЧС являются как отдельные участники образовательного процесса, так и их коллективы.

Субъектами системы воспитания в вузах ГПС МЧС России выступают:

со стороны макросреды: общество и государство в целом; органы государственной власти; МЧС России, ГПС МЧС России; органы местного управления; средства массовой информации; учреждения культуры; общественные и религиозные объединения;

со стороны микросреды: коллективы вузов и их подразделений; начальники вузов и их заместители, сотрудники кадровых органов, сотрудники воспитательных структур (воспитательных аппаратов), преподаватели, начальники факультетов и курсов, руководители структурных подразделений, кураторы, другие должностные лица; члены общественного актива, общественный совет, офицерское собрание, совет ветеранов, совет начальников кафедр, совет профессоров, советы факультетов; семьи и родственники обучающихся в вузе; друзья и товарищи по учебе, службе.

Субъекты системы воспитания в вузе (руководители, преподаватели, педагоги, воспитатели и др.) должны осуществлять достижение целей и решение задач воспитания на основе постоянного и глубокого мониторинга, анализа и учета педагогической ситуации, факторов и условий воспитания в вузе, на факультете, на курсе, в группе. То есть учитывается, что в той или иной конкретной ситуации обучающийся как участник процесса воспитания (субъект воспитания в традиционной трактовке) выступает во всей сложности своих качеств и отношений. С учетом этого необходимо конкретизировать цели и задачи воспитания применительно к конкретному учебному заведению, структурному подразделению, факультету, курсу, группе, каждому обучающемуся.

Особо важен в системе воспитания в вузе ГПС личный пример воспитателей как разновидность непосредственного и опосредованного влияния. Авторитет руководителя, педагога, воспитателя, высокая квалификация, образцовый внешний вид, стиль взаимоотношений, уважительное отношение к людям служат эффективными средствами и методами формирования и развития соответствующих качеств у обучающихся, сотрудников ГПС МЧС России.

Управление системой воспитания в вузе ГПС МЧС России направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижения целей воспитания. Это достигается: уяснением субъектами воспитания целей воспитательной работы; изучением исходного состояния управляемой системой воспитания; четким планированием воспитательной работы; продуманной постановкой задач воспитания; подбором, обучением, расстановкой кадров; организацией строгого контроля и спроса за состояние воспитательной работы на порученном участке; вооружением воспитателей всех уровней передовой методикой использования форм, методов и видов воспитания с учетом категорий личного состава; оценкой состояния и действенности системы воспитания; систематическим контролем и корректированием воспитательных воздействий.

Ключевую роль в достижении целей воспитания и реализации направлений, методов, средств воспитания в вузе ГПС МЧС России играет деятельность руководителей, начальствующего и профессорско-преподавательского состава, должностных лиц воспитательных аппаратов как организаторов воспитательной работы с личным составом в системе воспитания вуза ГПС МЧС России.

Важной составной частью системы воспитания в вузе ГПС МЧС России, в определенной степени его основой, является содержательный компонент, то есть содержание воспитания. Основными элементами содержания воспитания в вузе ГПС МЧС России являются: концепция (концепции) воспитания как совокупность идей, взглядов, положений о воспитании обучающихся в вузах ГПС МЧС России; содержательные характеристики воспитания обучающихся в вузах ГПС, изложенные в квалификационных требованиях к подготовке выпускников вузов как сотрудников ГПС МЧС России; личностные качества, формируемые у обучающихся в вузе как будущих сотрудников ГПС МЧС России; виды и направления воспитания, в ходе которых формируются качества личности сотрудников ГПС.

Содержание воспитания в вузах ГПС МЧС России находит свое отражение в планах и программах подготовки различных категорий обучающихся в вузах ГПС МЧС России, в руководящих документах и планах воспитательной работы.


загрузка...