Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России (20.12.2010)

Автор: Солнцев Владимир Олегович

педагогические, психологические, организационные основы воспитания военнослужащих и сотрудников силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки (В.С. Артамонов, А.В.Барабанщиков, Ю.Г. Баскин, В.Л. Васильев, В.А. Гадышев, Н.Ф. Гейжан, А.Т. Иваницкий, B.C. Олейников, Н.Н. Силкин, В.Я. Слепов, В.И. Хальзов, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков, Я.Я. Юрченко).

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов.

Из теоретических методов применялись: историко-педагогический и теоретический анализ различных аспектов изучаемой проблемы; системно-структурный анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, методы прогнозирования, моделирования; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение организационно-педагогического опыта воспитания в различных системах, в т.ч. опыта воспитания военнослужащих и сотрудников силовых министерств и ведомств; методы и положения всеобщей теории систем (системный анализ, математическая логика, теория управления и принятия решений) и др.

В качестве эмпирических методов использовались: наблюдение; опросы (тестирование, анкетирование, беседы); контент-анализ, изучение нормативно-правовых актов в сфере образования и воспитания, руководящих документов, научной, учебной и методической литературы, документации; эксперимент, изучение и обобщение опыта, экспертное оценивание. Также применялись методы математической статистики и компьютерной обработки данных.

База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, а также в Ивановском и Уральском институтах ГПС МЧС России, в Северо-Западном регионально центре МЧС России.

Первый этап исследования (2004-2005 гг.) включал анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение состояния педагогической практики, определение основных направлений исследования.

Второй этап исследования (2005-2008 гг.) был связан с разработкой основных компонентов концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России; были определены сущность, содержание и путей совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России. На данном этапе проводился комплексный педагогический эксперимент.

Третий этап исследования (2009-2010 гг.) был направлен на завершение экспериментальной работы: систематизировались результаты, осуществлялась их апробация, разрабатывались рекомендации.

Положения, выносимые на защиту, представляют собой основные результаты исследования, совокупность которых правомерно рассматривать как педагогическую концепцию воспитания в вузах ГПС МЧС России:

1. Концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России представляет собой совокупность обобщенных положений, систему научных взглядов, идей, установок на понимание сущности и особенностей воспитания в вузах ГПС МЧС России; потребности в воспитании обучающихся в вузах ГПС МЧС России; целей и задач, закономерностей и принципов, содержания, направлений, технологий, методов, средств воспитания, особенности деятельности и взаимодействия субъектов воспитания в ходе его осуществления в вузах ГПС МЧС России.

Воспитание в вузах ГПС МЧС России как часть общего процесса воспитания российских граждан, включает совокупность компонентов и ценностей в сфере воспитания, обучения, развития личности, реализуемых в вузах ГПС МЧС России и позволяющих эффективно формировать у обучающихся профессиональные и личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые для успешного решения задач по предназначению сотрудников ГПС МЧС России.

Потребность в воспитании обучающихся в вузах ГПС МЧС России обусловлена тем, что профессионально важные качества, компоненты корпоративной культуры МЧС России, её ценности, знания, навыки, умения и другие составляющие культуры личности сотрудника ГПС МЧС России занимают важное место в достижении эффективности профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

В профессионально-образовательном плане воспитание в вузах ГПС МЧС России (как часть процесса профессионального образования) представляет собой качественное преобразование и приращение в ходе образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России совокупности профессиональных и личностных качеств участников этого процесса: личностных (свойства и качества личности, черты характера, профессиональная направленность, мотивация, авторитет, трудолюбие, коллективизм, чувство долга, честь, следование традициям ГПС МЧС России); культурных (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение); физических (здоровье, двигательные умения и навыки, физические качества, подготовленность); профессиональные (профессиональные знания, навыки, умения способности).

В личностном плане воспитание обучающихся в вузах ГПС МЧС России (как элемент профессионального и личностного развития) представляет собой освоения обучающимися в процессе их подготовки в вузах ГПС МЧС России мотивационного, деятельностного и результативного компонентов культуры.

В процессуальном плане воспитание в вузах ГПС МЧС России (как педагогический процесс) – это педагогическое взаимодействие субъектов процесса подготовки сотрудников ГПС МЧС России, проводимое на всех этапах образовательного процесса в вузах, направленное на достижение высокого уровня воспитанности сотрудников ГПС МЧС России, в целях обеспечения качества подготовки сотрудников ГПС, их профессионального и личностного развития.

Отличительной особенностью воспитания в вузах ГПС МЧС является нацеленность на формирование личности сотрудника ГПС МЧС с заранее заданными параметрами его должностного предназначения как выпускника в определенное подразделение противопожарной службы, его служебно-профессиональной направленности на обеспечение защиты личности, общества и государства, выраженной ориентации на гуманный, спасательно-защитный характер профессиональной деятельности пожарных и спасателей, что принципиально отличает их труд от деятельности сотрудников других силовых структур и ведомств.

Основной целью воспитания в вузах ГПС МЧС России является достижение высокого уровня воспитанности обучающихся, в целом профессионализма и компетентности сотрудников ГПС МЧС России, обеспечивающего успешное решение задач ГПС МЧС России, обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях, противопожарной безопасности.

Воспитание в вузах ГПС МЧС России достигается посредством решения совокупности учебных, воспитательных, развивающих и образовательных задач:

учебные задачи: формирование у обучающихся знаний научно-практических основ профессионализма личности сотрудника ГПС; формирование и развитие качеств, практических умений и навыков, в соответствии с государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями;

воспитательные задачи: осознание обучающимися и реализация в образовательном процессе вузов ГПС МЧС России роли культуры, воспитания, личностных качеств в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России; формирование мотивационно-ценностного отношения обучающихся к профессии сотрудника ГПС МЧС России, установки на самосовершенствование и самовоспитание; формирование профессиональных и личностных качеств участников образовательного процесса и, прежде всего, обучающихся, в вузах ГПС МЧС России;

развивающие задачи: развитие, совершенствование способностей и свойств личности; самоопределение в профессии;

образовательные задачи: достижение общей и профессионально-прикладной подготовленности, профессиональной компетентности, определяющей способность и готовность выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России; приобретение обучающимися опыта использования учебно-познавательной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей.

Основная закономерность воспитания в вузах ГПС МЧС России: темпы и уровень воспитания в вузах ГПС МЧС России зависят от совокупности условий: наследственности и индивидных свойств обучающегося; образовательной среды вуза; наличия и реализации в вузе системы воспитания; включенности обучающегося в процессе воспитания; педагогического мастерства преподавателей, эффективной деятельности начальников, руководителей, специалистов воспитательных структур; личностной активности педагогов и обучающегося в процессе воспитания; личностной значимости результатов воспитания.

Основные принципы воспитания в вузах ГПС МЧС России: единство процессов воспитания, обучения, профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России; признание личности сотрудника ГПС МЧС России как цели, результата и показателя эффективности воспитания в вузах ГПС; целенаправленность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий; гражданско-патриотическая и профессиональная направленность воспитательной деятельности; воспитание в различных видах деятельности (учебной, служебной, боевой, хозяйственной, общественной и др.); единство, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъектов воспитания в вузе; комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех элементов системы воспитания и подготовки в вузе.

Содержание воспитания в вузах ГПС МЧС России включает концепции, идеи, теории, положения, точки зрения, факты по различным аспектам жизни личности, общества, государства, МЧС России, службы в ГПС МЧС России, в целом всё то, на чём формируется и развивается сотрудник ГПС МЧС России.

Направления воспитания в вузах ГПС МЧС России: государственно-патриотическое; профессиональное воспитание; духовно-нравственное воспитание; правовое воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание.

Педагогическая технология воспитания в вузах ГПС МЧС России представляет собой систему методов, методик, средств, способов, приёмов, этапов воспитания в вузах ГПС МЧС России для достижения гарантированных результатов подготовки сотрудников ГПС МЧС России. Методы воспитания в вузах ГПС МЧС России - совокупность способов и приемов воспитательного взаимодействия (воздействия) участников образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России.

2. Педагогическая модель воспитания в вузах ГПС МЧС России

По своей сущности модель воспитания представляет собой аналог согласованной деятельности всех субъектов воспитания, направленный на создание воспитательной среды вузов ГПС МЧС России как совокупности условий и факторов жизнедеятельности обучающихся, необходимых для формирования у них компетентности, профессиональных и личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России. Ключевым звено в модели системы воспитания является личность курсанта (слушателя), представляющего основу организации воспитания в вузе.

Модель воспитания в вузах ГПС МЧС России включает в себя следующие основные компоненты, структурные элементы: субъекты и объекты воспитания в вузах ГПС МЧС России; цели и задачи воспитания; принципы и закономерности; виды, направления, формы воспитания; технологии и методы воспитания; способы и средства воспитания; планирование, сбор и анализ информации; распределение функциональных обязанностей субъектов воспитания; воспитательные взаимодействия субъектов воспитания (воспитателей и воспитуемых); управление, организация воспитательных взаимодействий (воздействий); контроль процесса воспитания, оценка результатов воспитания; факторы и условия воспитания; научно-методическое, педагогическое, кадровое, информационное, психологическое, правовое, социологическое, культурно-досуговое, материально-техническое и обеспечение воспитания.

3. Система воспитания в вузах ГПС МЧС России - целостная совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для повышения результативности образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, достижения педагогических целей формирования и развития личности сотрудников ГПС МЧС России в соответствии с требованиями создания современной спасательной организации государства, обеспечения готовности сотрудников к решению задач по предназначению в интересах обеспечения защиты личности, общества и государства, пожарной безопасности.

Основные элементы системы воспитания в вузах ГПС МЧС России интегрированы в группы – компоненты системы воспитания: целевой (требования, цель, задачи, факторы, условия); организационный (закономерности, принципы, субъекты, объекты, управление); содержательный (концепции, идеи, взгляды, качества личности, виды, направления); технологический (технологии, этапы, методы, формы, средства); результативный (диагностика, контроль, оценка, критерии и показатели, коррекция).

4. Критерии и показатели эффективности системы воспитания в вузах ГПС МЧС России:

целенаправленность воспитания (обоснованность постановки целей и задач; преемственность в постановке целей и решении задач; успешность решения воспитательных задач; способность анализировать достижение целей и задач);

сформированность воспитательной среды вузов (уровень использования передовых технологий воспитания; постановка и решение воспитательных задач в рамках учебных дисциплин, учебных занятий, воспитательных мероприятий);

организованность воспитательной работы в вузах (способность сосредоточить усилия на главном в воспитательной работе; оптимальность применения средств воспитания; достижение поставленных воспитательных целей в сроки; привлечение начальников всех степеней к воспитательной работе);

взаимодействие и взаимоотношения участников процесса воспитания (степень координации воспитательной работы; взаимосвязь воспитательных аспектов в служебной, педагогической, общественной деятельности; воспитательный контакт руководителей, педагогов с подчиненными; привлечение к процессу воспитания общественных организаций и родителей, гуманизация взаимоотношений и уважение личного и общественного мнения);

индивидуализация и дифференциация воспитания (знание особенностей личности обучающихся (сотрудников); степень дифференциации воспитательной деятельности; степень индивидуализации воспитательной деятельности; оказание педагогической помощи, организация взаимопомощи);

сформированность корпоративной этики сотрудников МЧС России (взаимоотношения в коллективах; характер групповой оценки явлений в коллективе; социометрический статус в подразделениях; развитие взаимопомощи, взаимовыручки в коллективах; направленность мнений, настроений, традиций);

подготовка должностных лиц к проведению воспитания (наличие высокой педагогической культуры; уровень педагогического мастерства).


загрузка...