Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России (20.12.2010)

Автор: Солнцев Владимир Олегович

Солнцев Владимир Олегович

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

МЧС РОССИИ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена в Санкт-Петербургском университете

Государственной противопожарной службы МЧС России

Научный

консультант: доктор военных наук, доктор технических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Артамонов Владимир Сергеевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Баскин Юрий Григорьевич;

заслуженный деятель науки Российской Федерации,

доктор педагогических наук, профессор

Слепов Владимир Яковлевич;

доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Суртаева Надежда Николаевна.

Ведущая

организация: Санкт-Петербургский университет МВД России

Защита состоится 15 марта 2011 г. в____час. на заседании совета Д 205.003.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д.149.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

Автореферат разослан «_____» января 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент

С.П. Иванова I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы исследования.

Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.

Для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь по сути определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика. К числу представителей подобных профессий относятся педагоги, медики, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов. К ним следует отнести и спасателей, пожарных, для которых нравственные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей особо важны.

В современных условиях возрастающее значение приобретает необходимость решения проблем, связанных с обеспечением безопасности личности, общества, государства. Все более существенный вклад в решение данных проблем вносят сотрудники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В связи с этим, а также с учетом функций, возложенных государством на МЧС России, важной целью является подготовка компетентных специалистов, сотрудников МЧС, профессионально, психологически и физически готовых к решению всего спектра задач по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

Важную роль в решении задач, стоящих перед МЧС России, играет личный состав Государственной противопожарной службы (ГПС), который в настоящее время включает около 220 тысяч человек, в том числе около 40 тысяч лиц среднего и старшего начальствующего состава, более 110 тысяч лиц рядового и младшего начальствующего состава. Личным составом ГПС в 2009 году на пожарах было спасено 86 394 чел. и материальных ценностей на сумму более 46,8 млрд. рублей. Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России в современных условиях представляет собой процесс решения многообразных, сложных и разноплановых задач обеспечения пожарной безопасности. Важным средством её совершенствования является воспитание сотрудников ГПС МЧС.

Основным элементом системы подготовки кадров Государственной противопожарной службы МЧС России являются вузы ГПС МЧС России, деятельность которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Оно осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы. Построенное на научной основе и повсеместно осуществляемое воспитание в вузе ГПС МЧС России формирует моральный облик обучающихся, сотрудников, создает необходимую образовательную среду, морально-психологическую атмосферу в вузе.

Достижение высокого уровня эффективности воспитания в вузах ГПС МЧС России является существенным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников данных вузов как профессионалов, компетентных сотрудников ГПС МЧС России, имеющих сформированные профессионально важные личностные качества, способных решать задачи ГПС МЧС России.

Проведенный анализ научных источников свидетельствует, что проблеме воспитания офицеров, сотрудников силовых ведомств, правоохранительных органов традиционно уделялось значительное внимание в исследованиях отечественных ученых (B.C. Артамонов, А.В. Барабанщиков, Ю.Г. Баскин, А.С. Батышев, В.Л. Васильев, В.П. Давыдов, О.Ю. Ефремов, В.Я. Кикоть, А.А. Кочин, B.C. Олейников, Н.Н. Силкин, В.Я. Слепов, A.M. Столяренко, В.И. Хальзов, В.А. Щеголев и др.). Однако вопросы воспитания в вузах ГПС МЧС России не были в достаточной мере изучены в педагогических исследованиях. Проведенный анализ свидетельствует, что в последние годы увеличивается количество исследований по проблемам подготовки сотрудников МЧС России и непосредственно воспитания будущего сотрудника ГПС МЧС России (Ю.Г. Баскин, О.В. Баженов, И.Ю. Буланов, А.А. Грешных, Ю.А. Дежкина, С.А. Иващенко, М.А. Ермолина, С.А. Титаренко, П.И. Гайдай, Е.М. Проходимова, А.А. Шелепенькин, А.Е. Сурина, А.Н. Мальцев О.С. Юнцова и др.). Вместе с тем, количество работ по вопросам воспитания в вузах ГПС МЧС России явно отстает от запросов практики. Кроме того, в большинстве из работ, посвященных совершенствованию образовательного процесса, подготовки сотрудников в вузах ГПС МЧС России, рассматриваются проблемы обучения и значительно меньше изучены вопросы воспитания.


загрузка...