Государственное регулирование сбалансированности рынка труда в современной России (20.12.2010)

Автор: Сигова Светлана Владимировна

Доказано, что разработанный вариант оценки потребностей сферы образования в бюджетных ресурсах способствует обеспечению равного доступа граждан к получению бюджетных услуг, обеспечивает установление общего для всех регионов России подхода к финансированию каждого уровня образования, позволяет реализовать один из главных принципов современной бюджетной политики – «бюджет, ориентированный на результат». Таким образом, создаются условия прозрачности в межбюджетных отношениях при финансировании образования.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость состоит, во-первых, в обосновании нового концептуального подхода, обеспечивающего повышение сбалансированности рынка труда по профессионально-квалификационному составу за счет его регулирования путем совместного использования государственного и рыночного механизмов; во-вторых – в методической новизне, заключающейся в обосновании и применении системного анализа для решения задачи повышения сбалансированности рынка труда на долгосрочный период. Значимым для развития теории рынка труда является создание комплекса взаимосвязанных моделей, служащего инструментарием для реализации нового концептуального подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты – предложенные в работе концептуальный подход и инструментарий для его реализации – могут быть использованы исполнительными органами государственной власти при разработке и осуществлении политики занятости и регулирования рынка труда на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне крупных муниципальных образований; при подготовке территориальных соглашений в системе социального партнерства; региональными органами управления при разработке перспективных программ социально-экономического развития регионов и развития кадрового потенциала регионов; при формировании программ развития системы образования в регионах, а также в практической деятельности предприятий и организаций при совершенствовании кадровой политики. Теоретические выводы диссертационного исследования могут быть использованы также в учебном процессе при изучении курсов «Экономика труда», «Рынок труда», «Макроэкономика», «Экономическая теория».

Апробация результатов исследования

Основные результаты выполненных исследований по теме диссертации опубликованы в сорока пяти печатных работах, одиннадцать из которых входят в перечень российских рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК, и монографии. Общий объем научных работ составил 76,6 печатных листа.

Результаты исследований были представлены в рамках докладов на тридцати форумах, конференциях, семинарах и круглых столах, как международных, так и всероссийских, а также на научных семинарах Минобрнауки России, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Государственного университета – Высшей школы экономики, Российского государственного социального университета, Финансовой академии при Правительстве РФ, Петрозаводского государственного университета и др.

Структура диссертации определена общей концепцией, целью и задачами, логикой исследования и последовательно раскрывается во введении, четырех главах, заключении.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Введение содержит постановку проблемы, обоснование ее актуальности, степень изученности вопроса, формулировку цели, задач исследования, характеристику новизны, научно-теоретической и практической значимости полученных результатов.

В главе 1 «Теоретические основы функционирования рынка труда» рассматриваются вопросы, касающиеся методологических подходов к воспроизводству качественной рабочей силы как необходимого условия сбалансированного рынка труда, а также теоретические аспекты функционирования рынка труда, раскрываются вопросы долгосрочного равновесия и сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

Переход к рынку повлек за собой преобразование не только форм и методов хозяйствования, но также и изменения в условиях воспроизводства рабочей силы. Рыночные экономические отношения требуют новых подходов к подготовке и переподготовке специалистов, универсализации их навыков, улучшения качества трудового потенциала. В связи с этим повышается ответственность как самого работника за осуществление воспроизводства, так и государства, которое должно способствовать лучшему протеканию указанного процесса в условиях рынка. Это необходимо для того, чтобы в функционировании рынка труда принимала участие квалифицированная рабочая сила.

Важная роль воспроизводства проявляется в том, что его отдельные характеристики будут формировать предложение рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе. Таким образом, выявляется прямая связь между воспроизводством трудовых ресурсов и структурным соответствием спроса и предложения на рынке труда.

В связи с тем что главное внимание уделяется профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения, важным является понятие «кадрового потенциала», отличающееся от «трудового потенциала». Трудовой потенциал так же, как и трудовые ресурсы, включает часть населения, которая в данный момент не используется в общественном производстве и представляет собой трудовой резерв, а значит, его возможное использование в будущем. Кадровый потенциал – это только работники, осуществляющие свою непосредственную деятельность на предприятии или в организации и обладающие определенным уровнем квалификации.

Кадровый потенциал имеет двойственную природу. Во-первых, он предполагает персонификацию и рассмотрение каждого работника предприятия как индивида, как личность, обладающую только ей присущей совокупностью профессиональных знаний, умений и способностей, которые есть в настоящем и могут проявиться в будущем, принеся определенный результат. Во-вторых, необходимо объединение индивидуальных способностей, которые в совокупности будут усиливать результат деятельности каждого работника, обладающего индивидуальным потенциалом.

Рынок труда характеризуется спросом и предложением на рабочую силу. Под спросом автор понимает количество наемных работников, в которых фирма экономически заинтересована и которое в состоянии нанять при существующем уровне эффективности и оплаты труда. Спрос – это платежеспособная потребность, то есть то количество рабочей силы, которое работодатель реально сможет нанять в соответствии со своими потребностями и возможностями в зависимости от сложившегося уровня производительности труда и уровня оплаты труда.

Количественный анализ спроса на труд должен сопровождаться изучением его качественных параметров. Это необходимо, так как профессионально-квалификационная структура работников подвержена влиянию технологических сдвигов. Современные условия перехода на инновационный путь развития, ведущий к значительному обновлению технологий, предопределяют трансформацию в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы, ее качественное изменение. Качественного изменения профессионально-квалификационной структуры работников можно достичь за счет осуществления профессиональной подготовки по новым государственным образовательным стандартам, принимаемым на основе профессиональных стандартов, которые отражают современные требования к новым рабочим местам.

В рамках создания концепции повышения сбалансированности рынка труда в средне- и долгосрочном периодах автор уточняет и формализует понятие потенциального спроса. Потенциальный спрос формируется за счет происходящего выбытия работников с рынка труда, за счет возможного изменения плановой численности работников в будущем периоде (вследствие роста или спада экономики), а также вследствие появления принципиально новых рабочих мест (рис. 1). Он характеризует структуру и количество требуемых работников.

Рис. 1. Факторы формирования потенциального спроса

и потенциального предложения

Основное назначение потенциального спроса выражается в том, что путем его удовлетворения возможно обеспечить полное обновление профессионально-квалификационной структуры работников в средне- или долгосрочном периодах. Продолжительность периода определяется длительностью подготовки квалифицированных трудовых ресурсов системой образования и размерами потенциального спроса.

В составе потенциального спроса автор выделяет новый компонент «дополнительный спрос», который показывает количество принципиально новых рабочих мест в условиях инновационной экономики. Необходимость учета данного компонента в составе потенциального спроса объясняется переходом к новому технологическому укладу, способствующему новой организации труда и появлению новых специальностей.

Аналогично потенциальному спросу как парную категорию автор выделяет потенциальное предложение. Оно определяется как приток трудовых ресурсов на рынок труда в будущий период времени, включающий выпускников образовательных учреждений; трудовых мигрантов; безработных; граждан, уволенных из Вооруженных сил; лиц, занимавшихся домохозяйством, и другие категории граждан.

. Таким образом, поддержание сбалансированности предполагает удержание в заданных пределах возникающих отклонений между спросом и предложением на рынке труда.

Действие одного рыночного механизма не решает проблемы сбалансированности рынка труда. Механизмом, позволяющим стабилизировать функционирование рынка труда, может быть государственное регулирование.

В главе 2 «Повышение сбалансированности рынка труда по профессионально-квалификационному составу трудовых ресурсов» путем применения системного подхода при анализе рынка труда выявляются значимые характеристики внешней среды по отношению к системе «рынок труда» и раскрывается проблема обеспечения потребностей экономики России квалифицированными кадрами. Создаются новая концепция и методологическая основа повышения сбалансированности рынка труда в средне- и долгосрочном периодах по профессионально-квалификационному составу; разрабатываются функциональная и структурная модели взаимодействия элементов системы «рынок труда – внешняя среда». Показана целесообразность нового методологического подхода к повышению сбалансированности рынка труда не только в условиях нормального функционирования экономики, но также и во время кризиса.

В условиях перехода к инновационной экономике происходит изменение сложившейся структуры занятости населения, сопровождающееся сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В связи с этим существенно повышается ответственность системы образования за формирование квалифицированных кадров, в которых нуждается развивающаяся инновационная экономика. Для того чтобы система образования могла учитывать меняющиеся требования к квалифицированным кадрам и от «догоняющего» характера обучения перейти к опережающему обучению, необходим соответствующий механизм.

В настоящее время в воспроизводстве трудовых ресурсов существуют проблемы, к основным из которых следует отнести следующие: общее демографическое сжатие, излишняя «популяризация» высшего образования, инертность системы профессионального образования, несогласованность миграционной политики.

Указанные проблемы усугубляют сложившийся структурный дисбаланс на рынке труда. Проведенное исследование показало, что кадровый дефицит носит структурный, а не макроэкономический характер. При сравнении официальных статистических данных о структуре потребности организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам, данных о потребности организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности, структуры выпуска по уровням профессионального образования, структуры безработных по уровню образования был сделан вывод, что на рынке труда есть источники, за счет которых можно было бы удовлетворить существующую потребность предприятий в квалифицированных кадрах. Таким образом, речь идет не о тотальном дефиците квалифицированных кадров, а об их структурном несоответствии как в рамках образовательных уровней, так и полученных специальностей.

Решить масштабную проблему межуровневых, междисциплинарных и территориальных диспропорций между подготовкой специалистов системой профессионального образования и потребностью экономики в этих специалистах возможно на основе разработки новой концепции государственного участия в регулировании рынка труда. При этом новая концепция должна учитывать существующие взаимосвязи на рынке труда, внешние и внутренние факторы, воздействующие на него. В связи с этим автором предлагается функциональная схема взаимодействия элементов системы «рынок труда – внешняя среда» в рамках национальной экономики. Эта схема позволяет увязать воедино такие слабо взаимодействующие элементы, как инновационную экономику с ее требованиями к параметрам социально-экономического развития; бюджетную систему, функционирование которой должно быть направлено на результат; систему образования, призванную удовлетворять потребности личности и общества; зарубежную трудовую миграцию, способную смягчить последствия демографического спада и ситуацию на рынке труда России (рис. 2).

Рис. 2. Функциональная схема взаимодействия элементов внутренней и внешней среды системы

«рынок труда – внешняя среда» в рамках национальной экономики

К принципам взаимодействия элементов, на основе которых выстраивается функциональная модель, автор относит учет тенденций и направлений социально-экономического развития страны, целевую ориентацию на удовлетворение спроса экономики в квалифицированных кадрах; необходимость мониторинга и обратной связи с системой образования и работодателями; необходимость обеспечения бюджетным финансированием подготовки востребованных экономикой квалифицированных кадров; необходимость создания стимулов/санкций для трудоустройства выпускников по специальности; учет интересов личности в дальнейшем повышении образовательного уровня (второе, третье образование) через внебюджетную подготовку в образовательных учреждениях, что одновременно способствует формированию конкуренции со стороны работников за рабочие места.

Предложенная функциональная модель отражает связи между указанными элементами системы, определяет принципиальный порядок их взаимодействия, а также механизм его реализации. Функционирование системы исходит из необходимости достижения запланированных показателей развития национальной экономики; элементы системы последовательно способствуют решению поставленных задач.

Сфера производства характеризуется параметрами функционирования и развития, задавая тем самым внешние условия и ограничения, устанавливая требования к рабочей силе. Механизмами реализации являются: стратегия долгосрочного развития и целевые индикаторы; определение приоритетных отраслей в настоящем и будущем; профессиональные стандарты, учитывающие требования работодателей.

Система образования с учетом перспектив развития национальной экономики обеспечивает подготовку/переподготовку необходимых квалифицированных кадров в заданном количестве. Механизмами реализации являются: модульный принцип построения системы образования, возможность подготовки квалифицированных кадров в зависимости от существующего и потенциального спроса на рынке труда; современные образовательные стандарты (не препятствующие введению прогрессивных элементов).

В условиях инновационного развития и возрастающего технологического уровня экономики будет происходить формирование новых профессионально-квалификационных требований к кадрам. Они находят свое отражение в профессиональных стандартах. В связи с этим проблема соответствия подготавливаемых системой образования специалистов современным требованиям экономики решается через федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Вновь вводимые образовательные стандарты соответствуют требованиям со стороны профессиональных сообществ, поскольку разрабатываются на основе профессиональных стандартов и отражают возросшие требования к компетенциям работников.

Бюджетная система обеспечивает финансирование подготовки квалифицированных кадров, востребованных экономикой, реализуя тем самым принцип «бюджет, ориентированный на результат». В условиях снижения численности трудовых ресурсов в первоочередном порядке финансируется подготовка кадров для приоритетных отраслей развития экономики. Механизмом реализации является нормативно-подушевое финансирование в соответствии с государственным заданием.

Рынок труда: на основе механизма саморегулирования полностью или частично принимает подготовленные кадры в соответствии с текущим спросом на трудовые ресурсы; участвует в обратной связи, предоставляя информацию управляющей системе об уровне сбалансированности между спросом и предложением; формирует требования к профессиональным характеристикам работников, которые затем найдут свое отражение в профессиональных стандартах.

Таким образом, создаваемая концепция государственного участия в регулировании рынка труда с целью повышения его сбалансированности разрабатывается с учетом действия внутренних и внешних факторов на рынок труда, а также с учетом его перспективного состояния.

Альтернативой государственному регулированию рынка труда является рыночное саморегулирование. Последнее могло бы быть эффективным, если бы рынок успевал отреагировать на запросы работодателей в краткосрочном временном интервале.


загрузка...