Криминологические основы обеспечения евразийской экономической безопасности (20.12.2010)

Автор: Есаян Армен Карленович

социологический метод, который помог автору учесть мнения отдельных социальных слоев общества и отдельных граждан (должностных лиц) по наиболее важным вопросам деятельности по криминологическому обеспечению региональной экономической безопасности.

и; нормативные правовые акты государств Евразии, определяющие функционирование системы государственных органов, занятых криминологическим обеспечением региональной экономической безопасности.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые на монографическом уровне проведено комплексное исследование криминологических основ обеспечения экономической безопасности в евразийских сообществах, выявлены имеющиеся правовые проблемы и предложены конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию криминологических основ обеспечения экономической безопасности, сформулированы основные направления и разработаны меры по предупреждению преступлений, представляющих угрозу экономической безопасности государств Евразии.

В диссертации разработаны, вводятся в научный оборот и выносятся на защиту следующие положения и выводы, содержащие научную новизну:

1. Авторское определение понятия «обеспечение региональной экономической безопасности», а также критерии, характеризующие региональную экономическую безопасность.

2. Рекомендации по совершенствованию деятельности государственных органов стран СНГ, ЕврАзЭС и ШОС по криминологическому обеспечению экономической безопасности государства как меры предупреждения экономической преступности.

3. Вывод о том, что основным объектом евразийских преступлений в сфере экономики выступает правопорядок как определенная система общественных отношений, введенных в рамки предусмотренного нормами регулятивного права порядка, содержанием которого является правомерное поведение, деятельность субъектов экономических отношений.

4. Предложение об определении понятия «безопасность» в Модельном законе «О безопасности», основанное на дополнении защищенности интересов не только государства, но и прежде всего личности и общества.

5. Авторская концепция криминологической безопасности как функции системы, что дает возможность раскрыть ее содержание как цель, способ и условие существования.

6. Обобщенная схема разрешения проблем обеспечения безопасности государства, личности, общества в виде трех базовых элементов: национальные интересы (объекты уголовно-правовой охраны) – угроза (преступность и другие негативные явления) – защита (система криминологических и правовых мер предупреждения угроз). Алгоритм действий по обеспечению безопасности социума представлен следующим образом: определение национальных интересов (объекта уголовно-правовой охраны) - определение опасностей обществу (криминализация угроз) - > выявление угроз социуму (криминализированных сфер экономики) - > защита социума посредством реальной деятельности (система мер предупреждения преступлений и иных негативных явлений) - > обеспечение безопасности социума (профилактика экономических преступлений).

7. Вывод о том, что национальные интересы государств-членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС как объекты уголовно-правовой охраны представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

8. Обоснование необходимости совершенствования системы мер предупреждения криминализации и тенизации экономик государств евразийского пространства путем мониторинга теневой экономики и использования его результатов в деятельности государственных органов, а также формирования в прокуратурах государств СНГ, ЕврАзЭС и ШОС системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в качестве ее обязательной функции.

9. Вывод о целесообразности внесения определенных корректив в положения, обозначенные в Государственной стратегии экономической безопасности, в целях документального закрепления таких современных угроз экономической безопасности (преступлений), характерных для государств Евразии и имеющих место в финансовой сфере практически всех стран евразийского пространства, как нецелевое использование бюджетных средств, масштабное уклонение от уплаты налогов, фиктивные финансовые операции и легализация преступно нажитых доходов.

10. Вывод о необходимости внесения поправок в Гражданский кодекс РФ, устанавливающих для банков право отказывать в открытии счета сомнительным клиентам, а также расторгать с ними договоры банковского счета; пересмотра требований действующего законодательства по предоставлению сведений об операциях в уполномоченный орган и с учетом накопленного Росфинмониторингом массива данных сужения набор критериев для сделок, подлежащих обязательному контролю.

11. Вывод о том, что несовершенство надзорного и контрольного механизмов в национальных банковских системах обусловливает широкое распространение различных преступлений, отражающих теневые процессы, в особенности легализацию доходов, полученных преступным путем, уклонение от уплаты налогов посредством переноса центра налогового бремени в зоны льготного офшорного налогообложения.

12. Вывод о том, что одной из существенных угроз экономической безопасности является незаконная трудовая миграция, осуществляемая преимущественно из азиатских стран евразийского сообщества, в частности, в Россию; в числе основных направлений предупреждения криминологически значимых негативных последствий нерегулируемых массовых миграционных потоков значатся совершенствование системы регистрации и учета мигрантов, осуществление индивидуальной профилактической работы с мигрантами, направление предложений в органы власти, законодательные органы, для принятия соответствующих мер, в том числе для целенаправленного определения развития законодательства в области трудовой миграции населения, предлагается нормативно закрепить основные принципы и приоритеты миграционной политики, программно-целевой метод регулирования, с помощью которого можно эффективно распределять материальные и финансовые средства, направляемые из бюджета на цели миграционной политики, контролировать достижение этих целей.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития и экономической безопасности государств Евразии большинству стран-участниц СНГ, ЕврАзЭС и ШОС необходимо безотлагательно разработать концепцию государственной миграционной политики, направленную на комплексное решение проблем незаконной миграции, на совершенствование миграционного законодательства, на обеспечение качественного статистического учета в сфере миграции, анализа и прогнозирования происходящих процессов, выстраивания эффективной государственной институциональной системы управления миграцией.

В целях профилактики криминальной миграции целесообразно использовать разработанную автором методику квотирования пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств-членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС: квота должна рассчитываться не из количественных показателей, а из процентного соотношения с гражданами государства - временного пребывания мигрантов; необходимо упорядочить визовые отношения государств евразийского пространства, систематизировав визовое законодательство с государствами-членами СНГ, ЕврАзЭС и ШОС, урегулировать в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ШОС законодательство по борьбе с незаконными трудовыми мигрантами.

13. Комплекс мероприятий, составляющих основу общенациональной программы противодействия коррупции в странах СНГ, направленных на решение стратегических задач системного и постоянного противодействия коррупции как угрозы экономической безопасности государств-членов евразийских международных организаций и осуществления комплекса правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции государствам-членам СНГ, ЕврАзЭС и ШОС.

14.Предложения по совершенствованию антикоррупционной государственной политики в правовой, организационно-административной, информационно-пропагандистской сферах, в системе гражданского общества, в области развития международного сотрудничества.

15. Предложение о дополнении ст. 3 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. определением, отражающим сущность транснациональных преступлений: «транснациональными преступлениями являются преступления, посягающие на интересы двух или более государств, независимо от места совершения и гражданства субъектов преступления, ограниченные юрисдикцией одного государства». Целью такого дополнения будет решение проблемы определения понятия «транснациональные преступления» и создания эффективного механизма противодействия транснациональным преступлениям в СНГ, ЕврАзЭС и ШОС.

16. Вывод о том, что в целях соблюдения правил юридической техники при формулировании угроз экономической безопасности в Концепциях национальной и экономической безопасности государств-членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС целесообразно прибегнуть к обобщающему термину «транснациональные преступления» вместо перечисления конкретных транснациональных преступлений.

17. Вывод о том, что в целях квалификации тяжких и особо тяжких деяний в качестве транснациональных преступлений в соответствии с Конвенцией ООН против транснациональной преступности в разделы УК государств-членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС целесообразно внести изменения, озаглавив их «Преступления против мира и безопасности человечества и транснационального характера», в которые поместить помимо норм о преступлениях против мира и безопасности человечества нормы о преступлениях транснационального характера; сформулировать в виде примечания в отдельной статье понятие преступлений транснационального характера, к которым предлагается относить только тяжкие и особо тяжкие преступления, воспроизведя тем самым формулировку, содержащуюся в Конвенции.

18. Вывод о том, что в целях выработки конкретного, унифицированного определения коррупции, а, следовательно, правильной квалификации коррупционных преступлений в Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. целесообразно ввести норму, раскрывающую понятие «коррупция»: «Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица».

19. Обоснование того, что в целях реализации основных направлений противодействия коррупции, предусмотренных международными соглашениями, на уровне евразийских организаций целесообразно учредить специализированное экспертное научное подразделение по анализу нормативных правовых актов на «коррупциогенность», тенденций в области коррупции, причин и условий, которые обуславливают и способствуют совершению коррупционных преступлений (создать межгосударственный институт антикоррупционной экспертизы).

20. Предложение о том, что в соответствии с Кодексом поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятом на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 г., необходимо разработать кодексы или стандарты поведения должностных лиц в каждом из государств-членов СНГ, ЕврАзЭС, ШОС.

21. Предложение о целесообразности разработать и принять закон «О порядке реализации международно-правовых актов в правовой системе», направленного на разрешение коллизий международных и внутригосударственных норм и нормативного закрепления механизма имплементации международных норм о противодействии транснациональной преступности в национальное законодательство, криминализацию деяний, содержащих признаки преступлений транснационального характера, а также региональную унификацию уголовного законодательства в противодействии транснациональной преступности всем государствам-членам СНГ, ЕврАзЭС и ШОС.

22. Авторское определение евразийских транснациональных экономических преступлений, под которыми понимается совокупность общественно опасных деяний, посягающих на экономических правопорядок и экономическую безопасность, иные интересы двух или более государств-членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС, независимо от места совершения и гражданства субъектов преступления, ограниченные юрисдикцией одного государства.

23. Разработанные автором совместные меры противодействия подделки денежных средств в государствах-членах СНГ, ЕврАзЭС и ШОС в рамках универсальных и региональных международных соглашений в борьбе с фальшивомонетничеством предлагаются

25. Вывод о том, что в целях исключения разногласий при решении вопросов ответственности за действия по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, лиц, не осужденных за основное преступление, в федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ целесообразно ввести положения п. 5 ст. 9 Страсбургской конвенции СЕ, принятой 3 мая 2005 г., о том, что суд, при вынесении приговора за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, обязан установить преступное происхождение денежных средств или иного имущества, составляющего такие доходы, независимо от того, осуждено виновное лицо за преступление, посредством которого они получены, или нет.

25. Предложение о дополнении статьями о легализации преступных доходов (ст. 174, 174.1 УК РФ) норм о применении конфискации (п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).

26. Вывод о том, что в целях совершенствования правового регулирования полномочий кредитных и банковских учреждений в части противодействия легализации преступных доходов в законодательство государств СНГ, ЕврАзЭС и ШОС целесообразно инкорпорировать положения пунктов 5, 6, 23, 29 и 40 Сорока рекомендаций ФАТФ.

27. Вывод о том, что в целях повышения роли существующих правовых механизмов систем обеспечения евроазиатской безопасности в законах «О безопасности», «О национальной безопасности»: статьи «Понятие безопасности и ее объекты» целесообразно изложить в следующей редакции: «К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность, а также международная безопасность и международный правопорядок»; статьи «Угроза безопасности» - в следующей редакции: «Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, международному правопорядку».

28. Обоснование того, что в целях учета противодействия международным и транснациональным преступлениям при формулировании целей, задач и основных приемов правового сотрудничества с государствами-членами СНГ, ЕврАзЭС и ШОС базовые положения Концепций (стратегий) национальной безопасности и Концепций (стратегий) внешней политики необходимо расширить за счет прямого указания на международные и транснациональные преступления как источники угроз для суверенного государства, международной безопасности и международного правопорядка.

29. Разработанные автором основные положения Концепции обеспечения экономической безопасности государств-членов евразийских сообществ, направленные на повышение эффективности противодействия преступлениям в сфере экономической безопасности.

Теоретическая значимость диссертации состоит в научном обобщении результатов исследования по проблемам криминологического обеспечения региональной экономической безопасности на Евразийском континенте, в разработанных автором предложениях сформулирован новый категориальный аппарат, обеспечивающий уточнение понятий в сфере региональной экономической безопасности и совершенствования законодательства в данной области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты можно использовать:

в научно-исследовательской деятельности при изучении вопросов, связанных с обеспечением региональной экономической безопасности;

в преподавательской работе при чтении курса лекций, проведении семинарских и практических занятий при подготовке специалистов по криминологии и уголовному праву;

в нормотворческой деятельности при подготовке предложений по совершенствованию положений межгосударственных и межведомственных соглашений, уголовного законодательства в сфере обеспечения экономической безопасности государств, норм, направленных на предупреждение транснациональных преступлений в данной сфере;


загрузка...