Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма (20.10.2008)

Автор: Баенская Елена Ростиславовна

Баенская Елена Ростиславовна

Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте

как условие формирования детского аутизма

19.00.10 – коррекционная психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва - 2008

Работа выполнена в Государственном научном учреждении «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

профессор

Тигранова Людмила Иосифовна

доктор психологических наук

Венгер Александр Леонидович

доктор психологических наук,

профессор,

член-корреспондент РАО

Братусь Борис Сергеевич

Ведущая организация: Институт развития

дошкольного образования

Российской академии образования

Защита состоится 4 декабря 2008 года в 12.00 на заседании диссертационного

совета Д 008.005.01 при ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» по

адресу: 119121 Москва, улица Погодинская, д.8, корп.1.

С диссертацией можно ознакомиться в ГНУ «Институт коррекционной

педагогики РАО».

Автореферат разослан 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Алле А.Х.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Изучение закономерностей раннего развития является одним из приоритетных направлений психологических исследований последних лет. Особенно актуальна эта тема для разработок в области специальной психологии и коррекционной педагогики, где все очевиднее становится значимость максимально ранней диагностики трудностей развития и поиска адекватных раннему возрасту форм и содержания коррекционной помощи, а также определения возможностей профилактики тяжелых проявлений и последствий нарушенного развития. Это особенно важно для детей, страдающих аутизмом. Формирование данного типа психического дизонтогенеза исходно связано с тяжелыми нарушениями организации отношений ребенка с миром, что закономерно выводит на первый план исследования, ориентированные на самый ранний возраст (M. Sigman, P. Mundy, 1989, К.С. Лебединская, 1991, S. Lister, 1992, D.J. Johnson, 1992, S. Baron-Cohen, 1992, Д. Стерн, 2006) и ставит задачи разработки средств раннего коррекционного вмешательства.

В отечественной психологической школе ранний детский аутизм рассматривается как биологически обусловленный особый тип психического дизонтогенеза - искаженное психическое развитие (В.В. Лебединский, 1985). Исследования, последовательно развивающие данное направление, показали, что характерные нарушения развития всех психических функций при детском аутизме (первазивные нарушения развития) связаны с первичной дефицитарностью аффективной сферы. Описаны наиболее характерные варианты аутистического дизонтогенеза, отражающие трудности формирования базовых механизмов аффективной организации поведения и сознания (О.С. Никольская, 1985). Выделены первые признаки аффективного неблагополучия, дающие возможность прогнозировать вероятность аутистического развития до очевидного проявления синдрома во всей его полноте (К.С. Лебединская, 1989), а также определенные сочетания этих признаков, позволяющие предсказать формирование того или иного типа синдрома (Е.Р. Баенская, 2000, 2007; Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2006).

Это обеспечило возможность более точной и качественной диагностики угрозы искажения психического развития на ранних этапах онтогенеза, что выводит на первый план задачу разработки средств ранней помощи. Все более ощутимой становится потребность в определении и дифференциации поля коррекционных воздействий на незавершенных этапах формирования синдрома, когда предоставляется уникальный шанс вмешаться в жесткую логику патологического развития и максимально приблизиться к нормализации ранних этапов становления аффективной сферы ребенка. Для этого необходим более глубокий срез в сравнительном анализе необходимых предпосылок благополучного эмоционального и социального развития и тех трудностей, которые нарушают его ход при аутистическом дизонтогенезе.

В основу исследования была положена следующая гипотеза:

на ранних возрастных этапах благополучное аффективное развитие может быть рассмотрено как необходимая предпосылка и основа всего хода нормального психического онтогенеза. При детском аутизме трудности аффективного развития в раннем возрасте предшествуют и обусловливают первазивные нарушения в становлении психических функций. Поэтому проблемы этих детей проявляются в нарушении способности адекватно реализовать задатки сенсомоторного, речевого, умственного развития в социо-эмоциональном взаимодействии с близкими и активном освоении среды. В связи с этим, психологическая коррекция на начальных этапах работы должна быть направлена на нормализацию аффективного развития ребенка: развитие системы смыслов, регулирующих его взаимоотношения, в первую очередь, с мамой и с окружающим миром в целом.

Цель исследования: изучить особенности и трудности раннего аффективного развития, обусловливающие формирование синдрома детского аутизма, определить и дифференцировать поле психокоррекционной работы, обосновать направления и методы профилактической психологической помощи детям с угрозой искажения развития, семьям, воспитывающим таких детей.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

- проанализировать и систематизировать данные современных исследований развития аффективной сферы в раннем возрасте в норме и при формирующемся синдроме детского аутизма;

- обобщить материалы собственных многолетних исследований особенностей аффективного развития детей с аутизмом в раннем возрасте;

- обозначить психологические ориентиры - маркеры для выявления в раннем возрасте искажения психического развития и угрозы формирования синдрома детского аутизма;


загрузка...