Педагогические условия формирования познавательных интересов у учащихся при изучении биологии (20.09.2010)

Автор: Мирзоев Салим Саидалиевич

2. Обоснована психолого-педагогическая и методическая система формирования познавательных интересов, построенная на целостности процесса обучения, единства его содержательной и процессуальной сторон, а также целей, содержания, организационных форм, методов обучения и методических приемов, взаимосвязи урочной, внеурочной и внеклассной работы. Предложенная методическая система предполагает уточнение целей биологического образования и выявление методических условий формирования познавательных интересов у учащихся. Исходя из особенностей данной системы:

уточнены обучающие, развивающие и воспитательные цели биологического образования, исходя из модели структуры личности, культуро-сообразного подхода, личностной ориентации учебного процесса с учетом интересов и склонностей школьников.

выявлены педагогические и методические условия формирования познавательных интересов: в содержательном аспекте- усиление экологической и краеведческой направленности биологических знаний; в процессуальном аспекте - организация систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся на уроках, внеурочных и внеклассных занятиях; сочетание различных организационных форм, методов обучения и методических приемов, а также урочной, внеурочной и внеклассной работы.

Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта с точки зрения формирования познавательных интересов у учащихся, который показал, что этой проблеме уделяется значительное внимание в содержательном и процессуальном плане, однако в методике биологии отражены лишь отдельные аспекты проблемы формирования познавательных интересов. Комплексного решения проблема не получила.

3. Обоснована роль усиления экологической и краеведческой направленности биологических знаний в формировании познавательных интересов у учащихся; осуществлен отбор экологических и краеведческих знаний.

Экологизация содержания биологического образования соответствует реализации содержательного аспекта теоретической модели формирования познавательных интересов, поскольку позволяет усилить теоретическую, мировоззренческую, методологическую, практическую и эмоциональную направленность содержания биологических знаний, исходя из их значительного гуманистического и эмоционально-ценностного потенциала, связи с жизнью. Основу экологизации содержания составили ведущие экологические понятия «экологические факторы», «среда обитания», «природное сообщество», «охрана и рациональное использование биологических объектов», которые вводились в начальный этап изучения курса биологии и развивались на всем его протяжении.

Раскрыта роль краеведческого материала в формировании познавательных интересов у учащихся и определено место краеведческих знаний в содержании курса биологии. Осуществлен отбор местных биологических объектов, исходя из их распространенности, доступности для сбора и наблюдения, содержания программ и учебников по биологии, разнообразия ландшафтов Таджикистана. Разработаны методические рекомендации по использованию краеведческого материала.

Изучено состояние опыта учителей Таджикистана по использованию экологических и краеведческих знаний на уроках.

4. Определена роль различных методов обучения (рассказа, лекции, беседы, наблюдения, эксперимента), организационных форм уроков, внеурочных (домашних заданий, летних заданий, фенологических наблюдений, экскурсий) и внеклассных (кружков, олимпиад) занятий в формировании познавательных интересов у учащихся, выявлены требования к их проведению с учетом организации систематической самостоятельной деятельности учащихся как методического условия формирования познавательных интересов. Изучен опыт работы учителей Таджикистана по формированию познавательных интересов у учащихся на уроках и во внеурочной работе.

Для учителей сельских и городских школ разработаны методические рекомендации по организации работы кружков юных натуралистов с учетом их экологической, краеведческой, опытнической и исследовательской направленности; образцы учетной карточки участников школьной, районной и областной биологических олимпиад; примерный критерий оценки уровня знаний учащихся; образцы вопросов для биологической олимпиады краеведческой, экологической и исследовательской направленности.

5. Разработана конкретная психолого-педагогическая система формирования познавательных интересов у учащихся и осуществлена ее экспериментальная проверка, которая показала положительное влияние данной методики на формирование познавательных интересов у учащихся, их динамику, а также качество усвоения биологических знаний.

Выполненное исследование позволяет сформулировать актуальные проблемы формирования познавательных интересов у учащихся, требующие научно-теоретической разработки:

- изучение роли и места внешкольной работы в формировании познавательных интересов;

- влияние методов, организационных форм и методических приемов, не охваченных данным исследованием на формирование познавательных интересов.

Список публикаций автора по теме исследования

Монографии

Мирзоев С.С. Активизация познавательных интересов учащихся при изучении биологии. - Куляб: Сада, 1994.-196 с.

Проблема формирования познавательных интересов у учащихся VI-XI классов при изучении биологии. – Душанбе, Ирфон, 2009.- 211 с.

Учебные пособия

Цитология: учебное пособия для студентов биологических факультетов высших учебных заведений // Министерство народного образования Таджикистана.- Душанбе: Шарки озод, 2009.- 110 с.

Методические пособия

Методика проведения лабораторных занятий по физиологии человека и животных.- Душанбе: ДГПИ, 1988.- 8 п. л.

Методика проведения лабораторных занятий по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. - Душанбе: ЦИУУ, 1991.- 10 п. л.

Кружок юных натуралистов.- Куляб: Сада, 1994.- 2,5 п. л.

Экологическое воспитание учащихся VI-XI классов на уроках биологии.- Куляб: Фарханг, 1995.- 1,5 п. л.

Краткий словарь генетических терминов. - Куляб: Фарханг, 1998.- 40 с.

Вода- источник и основа жизни // Министерство охраны природы Таджикистана; Министерство народного образования Таджикистана. -Душанбе: Шарки озод, 2003.- 36 с.

Воспитание чувства любви к природе и экологической познавательности учащихся и студентов на уроках биологии / Министерство народного образования Таджикистана. - Душанбе: Шарки озод, 2006.- 6,3 п.л.

Научные статьи, тезисы докладов

Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии // Материалы Международной конференции «Экология и культура». - Куляб, 1992.- С. 88-90.

Роль экскурсии в активизации познавательных интересов учащихся в процессе обучения биологии // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1993.-С. 138-139.

Роль внеклассных занятий в активизации познавательных интересов учащихся // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1993.- С. 140-141.

Биологические олимпиады // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1993.- С. 147-148.

Методические условия развития познавательных интересов подростков к проблемам окружающей среды // Материалы Международной конференции «Экология и образование». - Петрозаводск, 1994.- С. 42-43.

Место и роль краеведческого материала в формировании познавательных интересов учащихся // Материалы научно-теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1994.- С. 127-128.

Факторы организации поведения // Материалы республиканской конференции «Морфологические и физиологические основы адаптации организма».- Душанбе, 1997, - С. 11-12

Физиологические основы формирования поведения в онтогенезе // Материалы республиканской конференции «Морфологические и физиологические основы адаптации организма».- Душанбе, ДГНУ, 1997,-С. 12-13.

Педагогические основы формирования познавательных интересов и экологическое образование учащихся при изучении биологии // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1997.- С. 14-15.

Педагогические основы, формы и условия формирования познавательных интересов учащихся при изучении биологических дисциплин // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1997.- С. 17-18.

Школа и формирования чувства любви к природе и экологическое образование // Материалы научно- теоретической конференции профессорского состава Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1999.-С. 24-25.


загрузка...