Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества (20.09.2010)

Автор: Кузнецова Альвина Яковлевна

В заключение автор делает вывод о том, что результаты построения современной общей научной картины мира как гуманистической ценности культуры должны быть представлены в содержании образования. Посредством мировоззрения научная картина мира вносит вклад в согласование жизни человека и нового научного знания. В научно-техническом обществе это становится шагом к решению основной задачи гуманизации образования: согласования человека, общества и природы.

Третья глава «Социально-гуманистическое назначение творческого развития личности в процессе образования» посвящена обоснованию идеи интеллектуального развития индивида как центрального условия достижения цели гуманизации образования в условиях современного общества. Диссертант доказывает, что в условиях общества, подверженного радикальным изменениям, гуманистическая цель образования направлена на актуализацию познавательного потенциала личности в процессе ее самореализации в обществе.

Первый параграф третьей главы «Социально-функциональное назначение образования личности как субъекта общественной деятельности» предназначен для экспликации содержания категории личность в гуманистическом аспекте философии образования.

Современное гуманистическое направление в образовании строится на категории «личность», разработанной в науках о человеке. Содержание этой категории определяет и философию гуманистического направления в образовании, задавая цель и ценности образования – развитие и становление личности человека. Философия образования, различая категории «личность» и «индивидуальность», определяет второе на основе первого: если индивидуальность мы понимаем как уникальный, неповторимый набор природных задатков человека, то личность развивается на основе своих индивидуальных задатков, которые она осознает и развивает в течение жизни. Становление личности происходит в процессе социализации индивида, усвоения им опыта и ценностных ориентаций данного общества. В результате, категория «личность» от категории «индивидуальность» отличается, в основном, своей социальной обусловленностью.

Гуманистический аспект философии образования содержит как взаимодополняющие гуманистический, индивидуальный и личностный подходы. Индивидуальный подход учитывает природную неповторимость человека. При индивидуальном подходе процесс образования строится с учетом генетических особенностей воспитанников. Личностный подход состоит в создании таких условий развития, в которых осуществляется социализация индивида, в результате чего формируется личность. Гуманистическому подходу в образовании соответствует философская концепция, согласно которой личностное развитие осознается и, в определенной степени, направляется самим воспитанником. Разграничение категорий «индивид» и «личность» помогает выявить сущность образования личности.

Исследование различных подходов к проблеме личности позволяет сделать ряд выводов:

– В образовании личность проявляет себя в субъект-субъектных отношениях ученика и учителя.

– В связи с различением к «индивидуальность» и «личность» современная гуманистическая философия образования, основываясь на антропологическом, социологическом и экзистенциально-психологическом подходах, создает концептуальную основу перехода от разработки и осмысления индивидуального подхода к осмыслению и инновационному внедрению личностного подхода в образовании.

– Природа личности имеет две грани, заданные ее социальностью и индивидуальностью. Это становится источником противоположных подходов в современной теории, практике и философии образования, таких как социально-гуманистический, имеющий определенно выраженную социальную цель, и гуманистически-социальный, развивающий идею свободного воспитания.

– Философско-психологическое описание личности содержит основу вариативного подхода в образовании. Так, философия конструктивного альтернативизма Келли утверждает наличие вариантов при выборе пути формирования конкретного воспитанника. Его теория личности требует, чтобы люди поступали нестандартно, что исключает догматизм в гуманистическом аспекте образования.

Современная теория личности в первом приближении позволяет получить знания о структуре личности, включающей коммуникативный, творческий, аксиологический, гносеологический, художественный потенциалы. Человек способен в процессе развития личности активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Среди всех природных возможностей человека особое место принадлежит его гносеологическому потенциалу. Данная особенность человека делает возможной систему такого образования, в основе которого находится обучение и основная задача которого – познание.

Осваивая в процессе образования интеллектуальные механизмы рефлексии, человек приобретает способность осознанно относиться к развитию своих природных задатков, согласовывая собственную жизнь с жизнью общества, становясь субъектом общественной деятельности.

Для дальнейшего раскрытия содержания категорий «гуманизация образования» и «личность», выяснение условий реализации духовного потенциала индивида и общества автором были исследованы такие понятия, как «интеллектуальные способности индивида», «интеллектуальное развитие», а также возможные средства и методы их развития.

В заключение параграфа автор подчеркивает, что согласно представленной концепции гуманистического аспекта философии образования личность содержит в себе духовную основу человека и в условиях интеллектуального развития общества развитие личности индивидов становится важным условием духовного развития и духовного здоровья общества.

Второй параграф третьей главы «Креативно-интеллектуальное развитие индивида как гуманистическая ценность образования» посвящен проблеме определения места и роли развития интеллектуальных способностей индивида в гуманизации образования.

В современном обществе интеллект осознается не только как ценность образования и общества, но и как часть духовного потенциала общества. Становление информационной цивилизации, массовость образования требуют соответствующего развития и формирования интеллектуальной культуры индивидов и общества. Ее развитие на современном этапе столкнулось с возникшим в общественном сознании противоречием: с одной стороны – общество осознает важность интеллектуального развития, что проявляется в научно-техническом и информационном «оснащении» общества и образования, с другой стороны – в обществе, получившем в результате познания высокоразвитые технику, технологию и науку, появляются тенденции противопоставления интеллектуального и духовного в развитии человека.

Из всего многообразия природных способностей человека способность к мышлению занимает особое место и требует особого внимания в контексте образовательной деятельности. В условиях интеллектуального научно-технического информационного развития общества такие потребности возрастают, в связи с чем возрастает актуальность и дидактической задачи развития интеллектуальных способностей, т. е. воспитания дисциплинированности и подвижности ума, внимания, памяти, воображения, проницательности или способности выделять главное, способности к собиранию знаний, анализу, синтезу и др.

Креативность – это ценностный компонент личности, относящийся к ее умственному развитию. Высокий уровень творческих способностей предполагает высокий уровень развития интеллектуальных способностей. Креативный компонент связан с другими компонентами интеллектуальной деятельности. На сегодняшний день к традиционно развиваемым в обучении интеллектуальным способностям необходимо добавить еще одну, выходящую на первое место по своей актуальности, это способность к интеллектуальной рефлексии, способность ума следить за своими собственными действиями. В гуманистическом аспекте она позволяет человеку осуществлять самопознание, необходимое для становления творческой личности, что характеризует интеллектуальное развитие индивида как гуманистическую ценность образования и общества. Интеллектуальная способность к рефлексии приобретает особое значение в процессе творческой деятельности.

Исследование проблемы активизации творческого мышления в обучении, его мотивации показывает, что речь идет не о какой-то особой мотивации мыслительной деятельности, имеющей внешний по отношению к индивиду источник, а о решении проблемы организации соответствующей образовательной среды, содержащей в себе условия для раскрытия внутренних духовных возможностей человека, естественной потребностью которого является познание.

Для обоснования важности интеллектуального развития в формировании личности современного человека необходимо учитывать влияние, которое оказывают два основных фактора: развитие природных задатков индивида и интеллектуальный уровень среды, в которой осуществляется его социализация.

Образовательные системы традиционно заключают в себе обучение приемам, методам и системам операций интеллекта, обеспечивающим устойчивое равновесие между универсумом и динамическим мышлением индивида. В современном обществе актуализация личности предполагает осознание индивидом процесса своей социализации, что также требует интеллектуальной деятельности. Образование личности на современном этапе – это духовное становление человека, осознаваемое его собственным интеллектом.

Диссертант под «развитием интеллекта в образовании» понимает создание в процессе обучения и воспитания условий для развития интеллектуальных природных задатков и дальнейшего развития уже развитых интеллектуальных способностей.

Достижение цели гуманизации образования – развития личности – в современных условиях все более зависит от осознания этой цели индивидом. В связи с этим в настоящее время можно утверждать, что гуманистическая ценность интеллектуального развития индивида в процессе образования возрастает.

Изучая окружающую среду и приспосабливаясь к ней, человек в то же время развивает способности к самопознанию. Это позволяет нам сделать вывод, что гуманизация образования как единовременное, разовое, ограниченное во времени событие невозможна, поскольку связана с самой деятельностью интеллекта и проявляется в процессе этой деятельности. Гуманизация образования по своему содержанию концептуально сопряжена с процессами формирования личности и теми преобразованиями, которые влияют на уровень интеллектуального развития. Она не имеет стабильной формы и со временем может быть усилена или ослаблена.

В условиях научно-технической цивилизации возможность распространения в обществе и науке гуманистических идей оказалась в зависимости от уровня интеллектуального развития членов этого общества, что. позволяет сделать вывод о креативно-гуманистической ценности интеллектуального развития индивида в процессе образования.

В параграфе подчеркивается что, в условиях интеллектуального развития общества, гуманистическая цель образования направлена на актуализацию познавательного потенциала личности.

Диссертант приходит к выводу, что, так как развитие личности невозможно без соответствующего развития интеллектуальных способностей, интеллектуальное развитие индивида в условиях современного общества становится гуманистической ценностью образования и общества и необходимым условием достижения цели гуманизации образования.

В третьем параграфе третьей главы «Гуманистический аспект социокультурной и когнитивной подготовки педагога – субъекта современного образования» предлагается авторская концепция основных, принципиальных направлений подготовки педагога гуманистической ориентации.

Необходимость практической реализации гуманизации образования предъявляет особые требования к подготовке педагога. Автор предлагает модель подготовки педагога гуманистического направления, состоящей из двух составляющих: социокультурной и когнитивной. Педагог гуманистической ориентации – это образец для подражания, т. е. гармонично, личностно развитый, осознающий гуманистические ценности, следующий своим взглядам в педагогической практике и способный содействовать формированию гуманистических ценностей в мировоззрении своих воспитанников.

Гуманистическое направление философии образования, начиная с простейшей образовательной системы «учитель – ученик», предполагает переход в практике образования к субъект-субъектным отношениям. В такой образовательной системе осуществляется личностное развитие как воспитателя, так и воспитанника.

Педагог, для того чтобы ставить задачи личностного воспитания, сам должен обладать соответствующими личностными качествами, ему необходимы знания, позволяющие организовывать и контролировать образовательную среду, необходимую для личностного роста воспитанников.

Исследование социокультурного и когнитивного аспектов подготовки педагога соответствует целостности личности: ее социальной и природной сущности. Названные два аспекта компетентности педагога объединены в его практической деятельности. Социокультурный проявляется в общей культуре педагога. От этого аспекта, во многом, зависит то, каким гражданином будет воспитанник данного конкретного педагога.

Способность к самопознанию педагог осваивает в процессе когнитивной подготовки и культивирует ее у своих учеников, воспитывая их духовную самостоятельность. Когнитивная подготовка педагога включает в себя знания об интеллектуальных способностях, средствах и способах их развития, интеллектуальных системах в образовании, предназначенных для развития интеллектуальных способностей.

В современном быстро изменяющемся обществе педагог как специалист оказывается в условиях, когда применения имеющихся знаний недостаточно. В таком случае необходимы умение ориентироваться в нестандартной ситуации и способность самостоятельно добывать новые, соответствующие обстановке знания. Особое значение приобретают методологические знания как аспект когнитивной подготовки педагога, как «правила для руководства ума».

Закономерностью гуманистического аспекта философии образования является то, что существенное развитие интеллектуального потенциала общества возможно лишь при свободном развитии каждой личности, ее интеллектуальных способностей. На современном этапе общество, осознавшее необходимость в интеллектуальном развитии, одновременно осознает и свою заинтересованность в рефлексивном интеллектуальном развитии индивидов. Развитие интеллекта в образовании и его рефлексивности становятся из основными составляющими возобновления интеллектуального ресурса общества.

Так как интеллектуальная деятельность является одновременно фактором жизни личности и общества, то она становится общей точкой отсчета, как для развития соответствующих природных способностей воспитанника, так и для его личностного становления в социуме. Знания о природе человека и природе общества составят культурно-образовательную основу подготовки педагога, необходимую для управления воспитанием целостной нравственной личности, обладающей качествами компетентного гражданина, адаптированного к обществу и культуре.

Система образования, обеспеченная соответствующей подготовкой педагога, более способна:

– отражать многогранность человека в процессе воспитания гармоничной личности;

– активизировать личностный подход в обучении, осознанно направлять свою творческую деятельность на личностное развитие воспитанника и его саморазвитие;

– осуществлять свою функцию согласования подрастающего поколения и общества.


загрузка...