Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества (20.09.2010)

Автор: Кузнецова Альвина Яковлевна

В заключение подчеркивается, что процесс формирования современной отечественной философии образования актуализируется поиском целостности и интеграции в науке. Именно философия образования, обращенная к человеку, может стать существенным фактором объединения наук. Понятая так современная философия образования создает концептуальную основу для осмысления истории развития гуманистического аспекта философии образования.

Во второй главе «Особенности формирования гуманистического аспекта современной философии образования», состоящей из трех параграфов, представлены философская идея связи философии образования второй половины ХХ в. с философией естествознания первой половины ХХ в.; гуманистический аспект функций современной философии образования, а также обосновано мировоззренческое значение общей научной картины мира в формировании гуманистического аспекта философии образования. Гуманистические идеи современной философии образования исследованы в контексте исторического развития философского знания.

В первом параграфе второй главы «Философско-научные предпосылки современной гуманистической парадигмы образования» процесс гуманизации образования рассматривается в исторической структуре культуры, в контексте связи содержания с научным знанием.

Начало интенсивной разработки идей гуманизации образования в нашей стране было положено в начале 1980-х гг. идеями гуманизации инженерного образования, осмыслением современных проблем естественнонаучного образования. На рубеже XX–XXI вв. стала очевидной необходимость развития содержания естественнонаучного образования в контексте гуманизации.

То, что методологические принципы, лежащие в основе содержания общего естественнонаучного образования, за последнее столетие существенно не изменились, привело к противоречию между содержанием современного научного знания и образования. Попытки изменить содержание естественнонаучного образования, привести его в соответствие с новыми достижениями наук показали, что изменения в образовании должны начинаться с изменения отношения к субъекту образовательно-познавательной деятельности.

Существенно, что проблема субъекта была осмыслена вначале в философии естествознания. Ученый-естествоиспытатель из-за современной специализации наук особенно удален от познания самого себя и дегуманизация естественнонаучного познания проявляется в том, что исследователь, полностью отделяя себя от природы, наблюдает ее отстраненно, предполагая, что она как бы «не замечает» его и ведет себя так же, как и в его отсутствии

Одна из основных проблем, инициировавших смену методологических принципов философии естествознания – роль прибора в естественнонаучном познании. В стремлении получать все более совершенное знание о природе ученые в конце ХIX в. встретились с необходимостью выяснения «роли прибора» в естественнонаучных исследованиях, а далее и роли самого исследователя, того личностного отпечатка, который он оставляет на объективных результатах своих исследований. В начале XX в., при постановке прогрессивных естественнонаучных исследований, ученым потребовалось включить в содержание познания и тот метод, посредством которого осуществляется это познание. Изучение и осмысление методов научного мышления приблизило ученых к осознанию того, что знания, в том числе, добываемые экспериментальным и теоретическим естествознанием, содержат в себе характеристику не только изучаемой реальности, но и характеристику самого исследователя.

Осмысление образовательной деятельности через роль субъектов образования положило начало утверждению гуманистического подхода в философии образования

В философии естественнонаучного образования проблема субъекта была осмыслена как проблема личностно-ориентированного образования. Идеи гуманизации естественнонаучного и инженерного образования, положили начало интенсивной разработке идей гуманизации образования в нашей стране в конце XX в. На рубеже XX–XXI вв. стала очевидной необходимость развития содержания образования в контексте гуманизации. Личностная ориентация содержания образования требует, чтобы в тезис, определяющий содержание образования помимо знаний, умений и навыков по предмету были включены способы осмысления методов деятельности, методов познания, что также имеет предпосылки в развитии естествознания.

Ретроспективный анализ естествознания показывает, что, начиная с конца ХIХ в., исследователи все больше внимания уделяли способам и методам научного мышления. С этого времени наблюдается усиление рефлексивности науки в области естествознания, завершившееся революционной сменой методологии и, в дальнейшем, сменой научных парадигм. Осмысление способов мышления в естествознании привело к смене натуралистических принципов, открыв тем самым возможность эволюционному изменению общенаучной картины мира. Методология естествознания претерпела творческую рефлексивную проработку, начавшуюся в таких работах, как труды Фарадея по электромагнетизму, продолженную в последующих работах «новой» физики и приведшую к соотношению неопределенностей Гейзенберга и принципу дополнительности Бора.

Рефлексия методов научного познания в естествознании ХХ в. проявила и утвердила себя как творческий, революционный механизм мышления. Революция в физике начала XX в. основана на осмыслении необходимости обновления методологий в процессе исторического развития науки. Как следствие этого осмысления в отечественной теории образования середины XX в. получило понимание необходимости включения опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру в содержание образования.

Выявление усиления рефлексивности методологии естествознания в период смены научных парадигм позволяет обосновать гуманистический характер периодов смены научных парадигм и методологических принципов науки и показать, что гуманизация образования XX-XXI вв. и формирование философии образования как новой области философско-научного знания инициированы прогрессом естествознания XX в.

В заключение параграфа на основе реконструкции модели взаимодействия науки и образования сделан вывод о том, что освоение неклассической методологии познания в естествознании начала XX в. стало одним из ведущих факторов формирования гуманистического аспекта современной философии образования.

?????3/4?*

-присущие человеческому роду. Понятие «индивид» употребляется для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций.

В контексте формирования сознания философия образования содержит в себе мировоззренческую функцию. Интегрирующая функция философии закладывает основу мировоззренческой функции, формирование которой согласуется с культурно-историческим фоном эпохи. В результате мировоззренчески подготовленное сознание становится способным согласовывать сознающего себя человека с окружающей его реальностью: обществом и природой.

Критическая функция направлена на основания гуманистической философии образования – это функция обновления теории, поступательного движения познания на основе критического осмысления имеющихся знаний теории и практики образования. Гуманистический аспект критической функции философии образования задается ее рефлексивностью.

Субъект образовательной деятельности – изменяющаяся, развивающаяся личность, постоянно находящаяся в процессе своего развития, формирования. Для того, чтобы философия образования выполняла генерирующую функцию необходимы методологические принципы, позволяющие описывать процессы развития, эволюции, становления. Гуманистический аспект данной функции проявляется при осмыслении процесса творческого становления личности.

Прогностическая функция философии образования проявляет себя в контексте исследования исторических процессов и имеет гуманистический характер, так как отражает проективно-рефлексирующий характер мышления. В современной философии образования становится возможным осмысление того, насколько эффективно осуществляется образование индивида в контексте культуры и насколько система образования сохраняет человекосоразмерность культуры в процессе трансляции ее от поколения к поколению. В связи с этим возможно как предельно широкое осмысление гуманистических оснований культуры, так и создание новых мировоззренческих и образовательных ориентаций социума.

В заключение параграфа отмечается, что в динамичных условиях научно-технического информационного общества в структуре гуманизации философия образования играет методологическую роль. Гуманистический аспект философии образования проявляется в ее основаниях, функционально направленных на формирование целостной творческой личности, мировоззренчески развитой, критической, рефлексирующей, путь своего личностного становления в обществе.

Третий параграф второй главы «Мировоззренческое значение общей научной картины мира в формировании гуманистического аспекта философии образования» содержит обоснование гуманистической ценности общей научной картины мира и необходимости усиления в ней гуманитарного аспекта знаний о человеке.

Фундаментальная проблема формирования мировоззрения изучается, в основном, в контексте гуманизации естественнонаучного образования. Интерес к проблеме связан с разработкой различных методологических подходов к построению единой общенаучной картины мира. Разнообразны используемые термины: «великое объединение» (Н. Г. Кудюков), «совершенная неизменная система» (Е. М. Алкон), «ноокосмологическая картина» (А. И. Панченко), «образ мира» (Г.Д. Гачев). Отмечается роль физической картины мира в современном процессе научного познания (В.Г. Крючков, Г. П. Прыгунов), ее динамичность (Л. Ф. Кузнецова), роль в мироописании и миропонимании, в формировании сознания. Общенаучная картина объединяет в себе различные фрагменты: педагогическая картина мира (А. А. Макареня), естественнонаучная и художественная картины мира (А. В. Солдатов), философская картина мира (Н. А. Садчикова), квантово-физическая картина мира (Ю. И. Борсяков), информационная картина мира (Р. Ф. Абдеев, Р. Р. Абдеев). В ряде работ предпринята попытка включения человека в научную картину мира (А. Г. Шевцов, Г. Н. Хон, А. Н. Сажин, В. Г. Буданов, Л. Н. Смирнова). Довольно редко встречаются работы, посвященные проблеме современной научной картины мира в содержании образования (И. В. Черникова, В. И. Табуркин).

Под влиянием и на основе современных знаний обосновывается необходимость формирования и обновления общей научной картине мира как ценности культуры, что сказывается на дальнейшей эволюции мировоззрения (Е. В. Ушакова).

Становление общей научной картины мира как составляющей социокультурной реальности зависит от существующих мировоззренческих установок. Динамика этого становления отражается в образовании индивида тем более плодотворно, чем более содержание образования отслеживает мировоззренческие установки современности.

Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизации картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых наиболее актуально для человека. Предметная картина мира конкретной научной области находится в постоянной динамике. Она соотносится с новыми фактами и новыми теориями. В общей научной картине мира возможно появление новых элементов реальности, что может потребовать пересмотра ее основополагающих принципов. Динамика картины мира, которую создает и использует человек в своей жизнедеятельности, состоит в изменениях, связанных с принципиальными изменениями методологии, что, в свою очередь, должно быть интеллектуально отрефлексировано. Гуманистический аспект образования состоит в том, что должна сохраняться человекосоразмерность содержания образования, при его изменениях, вызванных динамикой предметной картины.

Картина мира является той реальностью, которую нам предлагает сознание как средство адаптации человека в природе. Осознание и развитие природных возможностей современного человека оказывается в зависимости от степени объективности общей научной картины мира, отраженной в содержании образования. В этом состоит гуманистическая ценность общей научной картины мира.

Дальнейшее построение общей научной картины мира в науке и освоение ее в образовании связаны с усилением индивидуальной и коллективной рефлексии. Полнота и целостность общей научной картины мира, изменяющейся в связи с эволюцией знаний о мире, требует включения в нее гуманитарных знаний. В постнеклассической науке при построении общей научной картины мира окружающая нас действительность может быть представлена как сложная открытая саморазвивающаяся система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (подсистем). При поиске новых методологических решений в задачу науки входит описание реальности в приближении к идеалу общей научной картины мира, что позволяет строить модели многофакторной среды, ее развития, энергообмена, обмена информацией при взаимодействии системы с внешней средой, процессов адаптации, приспособления всех элементов системы к новым, изменяющимся условиям среды.

В конце параграфа автор, подтверждая гуманистическую ценность формирования общей научной картины мира, в то же время указывает на необходимость методологических преобразований общей научной картины мира в процессе ее эволюции с целью усиления ее гуманитарной составляющей.

Четвертый параграф второй главы «Роль концепции самоорганизации в целостном изучении человека» посвящен перспективе дальнейшей разработки гуманистического аспекта философии образования, которую открывает освоение положений синергетики.-

Современная философия образования имеет рациональные основания. Перспективу для дальнейшей разработки гуманистического аспекта философии образования открывает освоение положений синергетики - междисциплинарного направления науки, задачей которого является изучение явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем.

Согласно синергетике, мир имеет всегда определенные структуры, упорядоченные тем или иным образом. В синергетической картине мира нeт абсолютной бесструктурности и абсолютного беспорядка, но есть структура и упорядоченные формы, которые не укладываются в известные науке модели описания. Структуры в синергетической картине мира зарождаются и эволюционируют, претерпевая всевозможные трансформации. Синергетика строит картину мира, принимая за исходное нестабильность, неравновесность, нелинейность. В новой системе координат линейность, стабильность изучаются в координатах нестабильности и неравномерности. Тем самым соотношение категорий в новой постнеклассической науке, принципиально отличается от соотношения категорий в предшествующих научных картинах мира.

Философско-методологическое значение синергетического подхода состоит в том, что синергетика направляет свое внимание не на существующее, а на возникающее, начиная с моментов возникновения порядка из хаоса. В этом ее отличие как от классической, так и от неклассической науки.

Исходными в синергетике и ее категориальной сетке стали такие категории, как самоорганизация, нелинейность, открытость, бифуркация, хаос, случайность и другие. Это наиболее важные методологические категории. Под самоорганизацией понимают способность тех или иных систем к саморазвитию, самозарождению. При этом используется не только и не столько приток энергии, информации, вещества извне, сколько возможности, заложенные внутри системы.

Категория самоорганизации может быть полезна при описании образовательных, обучающих, интеллектуальных систем, деятельность которых строится на основе саморегулировки и самоорганизации, но не на основе управления извне.

Принципиально важно в оценке синергетики как междисциплинарного подхода то обстоятельство, что она рассматривает сложные, эволюционирующие и открытые системы. Таковы: общество, его подсистемы, система «человек–природа» и т. д. Открытыми системами являются образование, развивающийся человек, личность.

Актуальность синергетики для теории и философии образования состоит в том, что ей доступны человекомерные объекты. Синергетика стремится пересмотреть онтологию бытия. Она делает значительный шаг в возвращении субъекта в мир теории, поскольку субъект участвует в формировании объекта исследования. Синергетическая картина мира, включающая в себя личность человека-исследователя, помогает индивиду осознать целостность центрального познающего субъекта. Самоосознающий индивид становится той точкой сознания, вокруг которой человек собирает воедино свои представления. Человек теперь не только присутствует в мире, но и представляет его себе.

В этом чрезвычайно важном для философии положении синергетика продолжает и углубляет начатую неклассической наукой традицию возвращения субъекта в мир теории. Такая рефлексивная связь указывает на возможность описания гуманистического саморазвития личности в рамках синергетической концепции.

Решение центральных проблем гуманистического направления в философии образования, таких как, «образование целостной личности», «междисциплинарный подход в образовании», «формирование личности в условиях трансформирующегося общества» требует поиска новых междисциплинарных подходов в методологии, а также освоения новых методологических положений постнеклассической науки, позволяющих решать многофакторную социально-философскую задачу гуманизации образования.

Для гуманистической философии образования существенно, что синергетика открывает возможность на языке науки описать становление человека в процессе его образования, которое совершается в процессе его непрерывного обновленного «возникновения» в образовательной среде как под влиянием нелинейных факторов проявления наследственности, разворачивания программ наследственности, так и в более зрелом возрасте, на основе рефлексивной самоорганизации, самопознания и саморазвития.

В конце параграфа говорится о том, что принципы синергетики, могут быть применимы в равной степени, как к гуманитарному, так и к естественнонаучному знанию, особенно к знанию о жизни, о формировании целостной личности в процессе образования. Анализ идей гуманистического аспекта философии образования показывает, что освоение принципов синергетики в философии образования необходимо в фундаментальных исследованиях гуманизации образования, воспитания рефлексивного самопознания, самоорганизации и саморазвития целостной личности.


загрузка...