Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества (20.09.2010)

Автор: Кузнецова Альвина Яковлевна

КУЗНЕЦОВА АЛЬВИНА ЯКОВЛЕВНА

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

БАРНАУЛ – 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет»

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Табакаев Юрий Васильевич,

ГОУ ВПО «Горно-Алтайский

государственный университет»;

доктор философских наук, профессор

Разумов Владимир Ильич,

ГОУ ВПО «Омский государственный

университет им. Ф.М.Достоевского»;

доктор философских наук, профессор

Кряклина Тамара Фёдоровна,

АНО ВПО «Алтайская академия

экономики и права (институт)».

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Алтайская государственная

педагогическая академия».

Защита состоится 14 декабря 2010 года в __9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.005.02 при Алтайском государственном университете по адресу: 656049, Барнаул, пр. Ленина, 61.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского

государственного университета.

Автореферат разослан 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Дегтярёв С. И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

В условиях радикальных изменений общества, пересмотра основных ценностей бытия осмысление и освоение идей гуманизма как признания ценности человека становится центральной проблемой социальной философии. В новейшей социальной философии заметную долю занимают философские проблемы образования. В 80-е годы XX в. начинается новый этап развития отечественной философии образования, в течение которого она заявила о себе как отдельная, самостоятельная отрасль научно-философского знания.

В современном обществе и образовании в значительной мере проявляются черты их дегуманизации. Наблюдаются утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, отсутствие внимания и уважения к человеку, обесценивание жизни человека и его нравственности. В образовании на первый план вышли требования к уровню профессионально-технических знаний при забвении его гуманистических основ, что стало дополнительной причиной кризиса образования. Игнорирование вопросов личностного развития, формирования гражданственности человека отрицательно сказывается и на уровне профессиональных качеств молодых специалистов.

Природные возможности современного человека раскрываются в условиях научно-технического информационного общества, накопившего значительный интеллектуальный потенциал, выраженный в технике, науке, научно-технических знаниях, перешедших в содержание образования. В условиях интеллектуального развития общества все более значимым становится совмещение гуманизации и интеллектуализации образования. Ряд факторов, в том числе: разделение науки на гуманитарную науку и естествознание; издержки техногенного развития, которые зачастую объясняют развитием интеллекта и др., приводит к противопоставлению интеллектуального и духовного в развитии личности, умаляя при этом роль интеллектуального развития в современном образовании. В связи с этим актуально философское обоснование центральной роли интеллектуального развития индивида в гуманизации современного образования и общества.

Благополучие и духовное оздоровление современного общества зависит как от гуманизации всего общества и образования, так и от самоосознания индивидом собственного духовного развития. Такое осознание необходимо и на философском уровне. В связи с этим, актуальна разработка гуманистического аспекта современной философии образования, в котором приоритет отдается свободной, нравственной, творческой, ответственной личности, обладающей не только широким мировоззренческим кругозором, но сочетающей профессиональную компетентность с осознанной нравственностью, владеющей рефлексивным методом познания и самопознания, способной к саморазвитию и оптимальному взаимодействию в обществе.

Состояние исследования проблемы

Философское изучение целостного человека положено в основание гуманистической парадигмы: М. Бубер, В. Л. Гинзбург, В. Д. Жукоцкий, В.А.КувакинВ. А. Лекторский, Д. А. Леонтьев, М. К. Мамардашвили, Н.Н.Моисеев, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Агацци, Г. Блэкхем, Р. Браун, Дж.Дьюи, П. Куртц, К. Ламонт, А. Маслоу, Ф. Перлс, П. Рикер, К. Роджерс, П. Тейяр де Шарден, Р. Тилман, Дж. Хаксли, М. Шелер и др.

В 1960-е годы широкую популярность идеи гуманизации образования приобрели на Западе (Дж. Дьюи, А. Маслоу, А. Нейлл, К. Роджерс), а также в исследованиях, посвященных душе как проблеме философии личности (С.Т. Алишахбана, Л. Колберг, Р. Коль, В. Поссенти, Д. Фанк, В. Фостер, Дж. Фэй, Дж. Шаффер A. Этциони).

В отечественной науке гуманистические аспекты философии образования исследуются в контексте гуманизации образования (Н.Г.Алексеев, Г. С. Батищев, Ю. М. Бородай, А. П. Валицкая, П.П.Гайденко, С. С. Гусев, И. С. Ладенко, В. П. Лежников, М. Л. Лезгина, И. Б. Романенко, В. С. Стёпин, В. А. Светлов, В. Н. Турченко, Е. Н. Шиянов, В. С. Швырёв, О.Д. Шипунова и др.).

Философские основания социальной обусловленности образования целостного человека как социокультурного существа представлены работами зарубежных исследователей: А. Бергсона, Э. Браунмюля, К. Гельвеция, Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, Т. Кампанеллы, И. Канта, О. Конта, Дж. Локка, К. Манхейма, Дж. Миля, Т. Мора, П. Наторпа, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо,


загрузка...