Профессионально ориентированное обучение речевой деятельности студентов-нефилологов на основе междисциплинарной интеграции в курсе «Русский язык и культура речи» (20.09.2010)

Автор: Коренева Анастасия Вячеславовна

1) определить место профессионально-коммуникативной компетенции в системе ключевых компетенций современного выпускника вуза и обосновать необходимость ее формирования в процессе вузовской подготовки;

2) рассмотреть деятельностный подход к профессионально ориентированному обучению в вузе с точки зрения его системно-структурных характеристик и возможностей для формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов;

3) на основе изучения современных исследований, учебных и программных материалов, обобщения научно-практического опыта в области преподавания вузовского курса «Русский язык и культура речи» выявить и проанализировать существующие на данном этапе подходы к его изучению, обосновать важность использования профессионально ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов в их интеграции для качественной речевой подготовки будущих специалистов;

4) выявить уровень сформированности у студентов знаний и умений в различных видах речевой деятельности и определить коммуникативные проблемы, которые в дальнейшем могут затруднить процесс профессиональной коммуникации;

5) определить основные направления междисциплинарной интеграции в процессе профессионально ориентированного обучения студентов-нефилологов речевой деятельности и разработать методическую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных знаний и умений, актуальных для будущей профессии обучаемых;

6) проверить эффективность разработанной методики в ходе экспериментальной деятельности.

Гипотеза исследования. Положительные результаты обучения, ориентированного на формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов при изучении курса «Русский язык и культура речи», могут быть достигнуты, если процесс обучения строится на интегративной основе, обеспечивающей синтез речевого, профессионального, интеллектуального развития студентов, а также освоение ценностных ориентиров в будущей трудовой деятельности, что предполагает:

– выделение инвариантной, вариативной и специфической составляющих содержания курса, позволяющих максимально учитывать профессиональные потребности студентов-нефилологов и изменяющиеся условия обучения;

– вычленение профессионально-коммуникативного образовательного ядра, обеспечивающего междисциплинарную интеграцию курса с общепрофессиональными и специальными дисциплинами применительно к разным специальностям;

– модульное структурирование курса, способствующее поэтапному и взаимосвязанному формированию всех видов речевой деятельности и качественному усвоению всех компонентов культуры речи в их профессионально-коммуникативном аспекте;

– реализацию деятельностной составляющей профессионально ориентированного обучения, обеспечивающую приобретение коммуникативного опыта в избранной специальности путем моделирования профессионально значимых речевых ситуаций.

Методологическую основу исследования составляют лингвистические, психолингвистические, профессионально-педагогические, методические, междисциплинарные идеи, позволяющие осмыслить специфику профессионально ориентированного обучения речевой деятельности студентов-нефилологов:

– исследования языковедов, психологов и психолингвистов в области речевой деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. И. Формановская, Д. Б. Эльконин и др.) и профессионального общения (Л. В. Дудник, Л. Д. Захарова, Г. С. Куликова, Т. А. Милехина, Т. В. Такташов, Е. В. Харченко, Н. В. Шевченко и др.);

– лингвистические теории в области профессионального языка и профессиональной речи (В. Д. Бондалетов, Н. К. Гарбовский, Д. С. Лихачев, Е. Д. Поливанов, А. В. Успенский и др.), профессиональных риторик (В. И. Аннушкин, Т. Н. Астафурова, Л. А. Введенская, А. А. Ворожбитова, Л. К. Граудина, Н. Н. Ивакина, В. И. Курбатов, А. К. Михальская, Т. В. Мазур, Л. П. Павлова, М. Р. Саввова, З. С. Смелкова и др.);

– исследования, направленные на осмысление основных идей, проблем и процессов, происходящих в современном российском образовании (Ю. К. Бабанский, С. Г. Воровщиков, В. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. С. Леднев, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской и др.);

– идеи компетентностного подхода (А. А. Вербицкий, Е. А. Климов, А. К. Маркова, А. М. Новиков и др.) и профессионально ориентированного обучения в сфере высшего образования (С. И. Архангельский, Е. Э. Колотуша, А. В. Коржуев, Н. В. Кузьмина, В. А. Попков, А. А. Реан, Ф. Г. Ялалов и др.);

– теория языковой личности (Г. И. Богин, В. В. Виноградов, Ю. А. Караулов и др.);

– классическое наследие в области методики преподавания русского языка и культуры речи (К. Б. Бархин, В. И. Водовозов, В. А. Добромыслов, Н. М. Соколов, А. В. Текучев, Л. П. Федоренко, Л. В. Щерба, В. И. Чернышев и др.) и труды современных методистов (Е. А. Быстрова, А. И. Власенков, А. Д. Дейкина, Т. К. Донская, Н. А. Ипполитова, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова, Т. А. Ладыженская, Л. Г. Ларионова, Г. К. Лидман-Орлова, Л. П. Лунева, М. Р. Львов, С. И. Львова, Е. И. Никитина, Е. Н. Пузанкова, Ю. Г. Федотова, Л. В. Черепанова, Н. М. Шанский и др.);

– лингводидактические и методические идеи реализации коммуникативно-деятельностного и профессионально ориентированного подходов в преподавании вузовских речеведческих дисциплин, в том числе дисциплины «Русский язык и культура речи» (Б. Г. Бобылев, О. Я. Гойхман, Л. С. Зникина, Н. Д. Колетвинова, Л. А. Константинова, Т. И. Магомедова, Н. Н. Тесликова и др.);

– концептуальные положения коммуникативно-деятельностного и профессионально ориентированного обучения иностранным языкам (Н. Д. Бурвикова, Е. М. Верещагин, Н. Д. Гальскова, Д. И. Изаренков, Г. А. Китайгородская, В. Г. Костомаров, Е. И. Мотина, Е. И. Пассов, Ю. Е. Прохоров, Л. П. Фарисенкова, В. М. Шаклеин, А. Н. Щукин и др.);

– педагогические идеи личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, А. М. Митяева, В. В. Сериков, И. С. Якиманская) и модульного (Л. В. Аслезова, В. П. Беспалько, В. М. Гареев, М. Т. Громкова, Ю. Ф. Тимофеева, И. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.) обучения;

– теория речевого жанра (Т. В. Анисимова, А. Г. Баранов, М. М. Бахтин, В. Е. Гольдин, Т. В. Шмелева и др.) и практика реализации жанрового подхода к обучению речевой деятельности (Л. Г. Антонова, Н. Г. Грудцына, Н. В. Кузнецова, О. М. Орлов, Л. Е. Тумина и др.);

– педагогические и лингводидактические исследования по созданию интегративных систем обучения (Е. С. Антонова, Н. А. Белова, Т. Г. Браже, А. Я. Данилюк, О. М. Косянова, Л. П. Мухаммад, В. Л. Скалкин и др.).

Основными методами исследования, использованными на различных его этапах, являются:

– методы теоретического анализа научных знаний (проблемный, сравнительно-сопоставительный, аспектный);

– прогностические методы (моделирование и проектирование учебного процесса);

– статистические методы (анкетирование, опрос преподавателей и студентов, беседы с участниками педагогического процесса в вузе);

– обсервационные методы (наблюдение за учебным процессом);

– праксиметрические методы (анализ результатов тестов, контрольных, срезовых работ и других продуктов учебной деятельности студентов);

– методы изучения продуктов педагогической деятельности и обобщения педагогического опыта (изучение педагогической документации, анализ учебных и программных материалов, анализ педагогического опыта);

– экспериментальные методы (экспериментальное обучение).

Организация исследования.

Исследование осуществлялось поэтапно в течение 1999 - 2010 гг. На первом этапе (1999-2003 гг.) изучалась и анализировалась лингвистическая, психолого-педагогическая, психолингвистическая, методическая литература, связанная с проблемой профессионально ориентированного обучения студентов-нефилологов речевому общению; обобщался опыт преподавания и накапливался собственный опыт обучения студентов речевой деятельности в профессиональном аспекте; частично проводился констатирующий эксперимент, намечалась программа опытно-экспериментальной работы, определялись отдельные методологические направления профессионально ориентированного обучения речевой деятельности.

На втором этапе (2004-2007 гг.) создавалась концепция профессионально ориентированного обучения речевой деятельности на основе междисциплинарной интеграции; проводилась опытная проверка гипотезы и ее корректировка; уточнялся понятийный аппарат по теме исследования; выявлялись коммуникативные знания и умения метапредметного характера, востребованные в будущей профессии обучаемых; проверялись экспериментальная программа, средства, методы профессионально ориентированного обучения, модели интегративных учебных занятий; разрабатывался диагностический комплекс профессионально ориентированных и речеведческих вопросов и заданий; проводились учебные занятия с использованием подготовленных материалов; составлялись примерный перечень речевых ситуаций, востребованных в профессиональной деятельности, списки профессионально маркированных языковых единиц по различным специальностям; на основе анализа Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, программ и учебников выявлялись темы, которые могли стать основой интеграции курса «Русский язык и культура речи» с общепрофессиональными и специальными дисциплинами; создавались типология профессионально значимых речевых жанров, банк профессионально ориентированных текстов; вырабатывались методические рекомендации для преподавателей, ведущих курс «Русский язык и культура речи».

На третьем этапе (2008-2010 гг.) систематизировались и обобщались полученные материалы, осуществлялось оформление диссертационного исследования, публиковались результаты эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены основные тенденции в преподавании курса «Русский язык и культура речи»; описаны существующие на современном этапе вузовского образования типы концептуальных подходов к разработке содержания и структуры данного курса; доказана целесообразность интеграции профессионально ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов как необходимого условия наиболее эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов.

2. Разработаны критерии оценивания коммуникативной подготовки и на их основе проведено комплексное исследование уровня владения речевой деятельностью студентами нефилологических специальностей; определены коммуникативные неудачи в области создания и восприятия устной и письменной речи, которые в дальнейшем оказывают негативное влияние на процесс учебной и профессиональной коммуникации.

3. Создана методическая система профессионально ориентированного обучения речевой деятельности, в основе которой лежит междисциплинарная интеграция, обеспечивающая связи курса «Русский язык и культура речи» с общепрофессиональными и специальными дисциплинами и учитывающая контингент обучаемых путем выделения: 1) стандартного содержания, обязательного для усвоения всеми студентами и востребованного в любой сфере общения (инвариантное ядро содержания), 2) вариативного содержания, представляющего собой коммуникативные знания и умения, востребованные в любой профессии (вариативный компонент содержания); 3) специфического содержания, включающего коммуникативные знания и умения, профессионально значимые для одной или нескольких профессий (специфическая часть содержания).

4. Уточнено понятие «модель речевого жанра», на основе этого разработана типология профессионально значимых речевых жанров для отдельных специальностей социально-гуманитарной и экономической направленности и создана система коммуникативно-ситуативных упражнений и задач, развивающих умения воспринимать тексты определенных жанров и продуцировать собственные речевые высказывания в рамках заданного речевого жанра.


загрузка...