Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов (на материале музыкального искусства) (20.09.2010)

Автор: Консон Григорий Рафаэльевич

В. Холопова на основе исследования понятия музыкальной эмоции (одной из составляющих понятия образа) и интонации в аспектах музыкального языка и семиотики, а также жанра, формы, стиля выявила иерархическую систему уровней музыкального содержания и, исходя из этого, создала теорию музыкального содержания, по-новому осмыслив концепцию музыки как вида искусства.

В итоге исследования делается вывод, что в целостном анализе как универсальном методе научного познания художественных текстов есть все условия для его эволюции, в чём видится возможность дальнейшего развития и расширения горизонтов теории и истории искусства.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ АВТОРА:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

Консон, Г.Р. Аналитический метод В. Стасова [Текст] / Г.Р.Консон // «Дом Бурганова». Пространство культуры / Гл. ред. М. Бурганова. – М., 2009. – № 4. – С. 199–212. (0,78 п.л.).

Консон, Г.Р. Метод диалектического анализа Л. Мазеля (на примере исследования бетховенского творчества) [Текст] / Г.Р.Консон // Вестник Костромского гос. универс. – 2009. – Т. 15. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 221–227. (0,68 п.л.).

Консон, Г.Р. Взаимосвязь интонации и образа в методе анализа И.Я. Рыжкина [Текст] / Г.Р.Консон // Вестник Костромского гос. универс. – 2009. – Т. 16. – № 4 (октябрь-декабрь). – С. 199–212. (0,67 п.л.).

Консон, Г.Р. Взаимопроникновение оперной театральности и симфонизма как объект музыкального анализа Л.А. Мазеля и И.Я. Рыжкина [Текст] / Г.Р.Консон // Театр, живопись, кино, музыка / Гл. ред. К. Мелик-Пашаева. – М., 2009. – № 1. – С. 206–216. (0,55 п.л.).

Консон, Г.Р. Ференц Лист – исследователь оперы [Текст] / Г.Р.Консон // Театр, живопись, кино, музыка / Гл. ред. К. Мелик-Пашаева. М., 2009. – № 4. – С. 144–153. (0,58 п.л.).

Консон, Г.Р. Трактовка симфонизма Борисом Асафьевым и Иосифом Рыжкиным [Текст] / Г.Р.Консон // Музыковедение. – 2009. – № 2. – С. 2–7. (0,72 п.л.).

Консон, Г.Р. Эстетический концепт Л. Мазеля: Проблема сближения теории музыки с эстетикой [Текст] / Г.Р.Консон // Музыковедение. – 2009. – № 4. – С. 2–7. (0,63 п.л.).

Консон, Г.Р. Интонационный анализ Б. Асафьева оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» [Текст] / Г.Р.Консон // Музыковедение. – 2009. – № 7. – С. 8–14. (0,79 п.л.).

Консон, Г.Р. Метод целостного анализа В. Цуккермана [Текст] / Г.Р.Консон // Музыковедение. – 2009. – № 9. – С. 2–9. (0,87 п.л.).

Консон, Г.Р. Целостный анализ [Текст] / Г.Р.Консон // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 4. – С. 45–46. (0,36 п.л.).

Консон, Г.Р. «Звучащее вещество» [Текст] / Г.Р.Консон // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 8. – С. 42–43. (0,36 п.л.).

Консон, Г.Р. Лирика в опере [Текст] / Г.Р.Консон // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 9. С. 49–50. (0,35 п.л.).

Консон, Г.Р. Аналитический метод А. Серова [Текст] / Г.Р.Консон // Музыка и время. – 2010. – № 6. – С. 26–30. (0,65 п.л.).

Консон, Г.Р. А. Лосев – Б. Асафьев: Смысловые параллели [Текст] / Г.Р.Консон // Проблемы музыкальной науки. – 2010. – № 1 (6). – С. 21–25. (0,67 п.л.).

Консон, Г.Р. Иосиф Яковлевич Рыжкин [Текст] / Г.Р.Консон // Проблемы музыкальной науки. – 2010. – № 2 (7). – С. 109–113. (0,54 п.л.).

Консон, Г.Р. О негласной полемике И. Рыжкина и Л. Мазеля [Текст] / Г.Р.Консон // Музыкальная академия. – 2010. – № 1. – С. 150–158. (1,28 п.л.).

Консон, Г.Р. Целостный анализ в контексте научной методологии [Текст] / Г.Р.Консон // Музыкальная академия. – 2010. – № 2. – С. 140–150. (1,83 п.л.).

Консон, Г.Р. Исследования гармонии Л. Мазелем и Ю. Холоповым [Текст] / Г.Р.Консон // Музыкальная академия. – 2010. – № 3. – С. 145–152. (1,12 п.л.).

Консон, Г.Р. Анализ Н. Римским-Корсаковым собственной оперы «Снегурочка» [Текст] / Г.Р.Консон // «Дом Бурганова». Пространство культуры / Гл. ред. М. Бурганова. – М., 2010. – № 1. – С. 180–189. (0,54 п.л.).

Монография:

Консон, Г.Р. Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов (на материале музыкального искусства) [Текст] / Г.Р.Консон: Монография. – М.: Композитор, 2010. – 352 с. (23,24 п.л.).

Статьи и материалы конференций:

Консон, Г.Р. Интонация как объект семиотического анализа [Текст] / Г.Р.Консон // Музыкальная семиотика: Перспективы и пути развития: Сб. ст. по мат. Второй Межд. науч. конференции / Гл. ред. Л. Саввина. – Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. – С. 64–72. (1,01 п.л.).

Консон, Г.Р. О понятии музыкальный образ [Текст] / Г.Р.Консон // Музыка XX века в ряду искусств: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по мат. Межд. науч. конференции / Гл. ред. Л. Саввина; Сост. В. Петров. – Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. – С. 38–46. (0,7 п.л.).

Консон, Г.Р. Этический концепт И. Рыжкина и метод постструктуралистского анализа [Текст] / Г.Р.Консон // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве: Сб. ст. по мат. Межд. науч. конференции: К 40-летию Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова / Сост. А. Цукер; Ред. А. Селицкий. – Ростов-на-Дону: Ростовская гос. конс. им. С.В. Рахманинова, 2008. – С. 253–271. (1,32 п.л.).

Консон, Г.Р. Исследование В. Цуккерманом творчества Шопена [Текст] / Г.Р.Консон // Musiqi Duenyasi. – 2009. – № 3–4. – С. 53–62. (1,6 п.л.).

Консон, Г.Р. Метод целостного анализа И.Я. Рыжкина [Текст] / Г.Р.Консон // Музыкальное искусство: История и современность: Сб. науч. ст. к 40-летию Астраханской консерватории / Гл. ред Л. Саввина; Ред.-сост. В. Петров. – Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2009. – С. 81–85. (0,69 п.л.).

Консон, Г.Р. Ноктюрн Грига в музыкальном анализе Л. Мазеля [Текст] / Г.Р.Консон // Интегративная педагогика и психология искусства в полиэтническом регионе: Сб. ст. по мат. Четвертой Межд. науч. конференции / Гл. ред. В. Мозгот. – Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2009. – С. 165–168. (0,23 п.л.).

Консон, Г.Р. Об эволюции взглядов Л. Мазеля (в диалоге с самим собой) [Текст] / Г.Р.Консон // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сб. ст. по мат. Межд. науч.-практ. конференции / Отв. ред. О. Краснова. – Саратов: Саратовская гос. конс. им. Л.В. Собинова, 2009. – С. 62–68. (0,45 п.л.).

Консон, Г.Р. Учение Б. Яворского об интонации (по материалам архива учёного в ГЦММК им. Глинки) [Текст] / Г.Р.Консон // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: История, теория, исполнительство, педагогика: Сб. ст. по мат. Межд. науч. конференции / Гл. ред. Л. Саввина; Ред.-сост. В. Петров. – Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2009. – С. 122–127. (0,73 п.л.).

Консон, Г.Р. Целостный анализ музыки как отражение синтеза искусств [Текст] / Г.Р.Консон // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве: Сб. ст. по мат. Межд. науч. интернет-конференции / Ред.-сост. А. Селицкий. – Ростов-на-Дону: Ростовская гос. конс. им. С.В. Рахманинова, 2009. – С. 79–89. (0,69 п.л.).

). (1,49 п.л.).

Консон, Г.Р. Сюита Бориса Шехтера «Туркмения» в анализе Виктора Цуккермана [Текст] / Г.Р.Консон // Композиторы второго плана: Сб. ст. по мат. Межд. науч. конференции / Ред.-сост. А. Цукер. – М.: Композитор, 2010. – С. 269–278. (0,71 п.л.).

Консон, Г.Р. Исследования Л. Мазеля творчества Шостаковича: Панорама научной интерпретации музыкального текста [Текст] / Г.Р.Консон // Исполнительское искусство и музыковедение: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по мат. Межд. науч. конференции / Автор проекта и ред.-сост. Г. Консон; Под общ. и науч. ред. В. Ириной. – М.: Человек, 2010. – С. 463–480. (1,03 п.л.).

Консон, Г.Р. Аналитический метод А. Демченко в исследовании творчества А. Шнитке [Текст] / Г.Р.Консон // Альфред Шнитке: Художник и эпоха (к 75-летию композитора): Сб. ст. по мат. научных чтений 12 декабря 2009 года / Ред.-сост. С.В. Волошко. – Саратов: Саратовская гос. конс. им. Л.В. Собинова, 2010. – С. 154–162. (0,65 п.л.).

 См.: Цуккерман В. О некоторых особых видах целостного анализа // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. [Вып. 1.] М., 1970. С. 409. В связи с тем, что работы Л. Кулаковского в курсе «Анализа музыкальных произведений» не использовались, а сам учёный этот курс в Московской консерватории не читал, в данной диссертации они специально не рассматриваются, но привлекаются в качестве контекста.


загрузка...