Парламентаризм и политическая стабильность в современной России: политологический анализ устойчивого развития переходных обществ (20.09.2010)

Автор: Колесников Владимир Николаевич

12. Устойчивое политическое развитие страны и формирование эффективных институтов представительной власти в значительной мере обусловлены уровнем развития парламентской культуры российского общества. Современная российская парламентская культура может быть охарактеризована как сложносоставная, носящая фрагментарный характер, отличающаяся наличием различных электоральных субкультур. Падение интереса населения к участию в политической жизни страны, в значительной степени обусловлено убежденностью в высокой степени политической коррупции при проведении выборов. Отсюда вытекает необходимость создания институциональных и организационно-политических условий для формирования публичного характера деятельности органов власти и управления, для создания в стране современной системы гражданского образования.

13. Получившие в современной России широкое применение манипулятивные политические технологии монополизированы административно-политическими элитами и ориентировании на расширение «управляемого электората» с акцентированным лидерским центром. Такого рода практики, с одной стороны, способствуют стабилизации сложившейся политической системы, действующей в режиме элитарной демократии. С другой стороны, консервируют низкий уровень эффективности демократических институтов, тормозят формирование демократической политической культуры, развитие институтов гражданского общества, что содержит в себе латентную угрозу политической стабильности.

14. Достижение высокого уровня политической стабильности в современной России может считаться завершенным при наличии следующих условий: повышение институциональной роли парламентских отношений, низкого уровня политической и экономической коррупции; наличия прозрачных процедур проведения выборов, с возможностью контроля со стороны всех заинтересованных политических акторов; функционирования независимой правовой системы; возможности равного доступа к общенациональным, а также к региональным масс-медиа представителей различных политических сил. Указанные предпосылки являются необходимыми для устойчивого политического развития. Если же вектор политического развития будет направлен в противоположном направлении, в сознании широких масс будет формироваться убежденность в том, что демократическая политическая система не устоялась и возможны возвратные переходы на более низкие уровни ее развития.

Научно-практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации заключается в комплексном использовании широкого спектра научных методов исследования, обобщении опыта современного политического и государственного строительства в России, наиболее показательных зарубежных странах, в новом подходе к изучению проблем изменяющихся политических систем в аспекте их политической стабильности. Ряд положений диссертации, прежде всего тезисы о специфических особенностях российского парламентаризма, о механизмах его воздействия на устойчивое политическое развитие страны могут послужить импульсом для дальнейших теоретических изысканий в данном направлении политологического знания.

Совокупность обобщений, выводов и предложений, содержащихся в диссертации, может быть использована при решении таких практических задач, как анализ эффективности функционирования политической системы в целом и, в первую очередь, отечественного парламентаризма; определение условий и факторов устойчивого политического развития страны в документах органов государственного управления и политических партий; поиск путей и методов укрепления политической стабильности; разработка учебных программ и преподавание курсов и спецкурсов по политологии и политико-административному управлению.

Апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены автором в 54 публикациях, общим объемом около 77 п. л., в том числе в 8-ми статьях, опубликованных в изданиях, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки РФ, в 3-х монографиях, в статьях, опубликованных в журналах и в научных сборниках. Отдельные положения и выводы диссертации сообщались на различных научных форумах: Третьем, Четвертом и Пятом Всероссийских конгрессах политологов, на 4-й ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова(24-26 мая 2006 г); на Международной научно-практической конференции в Ростове-на-Дону (26-27 мая 2006 г); Международной научной конференции «Информационное обеспечение законодательного процесса и государственного управления: история и современность (Санкт-Петербург, 2006 г); на Международной научно-практической конференции «Электронное правительство и информационный ресурс развития системы государственного управления и институтов гражданского общества» (Петрозаводск, 15 марта 2007г); Международной научно-практической конференции «Инноватика государственного управления: прорыв в будущее» (Москва, РАГС, 23-24 ноября 2006 г.); на Международной научно-практической конференции»Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы»( Новосибирск, СибАГС, 26-27 февраля 2007 г); на Международной научной конференции «Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы» ( Москва, РАПН, 22-23 ноября 2007 г.)на ежегодном Международном научном Форуме СЗАГС (2002-2010) и др. Материалы диссертационного исследования использовались автором при составлении учебной программы, разработке и чтении курса политологии и спецкурсов в рамках специализации «Управление политическими процессами» для студентов Северо-Западной академии государственной службы, при проведении занятий по курсу сравнительной политологии в Санкт-Петербургском государственном университете, а также в процессе экспертно-аналитической работы в Государственной Думе (1998-2001 гг.) и Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии Северо-Западной академии государственной и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав и 14 параграфов, заключения и списка источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определяется методология исследования, формулируются цель и задачи, объект и предмет, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Взаимосвязь парламентаризма и политической стабильности в современной России: теоретико-методологическое обоснование исследования» посвящена анализу методологических оснований диссертационного исследования.

В параграфе 1.1. «Исследовательская парадигма современного российского парламентаризма: системный подход» раскрывается методологическое значение системного подхода для исследования воздействия парламентаризма на политическую стабильность.

В параграфе дается сравнительная характеристика различных версий институционализма, когда институты определяются в таких вариантах: как «коллективное действие по управлению, либерализации и расширению поля индивидуальных действий», упорядочивающие образцы взаимодействия (Г.О Доннел), «устанавливаемые людьми ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие… неформальные (запреты, табу, обычаи, традиции, кодексы чести и т.д.)…и формальные правила (конституции, законы, права собственности и т.д.), а также система санкций за их несоблюдение» (Д. Норт), «структурные ограничения» ( А. Шидлер); «длительные структуры во времени и пространстве» (Э. Гидденс); «правила и рутины» (Дж. Марч, Й. Олсен); «правила, структуры и процедуры» (К. Шепсл); «правила принятия решений и системы стимулов» (А. Степан); «правила, нормы и совместные стратегии» (С. Кроуфорд, Э. Остром); «формальные правила, процедуры согласия и стандартно действующие практики, структурирующие отношения между индивидами» (П. Холл) и др]. В рамках настоящей работы оказалось весьма перспективным использование принципиального суждения Д. Норта о структуре политических институтов , в составе которых он выделяет три главных составляющих: 1) формальные правила (конституции, законы, административные акты, официально закрепленные нормы права); 2) неформальные ограничения (традиции, обычаи, добровольно взятые на себя нормы поведения, неписаные кодексы чести, достоинства, профессионального самосознания и пр.); 3) механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и др.).

Именно такой смысл институционального подхода представляется нам наиболее продуктивным в исследовании проблематики парламентских отношений, включая и стабилизирующую функцию парламентаризма.

Параграф 1.2. «Теоретико-методологические основы анализа политической стабильности» конкретизирует различные исследовательские подходы применительно к анализу политической стабильности. В этом плане, помимо институциональной теории, в параграфе выделяются несколько направлений в понимании сущности социальной и политической стабильности, различающиеся по подходам к исследованию стабильности, по оценкам ее критериев, стабилизационных механизмов и иным характеристикам. Среди них существенную роль играет в работе общефилософский подход, системный и тесно связанный с ним структурно-функциональный анализ стабильности, социологические теории стабильности, элитистские трактовки политической стабильности и интенсивно используемый учеными последнего времени синергетический подход.

Автор исходит в своих суждениях из идеи об антиномическом характере развития российского общества, когда под антиномией понимаются специфические противоречия, каждая из сторон которых имеет равную доказательную базу. Системный подход к теоретической разработке проблемы политической стабильности в социальных науках исходит из того факта, что изначально исследование проблем, связанных с политической стабилизацией совершается только через изучение общественных отношений в целом, что позволяет и саму политическую стабильность представить в целостности как многофакторное явление.

Синергетический метод позволяет автору сделать выводы о самосохранении политической системы в качестве ее ключевой цели, о повышении адаптивной способности этой системы с возрастанием уровня ее организации. Многое в современной жизни общества, особенно в его политической сфере, можно понять и объяснить, основываясь на принципах синергетики как науки о самоорганизующихся саморегулирующихся процессах. Именно с этих методологических позиций в настоящей работе решается вопрос о соотношении и взаимодействии двух фундаментальных составляющих в формировании управления обществом общественной самоорганизации и сознательном управлении. В нашем случае, очевидно, что наиболее плодотворным в раскрытии диалектики взаимодействия парламентаризма и политической стабильности является комплексный подход, позволяющий использовать различные методологические направления и установки.

Вторая глава «Теоретические универсалии парламентаризма и российская специфика» посвящена сравнительному анализу общеизвестных в политической теории представлений о парламентаризме и их проявлении в российской политической практике. В параграфе 2.1. «Народное представительство и парламентаризм в политическом пространстве современной России» характеризуется многовариантность понятия «парламентаризм» в его историческом развитии. В диссертационной работе автор исходит из троякого рода понятия парламентаризма. Во-первых, парламентаризм понимается как теоретические обоснование верховенства парламентских учреждений в системе органов государственной власти. Во-вторых, парламентаризм выступает как разновидность формы правления, при которой парламент играет ведущую роль в формировании и функционировании органов власти. В-третьих, парламент предстает как высшая форма народного представительства, как институциональная основа народовластия.

В диссертации отмечается, что при наличии различных аспектов парламентаризма, целесообразно рассматривать его как целостную систему, институт власти, имеющий определенные функции, место и роль в политической системе общества.

??$???????§?В главе отражена наиболее устоявшейся в современном научном представлении система функций парламента, включающая в себя представительство интересов различных групп населения, законодательную функция, учредительную функцию. К числу универсальных функций парламента также относятся финансово-бюджетная и контрольная функция парламента. Успешная реализация законодательства, прежде всего в бюджетно-финансовой сфере, невозможна бездейственного контроля. Контрольная функция тесно связана с уже перечисленными функциями, и ее существование логически вытекает из наличия у парламента названных выше функций, поскольку контроль за исполнением принятых решений способствует их реальному воплощению в жизнь. В то же время парламент как один из наиболее демократичных органов контролирует исполнительные, а также и иные государственные органы.

В условиях парламентаризма после победы на выборах и обретения парламентского большинства той или иной партией появляется реальная возможность выбора альтернатив общественно-политического и экономического развития общества. В этом и заключается суть властной функции парламентаризма, которая выступает в качестве интегрирующей.

В данном параграфе на основании исследования национальных особенностей применения общезначимых в политической теории парламентских функций делается вывод о функциональной неполноценности российского парламентаризма как одной из базовых причин его неэффективности и низкого уровня легитимности.

В параграфе 2.2. «Стабилизирующая функция парламентаризма как политологическая проблема» рассматривается стабилизирующая роль парламента. В настоящее время утверждение стабильности в деятельности институтов государства - составная часть общемирового процесса модернизации, глобализации, перехода от традиционного к современному, от аграрного к индустриальному и информационному обществу.

Принципиальное значение для российского варианта воздействия парламентских отношений на политическую стабильность имеет учет конкретно-исторической специфики данного процесса. В связи с этим, следует отметить, что институционализация выборов и иных институтов. включая парламентаризм, в российских условиях происходила и происходит в условиях двоякого рода адаптации. С одной стороны, масштабная трансформация социально-политических оснований российского общества осуществлялась и продолжает осуществляться под массированным воздействием зарубежных, прежде всего западных, идейно политических доктрин и практик.

В параграфе обосновывается тезис о том, что в современных условиях формирование в России сильного, дееспособного, демократического государства, стабильность общества и устойчивое развита экономики невозможны без широкой поддержки целей и действий власти, без социальной консолидации как необходимого условия нормального функционирования институтов демократии гражданского общества и государственной власти. Это невозможно осуществить вне процессов совершенствования выборов и институционализации представительной власти. Автор диссертации разделяет подход К. Поппера, согласно которому современное открытое демократическое общество с эффективной рыночной экономикой «...может нормально функционировать лишь при условии, что они, граждане, доверяют друг другу, как это свойственно людям, и знают, что требуется от них: честность, порядочность и истина. В обществе должна существовать элементарная степень взаимного доверия»[12]. Институты парламентаризма призваны в наиболее существенном виде служить механизмом формирования такого рода общественного доверия.

В параграфе 2.3. «Характер политического представительства как фактор воздействия на устойчивое общественное развитие» исследуются те из положений теории представительства, которые оказывают существенное воздействие на решение сформулированных в настоящей работе целей. Диссертант исходит из того положения, что политическое представительство является универсальным принципом функционирования власти. Под политическим представительством при этом понимаются отношения, возникающие между субъектами власти, при которых один из них выступает представителем другого, осуществляя от его имени властные полномочия и иную политическую деятельность. В данном разделе диссертации раскрывается сущность народного представительства его наиболее развитой политической форме – в виде парламентаризма. В диссертации раскрывается большое значение основополагающих принципов народного представительства, без учета которых невозможна объективная характеристика способов формирования и технологий функционирования парламентаризма в целом. К числу этих принципов относятся такие, как: всеобщность, равенство, непосредственность народного представительства; тайна волеизъявления при формировании органов народного представительства, добровольность участия в формировании представительных органов; периодичность и обязательность поведения выборов, свобода, гласность, подлинность, законность и ответственность механизма формирования органов народного представительства. При этом автор диссертации особое значение корневой проблемы народного представительства, которая всегда находилась и продолжает находиться в центре внимания исследователей и политиков, – проблема политической культуры граждан, делегирующих своё право на власть своим представителям. Парламент – это не только политический институт, устроенный и действующий по определенным правилам. Это – организация, т.е. совокупность, с одной стороны, структур, правил взаимодействия и, с другой стороны, живого сознания людей, составляющих, как сам депутатский корпус, так и аппарат, его обслуживающий.

Вне институционализированных процедур подготовки, принятия и реализации государственно-властных решений, даже при самых благих демократических установках лидеров, любой политический режим испытывает серьезную угрозу волюнтаризма и управленческого произвола. Подобную ситуацию можно определить как «демоническое стремление административной власти стать всеохватывающей, неограниченной, бесконтрольной»[13].

Постулат об уникальности исторического развития России и менталитета ее населения в настоящее время приобрел среди политического класса страны характер априорной истины, в связи с чем в диссертации подробно анализируются выводы компаративного анализа эффективности президентских и парламентских режимов на примере развития ряда современных государств[14]. Автор диссертации констатирует в итоге, что в большинстве политических областей, особенно в областях экономического и человеческого развития, парламентские системы оказываются более эффективными. При прочих равных условиях, парламентаризм является в координации разнообразных общественных взглядов и интересов более эффективной формой власти, чем президентская система. Одновременно с этим, в работе подчеркивается относительность этих выводов применительно к современной России, что связано, в первую очередь, с существенными ограничениями, вытекающими из уникальности и самобытности исторической эволюции российского государства

В третьей главе диссертации «Архитектоника политической стабильности и ее классификация» исследуется социально-политическая природа и атрибутика политической стабильности. Неоднозначность и многоплановость понятия «политическая стабильность» раскрывается в первом параграфе этой главы «Феномен политической стабильности в современном научном дискурсе». Проблема общественной стабильности – один из важнейших, если не самый важный «ключ» к политике, значение которого меняется в зависимости от ситуации в обществе. В каком-то смысле можно даже сказать, что сама идея политики вообще и соответственно политической науки - производное от идеи стабильности общества, его политической системы. Стабильности не в значении возможной лишь в антиутопии мертвой неподвижности социального организма, а понимаемой как гармонизация отношений между действующими в обществе политическими авторами и социальными группами. Поддержание стабильности и порядка традиционно считается главной задачей государства. В диссертации обобщаются результаты попыток отечественных ученых описать сущность феномена «стабильность», отмечается отсутствие единой точки зрения на исследуемую проблему, как в зарубежной, так и в отечественной политической науке. Автор диссертации подчеркивает, что в любом случае политическая стабильность выступает как динамичное равновесие между системообразующими и системоизменяющими процессами между элементами самой системы. Она характеризуется определенной целостностью и способностью эффективно реализовывать возложенные на систему функции. Стабильность в обществе поддерживается также за счет устойчивые социальных связей, эффективной институциональной среды и постоянства нормативной базы.

Политическую стабильность определяется как особое свойство политической системы, выражающееся в равномерном и предсказуемом развитии отношении между социально-политическими институализированными структурами и исключающее возможность возникновения социально-политического кризиса.

В любом случае под политической стабильностью мы понимаем организованность, согласованность, устойчивость функционирования политических структур и отношений в пределах сложившейся и качественно определенной целостности. Она проявляется в постоянстве протекающих процессов, правил и процедур, привычности политического уклада жизни общества.

Второй параграф главы 3 «Факторы политической стабильности» посвящен характеристике системы факторов и условий, детерминирующих виды и уровни политической стабильности. В диссертации выделяются несколько подходов к характеристике факторов политической стабильности. В первую очередь представляется логичным деление всех факторов политической стабильности на два больших блока: объективные и субъективные факторы. В другом случае выделяются две основные группы факторов: первая группа факторов определяется соотношением интересов основных социальных групп, характером господствующей политической культуры и определяющее значение в этом плане имеет отношение населения к существующей политической власти.

Вторая группа факторов определяется уровнем институционализации политических отношений и качествами политических лидеров. «Политический режим любого сорта, включая либеральные демократии, прежде всего, является продуктом действия элит. И стабильные либеральные демократии являются продуктом конкретного типа элит»[15]. Ведущим обстоятельством в стабилизационных процессах, по мнению диссертанта, выступают возможности политического режима учитывать интересы различных групп и их согласовывать в контексте общественного развития в целом[16]. Автор обосновывает вывод о том, что одним из основных факторов политической стабильности современного общества является наличие эффективных институциональных властных механизмов, позволяющих обществу развиваться, не выходя за пределы структурной устойчивости системы. Политические институты являются своего рода «щитом» политической системы общества, обеспечивающим ему надежную защиту от различных «чужеродных элементов», направленных против системы.

В целом диссертант разделяет мнение о том, в комплекс основополагающих факторов политической стабильности входят, прежде всего, политическая власть в целом, система управления обществом, политическое лидерство, социально-классовая структура, наличие среднего класса как гаранта политической стабильности, конкретная форма правления и политического режима в стране, роль гражданского общества, господствующий тип политической культуры, различные формы проявления государственной идеологии[17]. Принципиальное значение для реализации основной цели диссертационного исследования имеет такой важный фактор политической стабилизации современного общества, как устойчивое взаимодействие государства и гражданского общества. В работе подробно анализируются и иные факторы политической стабильности, такие как публичный характер политики, наличие конституционного порядка, характер социальной структуры общества, социальная инертность. глобализация, политическое лидерство и др.

В параграфе 3.3. «Типология политической стабильности» излагается позиция диссертанта относительно типологии политической стабильности. Констатируя отсутствие до настоящего времени в политологической литературе достаточной ясности о разграничении отдельных типов политической стабильности, диссертант выделяет различные основания типологизации политической стабильности. В целях исследования политической стабильности автор классифицирует ее по ряду оснований: по функциям, по характеру реализации, по масштабам, по видам, по уровням, по субъектам, по методам и средствам, используемым для сохранения устойчивости, по характеру политического режима. Для внутриполитической стабильности в отечественной литературе традиционно различают два ее типа: автономную и мобилизационную стабильность. Особое значение в целях предпринятого исследования имеет деление политической стабильности на два основных типа - статическая и динамическая стабильность[18]. Относительно последнего типа стабильности показана особая роль тех политических институтов, которые способны работать в реактивном режиме, адекватном назревающим общественным изменениям. Таким институтом в силу своей социально-политической природы как раз и выступает парламентаризм. Не меньшее значение для решения задач, поставленных в диссертации, имеет классификация типов политической стабильности по средствам ее достижения. В этом плане мы исходим из введенной в научный оборот польским политологом Д. Яворски разграничением между «минимальной» и «демократической» стабильностью. Стабильность рассматривается, с этой позиции, как функция демократии, включающей в себя, в том числе, и участие граждан в управлении государством посредством институтов гражданского общества[19]. В этой связи что политическое представительство, в первую очередь наличие полноценных парламентских институтов, способствует достижению демократической политической стабильности.

Характеристика политической стабильности в третьем параграфе третьей главы включает также в себя выделение различных ее уровней как в структурном плане, так и с точки зрения степени стабильности. Современные отечественные исследователи выделяют в обоих случаях, как правило, три таких уровня.

Первый уровень в контексте социально-политической структуры общества означает стабильность политического руководства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень – стабильность политического режима (сохранение существующей, в настоящее время политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического кризиса). Третий – политическая стабильность общества в целом. Здесь имеется в виду сохранение территориальной целостности государства, обеспечение правопорядка и личной безопасности граждан, реализация их прав и свобод.

С точки зрения специфики темы исследования наибольшее научно-практическое значение имеет сложившаяся в научной литературе позиция, согласно которой при выделении типов политической стабильности наиболее целесообразно конструировать виды стабильности на основе типологии политических режимов. В целом же к наиболее важным критериям политической стабильности современные автор относит: сохранение сложившейся системы правления и легитимности власти; утверждение гражданского согласия и социального мира; обеспечение управляемости социальными процессами; поддержание баланса политических сил на основе конституционного порядка; гибкое использование властью силовых средств принуждения; соблюдение доминирующих в обществе традиций; поддержание устойчивых отношений власти с оппозицией и т.д.[20]. Именно в связи этим, диссертант полагает, что политическое представительство, в первую очередь наличие полноценных парламентских институтов, способствует достижению демократической политической стабильности.

Четвертая глава «Политико-правовые основания устойчивого политического развития России» посвящена характеристике основных условий, механизмов и направлений воздействия парламентских отношений на устойчивое политическое развитие.

В первом параграфе четвертой главы «Форма правления и политический режим как базовые основания политической стабильности» анализируются такие существенные факторы, определяющие стабилизирующее влияние парламентаризма, как тип политического режима и форма государственного устройства. Это связано с тем, что, как писали Дж. Марч и Дж. Олсен, «политическая демократия зависит не только от экономических и социальных условий, но и от устройства политических институтов»[21].


загрузка...