Парламентаризм и политическая стабильность в современной России: политологический анализ устойчивого развития переходных обществ (20.09.2010)

Автор: Колесников Владимир Николаевич

9. Охарактеризовать основные направления совершенствования парламентских отношений с позиции из воздействия на устойчивое политическое развития России;

10. Исследовать особенности, тенденции и механизмы воздействия парламентской деятельности на устойчивое политическое развитие страны;

11. Показать роль парламентской культуры в повышении уровня политической стабильности современной России;

12. Обосновать практические выводы, рекомендации и научно-методические материалы для оптимизации стабилизирующего воздействия парламентских институтов.

Теоретико-методологическая основа исследования. Сложность и противоречивость, а также недостаточная изученность проблемы определили комплексную теоретико-методологическую базу исследования.

Ее основу составляют общеметодологические принципы диалектического познания социальной действительности, фундаментальные положения философской, политологической, социологической, политико-правовой мысли и комплексного подхода к исследованию парламентских институтов. В современных политологических исследованиях обычно выделяются три методологических подхода, господствующих в социальных науках: онтологически-нормативный, эмпирико-аналитический, диалектико-исторический. В той или иной степени все три этих подхода оказались важны для диссертанта.

Используемый системный подход и метод объединил в соответствии с целостной методологией познания парламентской деятельности и парламентских отношений общенаучные и междисциплинарные методы исследования. В числе общенаучных методов исследования были применены в первую очередь историко-диалектический, логический метод, синтез, анализ.

В настоящей работе эволюция парламентаризма в современной России рассматривается на трех основных уровнях, каждому из которых соответствует определенный исследовательский подход: на макроуровне (общесистемный подход), среднем уровне (институциональный) и микроуровне (каузальный).

Значительное место в диссертации отведено политической компаративистике, где рассматривается зарубежный опыт функционировании парламентаризма в сравнении с деятельностью аналогичных институтов в России.

Таким образом, в соответствии с выдвинутыми целью и задачами диссертации была применена исследовательская стратегия системного подхода и целостная исследовательская технология для обеспечения охвата в единстве основных теоретических и организационно-политических факторов, влияющих на устойчивое политическое развитие современного российского государства. Использованный в диссертации комплекс теорий, научных методов и подходов позволил выстроить многоуровневую систему анализа воздействия парламентаризма на политическую стабильность в современной России.

Эмпирическую базу исследования составили материалы законодательной и электоральной статистики, комплекс нормативных документов и их проектов, данные социологических опросов, касающиеся различных проблем функционирования власти и стабильности общества.

Научная достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические и прикладные исследования, государственные документы, нормативную базу, статистику парламентской деятельности, электоральную статистику. Научная обоснованность полученных данных обеспечивалась применением взаимодополняющих методов, привлечением конкретных социологических данных, репрезентирующих содержание решаемых задач исследования, применением методов статистической обработки данных.

Основные научные результаты, полученные соискателем, определяются мотивированным пониманием недостаточной проработанности исследуемой проблемы в политологии и их научная новизна заключается в следующем:

1.В ходе исследования решена научная проблема соотношения административных и репрезентативных институтов политического управления обществом, их эффективности в условиях различных типов политики. Выявлена и всесторонне обоснована тенденция возрастания влияния парламентаризма на политическую стабильность современного российского общества при осуществлении политики модернизации.

2. Разработана концепция стабилизирующей функции парламентской деятельности в условиях консолидации политического режима и перехода от конфронтационного к консенсусному способу разрешения общественно политических противоречий. Обоснованы и раскрыты механизмы воздействия парламентских отношений на политическую стабильность современной российского государства и их роль в повышении эффективности его деятельности: политическая конкуренция, парламентский контроль, механизм консенсусного разрешения противоречий, репрезентативные механизмы. Показана роль интеграции категорий «парламентаризм», «политическая стабильность» и «парламентская культура» для легитимации политического режима и его консолидации в новых условиях общественно-политического развития.

3. , Раскрывается и всесторонне обосновывается устойчивая связь связь между функциональной полнотой парламентаризма, принципом разделения властей, свободными демократическими выборами, конкурентной политической средой с консенсусным способом разрешения противоречий и стабильным политическим развитием. Рассмотрены главные направления, тенденции и противоречия процесса воздействия институтов парламентаризма на подсистемы российской постсоветской политической системы: государства и правовой системы, государственно-политического режима; политических партий; политической культуры и политического участия населения страны.

4. Впервые предложена новая концептуальная интерпретация взаимосвязи развития парламентских отношений и состояния политической стабильности российского общества в целом, дан комплексный анализ содержания социально-политической стабильности в контексте взаимосвязи с развитием парламентских отношений в современной России. Показано, что политическая стабилизация общества может быть достигнута, в первую очередь, за счет повышения устойчивости взаимодействия всех структур государства и гражданского общества, выделены основные направления и механизмы влияния на политическую стабильность со стороны парламентских институтов .

5. Показано, что политическая стабильность характеризует отношения устойчивости и пределы изменчивости системы, выражает динамическое состояние общества в определенный период времени в рамках перехода политических систем в новое качественное состояние, отражающего характер, степень демократичности или авторитарности. Политическая стабильность определяется как такое состояние политической системы, при котором сохраняется ее устойчивость к внешним и внутренним воздействиям и проявляется способность к адекватной адаптации к изменяющимся условиям функционирования государства и общества.

6. Уточнена система факторов политической стабильности современной России, ее виды и уровни. Основными характеристиками политической стабильности выступают устойчивость политических институтов, наличие соответствующего уровня политической культуры, эффективное взаимодействие государства и общества, легитимность власти. Показана детерминированность характера политической стабильности определенным типом политического режима. С критических позиций рассмотрена взаимосвязь институтов парламентаризма и президентства и ее влияние политическую стабильность.

7. Охарактеризована система воздействия парламентаризма на политическую стабильность, в которой выделены: степень реального разделения властей, институциональный статус парламентаризма, его функциональная полноценность, тип партийной системы, особенности электоральной формулы, лидерский фактор, уровень развития парламентской культуры. Установлено, что политическая стабильность тесно связана со всеми компонентами парламентской деятельности и отношений, проявляясь как официальная и неформальная система конкурентных парламентских взаимосвязей. При этом неформальная сфера парламентских отношений, дополняя официальную, активно на нее влияет, выражая интересы реально значимых социальных субъектов.

8. Проведен комплексный анализ основных политических, социальных, экономических и духовно-нравственных результатов влияния парламентских отношений на политическую стабильность российского государства. На этой основе произведена оценка современного состояния парламентской системы в целом с точки зрения степени реализации задач ее демократической модернизации. Выработана методология реализации основных направлений воздействия парламентских институтов на устойчивое политическое развитие через включение основных принципов информирования и функционирования в ценностную составляющую демократически ориентированной политической культуры. Систематизированы и обобщены современные варианты концептуализации парламентской культуры, предложены механизмы овладения ею гражданами страны.

9. Определено, что в качестве базовых элементов теоретического анализа феномена парламентаризма в связи с реализацией его стабилизирующей функции необходимо рассматривать политическое пространство как конкурентную среду, характеристику партийного дизайна, условия электорального выбора. Выявлены основные факторы, влияющие на политическую стабильность в условиях низкоуровневой политической конкуренции; показаны условия, при которых процесс политической стабилизации может считаться завершенным, и при которых возможен возврат на более низкие его уровни.

10. Установлено, что в настоящее время в современной России вектор развития политической стабильности носит разнонаправленный характер: как в сторону конформистско-адаптивную, обусловленную сохранением государственного патернализма и массированными манипулятивными воздействиями со стороны правящей элиты; так и в сторону нарастания потенциала протестной активности, обусловленной нежеланием значительной части населения далее терпеть системную социальную несправедливость, выявлены основные условия и факторы повышения институциональной эффективности российского парламентаризма, показаны политические риски, связанные с торможением процесса демократической стабилизации.

11. В научный оборот вводится новый эмпирический материал, включены в исследовательское поле малоизвестные российским авторам зарубежные работы по проблемам качественного состояния парламентаризма.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основная проблема исследования заключается в противоречивом характере воздействии парламентаризма на устойчивое политическое развитие страны. С одной стороны, институциональный дизайн и политическая практика в рамках существующей политической системы являются адекватными отечественному политическому традиционализму и уровню гражданской культуры населения. С другой стороны, действующая модель политико-административного управления в условиях XXI в уже не эффективна. В силу этого, перспективы устойчивого социально-политического развития страны в нарастающей степени связаны с активизацией гражданского общества и повышением значимости институтов представительной власти.

2. Становление современных парламентских институтов в постсоветской России происходило в условиях «демократического авангардизма», завершившимся учреждением суперпрезидентской модели власти. Это привело не только к торможению партийно-политического строительства, но и к существенному ограничению роли парламента. Возникшая в стране в первое десятилетие XXI в парламентская модель с доминантной партией имеет серьезные изъяны, прежде всего из-за маловлиятельной роли законодательной власти.

3. Эволюция современного российского парламентаризма включает в себя четыре основных этапа:

? 1989-1991 – стихийная демократизация общества;

? 1991-1993 – попытка институционализации демократии в России;

? 1993-1995 – конституирование парламентаризма, сопровождающееся эрозией демократии;

? 1999-2009 – минимизация парламентаризма и политического представительства.

4. Рассматриваемая в диссертации архитектоника политической стабилизации, включает в себя теоретико-методологические основы анализа политической стабильности; феномен политической стабильности в современном научном дискурсе; факторы и типологию политической стабильности.

5. Политическая стабилизация современной России может быть обеспечена, в первую очередь, через полноценное функционирование парламентских институтов, обеспечивающим устойчивое взаимодействие государства и гражданского общества. В условиях реализации модернизационной парадигмы развития страны контроль над властью выступает как стратегическая задача общества и как решающее условие политической стабильности.

6. Методологическое обоснование анализа взаимосвязи парламентаризма и политической стабильности развития страны позволяет определить теоретические, институциональные и организационно-политические условия устойчивого политического развития в рамках концепции демократической политической стабильности.

7. Авторская концепция детерминированности политической стабильности России уровнем развития парламентаризма включает в себя принципы, факторы и направления воздействия парламентаризма на уровень политической стабильности в современной России.

8. Перспективы укрепления политической стабильности развития российского общества неразрывно связаны с усилением всесторонних коммуникаций власти с гражданскими структурами, где в соответствии со своей социально-политической природой ведущая роль принадлежит парламентским отношениям.

9. Теоретические и методологические основы концепции воздействия парламентской деятельности на политическую стабильность дают возможность определить исходную базу формирования направлений и методов совершенствования отечественного парламентаризма и способствуют достижению стабильности в гражданском обществе и государстве. Это позволяет осуществить интеграцию выдвинутых положений и выводов в целостную систему представлений об оптимизации парламентских отношений и парламентской деятельности.

10. Для успешного завершения современного российского модернизационного транзита, реализации задач его демократического этапа и тем самым преодоления угроз политической дестабилизации необходим новый мощный политический импульс. В первую очередь он связан с повышением эффективности представительных институтов и структур гражданского общества, способных стать инструментом общественного согласия по поводу политического и социального будущего страны и путей его достижения, объединения на реализацию этого согласия всех демократически и патриотически ориентированных сил и граждан страны.

11. Неоднократное возвращение российской власти к идее и практике модернизации, постоянная рефлексия через призму Запада как важная составляющая российской идентичности служат веским основанием в пользу предположения о том, что перспективу дальнейшего развития страны следует рассматривать в системе демократических координат. Процессы современной авторитаризации российского политического режима нельзя однозначно квалифицировать как отказ от демократии вообще. Скорее, они свидетельствуют об отступлении от курса на построение либеральной модели демократии. Однако при этом поиски собственного варианта демократического развития не должны вести к ущемлению и деформации ее основных принципов. Необходима выработка такой модели политического устройства российского общества, которая гармонично сочетала бы мировой опыт политического строительства с национальными особенностями и интересами России, политические права и свободы с социальной справедливостью, нравственностью и социальной ответственностью. Представляется, что в наибольшей степени этим требованиям отвечают президентский политический режим с более глубоким разделением властей и усилением контроля общества над властью.


загрузка...