Факторы, определяющие и формирующие здоровье подростков-школьников: пути оценки и механизмы управления ими в современных социально-экономических условиях (20.09.2010)

Автор: Иванова Инна Викторовна

Среди признаков, ассоциированных с повышенными значениями артериального давления в покое (выше 95-ого процентиля) были отмечены такие как наследственная предрасположенность к гипертензивным реакциям, метаболические нарушения, особенности психологического статуса (табл. 14).

Таблица 14

Признаки, ассоциированные с повышенным артериальным давлением,

зарегистрированным в ходе «одного визита»

Признаки ОШ

Склонность к «накоплению и выплескиванию эмоций» 8,2

Антенатальное развитие на фоне гестозов 2-ой половины беременности у матери 7,1

Нарушения функционального состояния эндотелия 4,5

Наследственная предрасположенность к артериальной гипертензии 4,3

Нарушения нутритивного статуса с избытком общей и жировой массы тела

(нутритивная группа VI-ИИ) 3,2

Ожирение у кровных родственников ребёнка 2,6

Таким образом, было показано, что значения артериального давления, соответствующие категории «артериальная гипертензия», полученные даже в ходе одного обследования, имеют существенную прогностическую значимость, а дети со «случайными» гипертензивными реакциями должны рассматриваться как группа риска по формированию соответствующей патологии.

В ходе проведённого анализа была установлена прогностическая значимость признаков, ассоциированных с нарушениями функции равновесия, в первую очередь, для своевременной диагностики аномалий строения брахиоцефальных артерий. Кроме того, была отмечена связь нарушений функции равновесия с последствиями патологии перинатального периода, высокой подверженностью травмам, проявлениями вегетативной дисфункции, низким уровнем двигательной активности (табл. 15)

Таблица 15

Признаки, ассоциированные с нарушениями функции равновесия

Признаки ОШ

Аномалии строения сосудов бассейна позвоночной артерии 10,2

Высокая подверженность травмам 7,5

Недостаточная успешность в подвижных и спортивных играх 6,3

Антенатальное развитие на фоне обострений хронической патологии у матери 5,4

Периодические, спонтанно возникающие жалобы «вестибулярного характера» 5,0

Проявления вегетативной дисфункции в дошкольном и школьном возрасте 4,0

Перинатальное поражение нервной системы 3,4

Сложности при овладении гимнастическими и спортивными навыками, связанными с координацией движений (гимнастические упражнения, катание на

коньках, прыжки со скакалкой) 2,6

Забывчивость, рассеянность, 2,5

Гиперактивность, неспособность сосредоточиться 2,5

Склонность к малоподвижным вариантам проведения досуга (компьютер, телевизор, видео) 2,4

Недоношенность, симметричный и асимметричный варианты задержки внутриутробного развития 2,1

Таким образом, было показано, что наличие у ребёнка нарушений функции равновесия должно быть поводом для уточнения их генеза, в первую очередь, для исключения цереброваскулярной и вестибулярной патологии, латентного «неврологического дефицита». Следует указать, что, несмотря на относительную простоту и существенную диагностическую значимость, тесты для выявления нарушений равновесия практически не используются в амбулаторной педиатрической практике в нашей стране. Представленные данные свидетельствуют о необходимости их включения в программу диспансерных осмотров в организованных детских коллективах.

В целом, результаты данного исследования, позволили обосновать с позиции доказательности ведущие направления профилактической работы, необходимые для снижения патологической поражённости и повышения саногенетических резервов у подростков-школьников в современных условиях. Было выделено три основных направления профилактики:

Усиление мероприятий, направленных на активное формирование здоровья в ходе развития ребёнка, с обязательной переориентацией позиции семьи с «пассивного потребителя медицинской услуги» на «основное действующее начало в процессе саногенеза».

Своевременная и корректная оценка риска формирования патологических состояний, диагностика факторов риска, их устранение (минимизация).

Своевременное выявление начальных стадий развития патологии, их ранняя коррекция.

Реализация первого направления требует приложения особых усилий на фоне установленных нами особенностей социально-психологического статуса современных семей. Данный факт предопределяет необходимость комплексной и масштабной межведомственной работы по формированию эффективных механизмов воспитания активной жизненной позиции, медико-социальной культуры, осознанного отношения к ценности собственного здоровья у всех категорий населения. Существенная роль при реализации данного направления, с нашей точки зрения, должна принадлежать школьному образованию. Проблема «здоровья и образования» в течение многих лет является предметом многочисленных научных и научно-практических дискуссий. С одной стороны, указывается, что максимальное снижение здоровья детей наблюдается в школьном возрасте и во многом связано с особенностями школьного обучения (Баранов А.А., 2009; Куинджи Н.Н., 2006; Онищенко Г.А., 2002). С другой стороны, потенциальные возможности школы в создании и поддержании «доминанты здоровья», формировании «моды на здоровье», представляются чрезвычайно значимыми (Безруких Н.Н., 2006; Жданова Л.А., 2005; Журавлева И.В., 2002; Кучма В.Р., 2009). Результаты проведённого нами исследования показали, что рационально организованное школьное обучение, даже при его углублённом и расширенном содержании, не только не ведёт к снижению уровня здоровья учащихся, а напротив, способствует формированию активной жизненной позиции детей, сознательного выбора стереотипов здорового образа жизни и здоровьеформирующего поведения. Данное заключение было сделано при сопоставлении особенностей состояния здоровья, образа жизни, поведения и психологического статуса учащихся гимназии (образовательного учреждения с расширенным содержанием и инновационными принципами обучения) и «стандартной» общеобразовательной школы (табл. 16-17).

Таблица 16

Особенности состояния здоровья учащихся по данным объективного обследования

Признак Гимназия, % Школа, % р

Нарушения нутритивного статуса 35,1 57,6 0,016


загрузка...