Становление и развитие башкирского фортепианного искусства (исполнительство, образование, композиторское творчество) (20.09.2010)

Автор: Гарипова Нинэль Федоровна

Документы и материалы позволили восстановить хронологическую цепь событий. Из анализа имеющихся документов стало возможным определить основные этапы становления исполнительства, образования и композиторского творчества и выявить специфические особенности развития башкирского фортепианного искусства в контексте национальной культуры республики, сформированные под влиянием разных исполнительских школ: в XIX веке – польской (польские конфедераты, педагог музыки В. Новицкий, директор частной музыкальной школы В.И. Шиманская-Стрежнева) и немецкой (педагоги-пианисты В.Х. Штегман, С.Т. Гербст, В.И.Мацевич). С конца 40-х годов XX столетия в Уфе укрепляет позиции русская фортепианная исполнительская школа (педагоги-пианисты Уфимского училища искусств М.А. Зайдентрегер, Е.П. Сеферова, А.И. Сац, В.П. Стародубровский). Становление фортепианного искусства Башкирии обязано приезжим музыкантам, которые приобщали коренное население к игре на фортепиано.

Башкирское фортепианное искусство имело собственный исторический путь, который развивался по особому, нестандартному сценарию. Любительское фортепианное исполнительство привело к повышенному спросу на профессионально подготовленных пианистов. С развитием музыкального образования в национальной республике, интенсивным ростом детских музыкальных школ и музыкальных училищ увеличился спрос на национальный педагогический репертуар. Организованный Союз композиторов республики получил социальный заказ от педагогов-пианистов и организаторов музыкального образования в Башкирии. Постепенно фортепианный фонд инструктивного детского фортепианного репертуара стал пополняться оригинальными сочинениями башкирских авторов, способствующих адаптации детей коренной национальности к более интенсивному приобщению к европейским музыкальным формам, а с другой – воспитанию толерантности и интереса учащихся к музыкальной культуре другого народа. Одновременно профессиональный запрос рождается со стороны Башгосфилармонии и Уфимского института искусств, стремящихся повысить уровень просветительской и профессиональной работы и заинтересованных в пополнении пианистами концертного репертуара из произведений башкирских композиторов.

Таким образом, в развитии башкирского фортепианного искусства первичным стимулом к его развитию являлось исполнительство, а вслед за ним и образование. Постепенно утверждаясь, эти две составляющие феномена башкирского фортепианного искусства естественным образом привели к формированию композиторского творчества, которое в национальном ключе начало интенсивно развиваться с середины 40-х годов прошлого столетия. За эти годы история спрессовала в образном мире башкирского фортепианного искусства события важнейшей исторической и социально-общественной значимости, определила основные его этапы.

Специфические особенности становления и развития башкирского фортепианного искусства определяются диспропорцией этапов: затянувшийся период накопления потенциала в формировании городской культуры сменился стремительным восхождением к профессионализму. В то время как в Европе и некоторых других городах России в середине XIX столетия отмечаются значительные достижения в сфере профессионального фортепианного исполнительства и образования, в Уфе до конца XIX столетия оно оставалось уделом размеренного домашнего любительского времяпрепровождения. При этом менее чем за одно столетие республика вышла на мировой уровень музыкального исполнительства.

Профессионально укрепившееся исполнительство и образование республики способствовало развитию композиторского творчества. Композиторы работали в режиме интенсивных поисков собственного пути, не имея ещё необходимого опыта, и опирались при этом на наследие мировой, прежде всего, европейской и русской культуры – иной музыкальной ориентации, несущей другое мировоззрение и имеющей разные жанровые и стилевые системы.

Первые музыканты республики – С. Габяши, М. Валеев и другие, не будучи профессиональными композиторами, внесли неоценимый вклад в развитие национального музыкального искусства и подготовили почву для становления башкирского фортепианного искусства. В 1940-е – 1950-е годы в развитии башкирской фортепианной музыки произошли существенные перемены. Первые профессиональные композиторы Башкирии: Н. Сабитов, З. Исмагилов, Р. Муртазин, Х. Заимов, Р. Сальманов, Х. Ахметов, с именами которых и связаны основные достижения этого периода, получили профессиональное образование в Москве у ведущих композиторов-педагогов: В. Белого, А. Александрова, В. Фере, А. Хачатуряна, Спадавеккиа, Т. Литинского.

Башкирия к этому времени накопила высокий интеллектуальный потенциал. Возросла потребность в высококвалифицированных кадрах, которые стал готовить Башмузтехникум, а с 1968 г. Уфимский институт искусств. В его стенах получили музыкальное образование композиторы третьей волны: Р. Газизов, Р. Хасанов, Р. Сабитов, Р. Зиганов, Н. Даутов, С. Низамутдинов и другие. Возвратились в начале 70-х годов после окончания Музыкально-педагогического института им. Гнесиных С. Сальманов, Л. Исмагилова, М. Ахметов. Именно это поколение композиторов отразило в своём творчестве новые проблемы современности, остро ощутив потребность в их философском осмыслении. В этот период в башкирском фортепианном искусстве не только сохраняется, но и ещё более расширяется преемственность достижений предшествующих этапов. Фольклор остаётся постоянным источником, определяющим общие принципы музыкального мышления композиторов: образы, отдельные интонации, ритмы и ладовые обороты.

Феномен «башкирское фортепианное искусство» возник и начал развиваться с конца 20-х годов прошлого столетия. Представить гигантский скачок к профессиональному фортепианному музыкальному искусству в Башкирии в столь короткие сроки возможно лишь сопоставив исторические парадигмы развития башкирского края и мировой цивилизации. Так, в Башкирии к середине XIX века коренное население едва приобрело черты оседлости, а Европа к этому времени имела более 30 высших музыкальных учебных заведений, которые вели подготовку профессиональных музыкантов – пианистов, композиторов, дирижёров.

Итак, годы становления и развития башкирского фортепианного искусства привели к созданию развитой инфраструктуры, объединяющей три неразрывных компонента: исполнительство, образование и композиторское творчество. Результаты этого творческого синтеза получают оценку в рамках международных, всероссийских фестивалей, конкурсов и пленумов.

Башкирское фортепианное искусство явилось самостоятельным и значительным направлением профессионального искусства Башкортостана. Впервые в истории мировой музыкальной культуры возникло искусство, синтезировавшее европейские формы и жанры с башкирским музыкальным фольклором, а годы становления композиторского творчества стали годами формирования его национального стиля.

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК:

Гарипова, Н.Ф. О национальной специфике тематизма фортепианных произведений башкирских композиторов [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2006 . – №2 (16). – С. 17-20 (0,5 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Интонационная лексика курая в тематизме фортепианных сочинений башкирских композиторов [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2008. - № 1(2). – С. 150-154 (0,5 п.л.)

Гарипова, Н.Ф. Фортепианное исполнительство Уфы 1920-х годов в зеркале музыкальной критики [Текст] /Н.Ф.Гарипова // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2009. - № 2. – С.113-116 (0,5 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Общество пения [Текст] /Н.Ф.Гарипова // Музыкальная жизнь. – М., 2009. - № 8. – С. 47-48 (0,5 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Уфимские ученики столичных консерваторий [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Искусство и образование. – М., 2009. – № 8. – С.102-107 (0,5 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Музыкальные классы при Уфимском отделении ИРМО [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Искусство и образование. – М.2010. - № 7. – С. 85-89 (0,5 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. В.К. Новицкий и его фортепианная «Школа» [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2010. - № 2 ( 7). – С. 144-149 (0, 5 п.л.).

Монографии и учебно-методические работы:

Гарипова, Н.Ф. Башкирская фортепианная музыка: язык, стиль, национальные традиции [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: МК РБ, 1997. – 113 с. (7, 25 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Фортепианные произведения башкирских композиторов в репертуаре музыкальных школ [Текст]: Методическая разработка / Н.Ф. Гарипова – Уфа: МК РФ, МК БАССР. – 1983. – 34 с. (2,0 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Фортепианные произведения башкирских композиторов в репертуаре музыкальных училищ [Текст]: Методическая разработка / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: МК РФ, МК БАССР. – 1985. – 32 с. (2,0 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов [Текст]: Научное издание / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2002. – 104 с. (6,5 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Фортепианные миниатюры Загира Исмагилова [Текст]: Очерк / Н.Ф. Гарипова. – Уфа, 2002. – 26 с. (1, 75 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Фортепианный цикл Н. Сабитова «Семь наигрышей» [Текст]: Очерк / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004. – 62 с. (4,0 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Фортепианная музыка башкирских композиторов. Глава VII [Текст] /Н.Ф. Гарипова // Башкирская музыкальная литература: Учебник для средних и старших классов ДМШ и ДШИ /под общей редакцией проф. Шаймухаметовой Л.Н. – Уфа: РУМЦ МК РБ, 2005. – С.135-152 (1,0 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Башкирская фортепианная музыка [Текст]: научное издание / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: Гилем, 2008. – 384 с. (22, 32 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Вехи становления и развития Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова: Информационно-справочный сборник [Текст] / Автор проекта и отв. редактор-составитель Гарипова Н. – Уфа: РИС УГАИ им. З. Исмагилова, 2008. – 392 с. (24,5 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Фортепианное исполнительство и образование в Уфе. Страницы истории [Текст]: Научное издание / Н.Ф.Гарипова. – Уфа: Гилем, 2010. – 248 с.(14, 4 п.л.).

Статьи и материалы конференций:

Гарипова, Н.Ф. К вопросу об орнаментике в башкирской фортепианной музыке [Текст] / Н.Ф.Гарипова // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Тезисы докладов международной научной конференции (17-17 ноября 1993 г.). – Уфа, 1993. – С. 202-203. (0,1 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Некоторые аспекты влияния башкирского музыкального фольклора на фортепианное искусство [Текст] /Н.Ф. Гарипова // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья: Труды. Вып.56 / ГМПИ им. Гнесиных. – Москва, 1981. – С. 65- 82. (1 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Национальное и современное в башкирской фортепианной музыке 60-70-х годов [Текст] /Н.Ф.Гарипова // Вопросы искусствоведения. – Уфа, 1983. – С. 30- 42. (1 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Фортепианное творчество Н. Сабитова [Текст] /Н.Ф. Гарипова // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. – Уфа, 1990. – С. 107-119. (0,8 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Одночастные произведения крупной формы в башкирской фортепианной музыке 1940-1980-х годов [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Проблемы жанра в отечественной музыке: Труды. Вып. 143 / РАМ им. Гнесиных. – Москва, 1998. – С. 186-195, 202-204. (0,9 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Некоторые аспекты взаимодействия двух музыкальных систем Востока и Запада на примере башкирской фортепианной музыки [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Международный диалог на евразийском пространстве. Язык и литература в межкультурной коммуникации народов Евразии: Тезисы докладов научной конференции (30 сентября-2 октября 2002 г.). – Уфа: РИО БашГУ, 2002. – С. 61-63. (0,2 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Орнаментика как способ воплощения национальных традиций в фортепианных сочинениях башкирских композиторов [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Вопросы методики фортепианного исполнительства. – Уфа, 2002. – С. 25- 42. (1,0 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Содержание регионального компонента в учебных дисциплинах и программах Уфимского государственного института искусств[Текст] / Н.Ф. Гарипова // Международная конференция «Многоуровневое музыкальное образование: структура, содержание, методы». – Магнитогорск: МаГК, 2002. – С.48-55. (0,5 п.л.).

Гарипова, Н.Ф. Интонационная лексика фортепианных произведений композиторов Башкортостана [Текс] / Н.Ф. Гарипова // Музыкальная педагогика и проблемы преподавания фортепиано. – Уфа, 2003. – С. 27-34. (0, 4 п.л.).


загрузка...