Становление и развитие башкирского фортепианного искусства (исполнительство, образование, композиторское творчество) (20.09.2010)

Автор: Гарипова Нинэль Федоровна

ГАРИПОВА Нинэль Федоровна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БАШКИРСКОГО ФОРТЕПИАННОГО ИСКУССТВА

(исполнительство, образование, композиторское творчество)

Специальность 17.00.09. – Теория и история искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Саратов – 2010

Работа выполнена в Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки

Научный консультант: доктор искусствоведения, профессор

Шаймухаметова Людмила Николаевна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Ашхотов Беслан Галимович

доктор искусствоведения, профессор

Варламов Дмитрий Иванович

доктор искусствоведения, профессор

Сраджев Виктор Пулатович

Ведущая организация: Новосибирская государственная

консерватория (академия) имени М.И.Глинки

Защита состоится 7 декабря 2010 года в 10.00 на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 210.032.01 при Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова по адресу: 410012, Саратов, проспект Кирова, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова.

Автореферат разослан 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат искусствоведения А.Г. Труханова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Современное фортепианное искусство Башкортостана является одним из интереснейших явлений в музыкальной культуре России. Оно неоднородно и многосоставно: с одной стороны, процесс его формирования происходил в зависимости от специфических для развития культуры исторических условий, с другой – в результате взаимодействия западноевропейской, русской и традиционной национальной музыкальных культур.

Уникальность становления фортепианного искусства в мировом музыкальном пространстве при множестве причин и обстоятельств всё же определяется одним из важнейших его факторов – сложившимся в течение многих столетий развитым инструментальным музицированием. Характерно, что к XVIII веку в Европе уже функционировало более двух десятков консерваторий, и базовым для профессиональных музыкантов последующих поколений стало в подавляющем случае пианистическое образование. Иная картина складывалась в национальных республиках советского периода, в том числе в Башкирии. Первые башкирские композиторы были самоучками-кураистами, совершенно не знакомыми с профессиональным, в том числе, фортепианным западноевропейским искусством. Вследствие этого для развития башкирской профессиональной фортепианной музыки определяющей стала городская культурная среда, создавшая почву для произрастания на ней впоследствии башкирской профессиональной исполнительской и композиторской школ.

Стремительное распространение и развитие в последние два столетия фортепианного искусства способствовало значительному обогащению его интонационной сферы, исполнительской технологии и методов композиторского творчества. Важную роль в этом процессе сыграли, в том числе, национальные композиторские и исполнительские школы. В связи с изменением статуса народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза, и стратегией развития национальных культур, с 20-х годов XX века начинается масштабный процесс их формирования. Развитие национального искусства значительно видоизменило облик фортепианного творчества – исполнительского и композиторского – и привнесло в него новые традиции, обогатив мировое фортепианное искусство ярким и оригинальным интонационным содержанием. Неординарное и интенсивное развитие получило фортепианное искусство Средней Азии, Востока, опирающееся, с одной стороны, на несвойственную клавишному инструменту монодийную музыкальную национальную культуру, с другой – на богатые традиции европейского профессионализма.

К настоящему времени процесс освоения западноевропейской традиции для ряда национальных культур оказался практически завершённым. В результате большинство композиторских школ прошло этапы становления и осмысления современных композиторских технологий. Изучение башкирского фортепианного искусства позволяет оценить его как феномен музыкальной культуры, органично включившийся в мировой художественный процесс и одновременно имеющий индивидуальный облик в общей картине национальных культурных процессов.

Три составляющих явления башкирского фортепианного искусства – исполнительство, образование и композиторское творчество – до сих пор не рассматривались в едином процессе культурно-исторического развития и не получили соответствующей научной и художественной оценки. Отдельные страницы истории фортепианного искусства Башкирии хотя и описывались неоднократно, всё же не обнаружили обоснованных логических связей в контексте культурно-исторического развития. Вместе с тем, имеется богатый архивный и документальный материал, а также яркие результаты многогранной композиторской и исполнительской деятельности в области фортепианного искусства, что позволяет говорить не только о фортепианной музыке в Башкортостане, но и о самом феномене башкирского фортепианного искусства.

Изучение вопроса позволило установить, что и в начале своего становления, и затем в процессе обретения профессионализма башкирское фортепианное искусство долгое время развивалось обособленно от национальных традиций башкир, что было объективно связано с разным менталитетом европейского искусства и мусульманских представлений о музыкальной культуре. Такое противостояние преодолевалось целенаправленно в течение длительного времени: политическими и социальными усилиями формировались новые культурные потребности городского – смешанного по национальному составу – населения. В результате весьма сложных и специфических процессов родилось самобытное культурно-историческое и художественное явление: башкирское фортепианное искусство.

В последнее время среди российских исследователей внимание к становлению и развитию национальных фортепианных исполнительских и композиторских школ заметно возрастает. На фоне этого обстоятельства проблемы разработанности башкирского фортепианного исполнительства и образования выглядят намного скромнее. Тем не менее, архивные документы, нотный материал, богатая композиторская и исполнительская концертная практика несут много интересной и полезной информации, проливающей свет на эту малоизученную область музыкальной культуры.

Музыковедческая литература о башкирском фортепианном искусстве крайне немногочисленна. В 1977 г. была опубликована одна из первых статей, посвящённых истории музыкальной жизни Уфы. Её автор В.К. Ланге выполнила обзор исторических фактов, связанных с состоянием музыкальной культуры Уфы того времени. Автор коротко упоминает о деятельности «Общества пения, музыки и драматического искусства», где фортепианная музыка была активно востребована. В 1984 г. Л.И. Алексеева публикует очерк «Из истории развития фортепианного искусства в Башкирии», в котором впервые даёт периодизацию этапов развития фортепианного исполнительства со времён дореволюционной Уфы – до 50-60-х годов XX века. Однако сам феномен фортепианного искусства здесь не дифференцируется: рассматривается только исполнительское творчество, причём его периодизация не соотносится с общим культурологическим и социально-историческим контекстом. Приведённые в очерке сведения нередко грешат неточностью, так как не опираются на документальные свидетельства. Полезную обзорную информацию о деятельности кафедры специального фортепиано Уфимской государственной академии искусств содержат статьи Л.И. Алексеевой и М.Ю. Кочурова (1993), Р.Р. Шайхутдинова (2004) . Однако задача исследования становления и развития фортепианного искусства Башкортостана никем из авторов не ставилась и не рассматривалась.

В то же время сформировался отдельный пласт музыковедческой литературы, посвящённый башкирскому академическому искусству, где содержатся серьёзные результаты исследований различных стилевых процессов и проявлений национальных черт в музыкальном языке. В основном, это очерки, касающиеся изучения и описания различных жанров композиторского творчества или влияния фольклорных традиций на их изучение. Так, башкирской фортепианной музыке посвящён ряд работ автора настоящей диссертации. Исследовались и другие виды профессионального искусства: вокальное камерное творчество (C.Ю. Каримова, 1997), оперное творчество (Т.С. Угрюмова,1995; 1997), хоровое искусство (Р.Х. Исламгулова 2002; М.П. Фоменков, 1989; 1990). Периодизация профессиональной башкирской музыки впервые рассматривалась в двух выпусках коллективного труда «Очерки по истории башкирской музыки», выполненного кафедрой истории музыки Уфимской государственной академии искусств (ред. – сост. Т.С. Угрюмова, 2001; 2006).

Начало XXI столетия расширяет горизонты региональных исследований, которые переходят из статуса краеведческих в область историко-теоретических. Появились работы, исследующие индивидуальные свойства башкирской музыкальной культуры как текста и рассматривающие её с позиций культурно-музыкального и стилевого пространства XX века (Е.Р. Скурко, 2005). Особую актуальность приобретают вопросы этноинструментализма (Р.Г. Рахимов, 2006). Предметом исследований становятся вопросы взаимодействия русской и башкирской культуры, оценивается роль русских музыкантов в становлении композиторского творчества Башкирии (С.И. Махней, 2008).

На фоне постоянного внимания к истории региональной и национальной культуры России статьи о фортепианном искусстве всё же отмечены интересом к более локальным проблемам. К примеру, описываются отдельные сочинения современных композиторов, в частности, Л. Исмагиловой (авторы Т.М. Русанова, 1990; А.И. Асфандьярова, 1988), фортепианные миниатюры и прелюдии Х. Заимова (Н.Г. Хамидуллина,1987; 1992), детские фортепианные пьесы С.Шагиахметовой (Р.М. Байкиева, 1999), народные песни в творчестве композиторов Башкирии (С.Г. Хамидуллина, 1985).

Ещё менее разработанной оказалась проблема становления и развития в Башкирии фортепианного образования, особенно в дореволюционный период. Краеведами республики Г.Ф. Гудковым, З.А. Гудковой, Г.А. Бельской, М.П. Фоменковым, И.В. Нигматуллиной, музыковедом Л.П. Атановой были найдены и зафиксированы новые факты жизни известной пианистки – уфимки Веры Тимановой. В их работах в этой связи упоминается имя В. Новицкого – учителя, под руководством которого В. Тиманова получила начальные навыки фортепианного исполнительства. Выполненные в процессе работы над диссертацией поисковые действия позволили восстановить статус принадлежавшего В. Новицкому авторского издания, сделав научно достоверной изложенную в нём педагогическую систему, принципы которой реализовала всемирно известная пианистка.

В краеведческой литературе информация по общим проблемам национальной музыкальной культуры даётся исключительно в области народной музыки, без упоминаний о профессиональной деятельности музыкантов Башкирии. Так, в фундаментальном труде «История Башкортостана с древнейших времён до наших дней», подготовленном и опубликованном коллективом авторов Института истории языка и литературы Академии наук Республики Башкортостан профессиональное музыкальное искусство республики не рассматривается. Таким образом, история башкирского фортепианного искусства – исполнительства, образования, композиторского творчества – до последнего времени не была предметом самостоятельного исследования. Отдельные первоначальные выводы и факты, приведённые в публикациях, нуждаются в документальном подтверждении.

Материал исследования. Основной документальной базой настоящей диссертации явились материалы, сохранившиеся в архивах: всего введены в работу документы 10 фондов. Достоверную картину (как дореволюционного, так и первой половины XX века) состояния фортепианного исполнительства и образования позволили воссоздать многочисленные документы официального характера, постановления, инструкции, циркулярные письма, отчёты, доклады, материалы о содержании и характере политики в области музыкальной культуры Уфы, в развитии музыкального образования; списки учеников, обучающихся в столичных вузах, списки учеников преподавателей Уфимского училища искусств, сведения о состоянии музыкальных образовательных учреждений дореволюционной Уфы, учебные программы Музыкальных классов Уфимского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО).


загрузка...