Мировоззрение и социально-политическая организация кочевников Саяно-Алтая поздней древности и раннего средневековья в отечественной историографии второй половины XIX – начала ХХI вв. (20.09.2010)

Автор: Дашковский Петр Константинович

Дашковский Петр Константинович

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОЧЕВНИКОВ САЯНО-АЛТАЯ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XXI в.

Специальность 07.00.09 – историография, источниковедение

и методы исторического исследования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Барнаул 2010

Диссертация выполнена на кафедре археологии, этнографии и музеологии ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Кирюшин Юрий Федорович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Демин Михаил Александрович

доктор исторических наук, профессор

Мартынов Анатолий Иванович

доктор исторических наук, профессор

Шерстова Людмила Ивановна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Новосибирский

государственный педагогический

университет»

Защита состоится «17» декабря 2010 г. в 15.00 ч. на заседании диссертационного совета ДМ 212.267.03 по историческим наукам при ГОУ ВПО «Томский государственный университет» по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина 36 (3 уч. корп.), ауд. 41.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Томского государственного университета.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК.

Автореферат разослан «____» ____________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук, профессор О.А. Харусь

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В исторической науке историография все чаще становится предметом специального изучения, поскольку без оценки самой науки и творчества предшественников, невозможны дальнейшие плодотворные исследования и новые открытия. Не случайно история науки рассматривается как важнейший показатель уровня ее развития. Нужно учитывать и тот факт, что историческая наука, пережившая в последние годы методологический кризис, выходит на новый этап своего развития, связанный с междисциплинарными исследованиями. Сложившаяся ситуация закономерно отражается и на историографии, что проявляется в обновлении теоретико-методологических основ, эволюции проблематики, расширении источниковой базы, совершенствовании исследовательских методов.

Изучение номадов Саяно-Алтая и сопредельных регионов эпохи поздней древности и раннего средневековья ведется более полутора столетий. При этом фактически уже со второй половины XIX в. сформировались направления в кочевниковедении, связанные с исследованием мировоззрения и социально-политической организации кочевников. Развитие этих направлений было обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, необходимо отметить перевод на русский язык значительного корпуса разнообразных письменных источников, включающий, с одной стороны, сведения китайских, византийских, персидских, арабских, греческих авторов о номадах. С другой стороны, в эпоху раннего средневековья тюркоязычные племена Центральной Азии вырабатывают свою систему письменности – руническую, дешифровать которую удалось во второй половине XIX в., что существенно расширило возможности ученых.

Вторая группа факторов обусловлена постоянно возрастающим объемом археологических материалов, качеством раскопок, применением новых методик и повышением уровня сложности анализа источников, постепенным складыванием синтетических технологий, объединяющих несколько наиболее апробированных и адекватных исторической действительности методов, использованием междисциплинарного синтеза. Третью совокупность факторов составляли методологические установки и парадигмы, а также социально-политическая обстановка и идеология, оказывавшие влияние на научную деятельность ученых.

Наконец, четвертая группа причин, обусловливавших развитие кочевниковедения в обозначенных направлениях, связана с персоналиями исследователей, их успехами, сложностью ставившихся и решаемых задач, а также их талантливостью и научной смелостью.

Процесс изучения кочевых культур Саяно-Алтая неизменно приводит к тому, что постепенно все актуальнее становится необходимость глубокого анализа концепций, подходов, методов и результатов исследований отдельных ученых и научных школ, занимавшихся вопросами реконструкции мировоззрения и социально-политических структур номадов.

Степень разработанности проблемы. Первые попытки историографического анализа мировоззрения кочевников Саяно-Алтая были предприняты еще в начале XX в. Однако первоначально такие работы касались освещения работ по изучению религиозно-мифологических представлений раннесредневековых номадов. Так, уже в 1915 г. Н.И. Веселовский опубликовал специальную историографическую статью, в которой попытался представить основные интерпретации изваяний и балбалов в отечественной и зарубежной науке, подчеркнув, что исследователям в решении этого вопроса «не встречалось для полета фантазии никаких преград».

В последующие годы к раскрытию назначения тюркских ритуальных памятников и соответствующих верований неоднократно обращаются многие исследователи. В своих работах авторы укажут на альтернативные мнения по дискуссионным вопросам, правда, часто не раскрывая факторов, повлиявших на их формирование. Определенным исключением станет обширная историографическая публикация В.Д. Кубарева, которая подведет итоги многолетнему изучению ритуальных памятников раннесредневековых кочевников, хотя дискуссионность данной проблематики сохранится вплоть до настоящего времени.

Следует отметить, что в советский период краткие историографические экскурсы достаточно часто давались учеными в монографиях и статьях при интерпретации религиозной системы тюрок раннего средневековья. Уже Л.П. Потапов одним из первых подверг критическому анализу разработки отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме. В своих публикациях он положительно оценил вклад В.В. Радлова, П.И. Мелиоранского, В.В. Бартольда в изучение религиозных верований тюрок, особенно пантеона. Принципы историко-этнографического подхода в мировоззренческих реконструкциях ученый будет считать основополагающими при изучении религии раннесредневековых номадов, поэтому не случайно Л.П. Потапов скептично оценивал исследование И.В. Стеблевой, связанное с изучением религиозно-мифологических представлений номадов в рамках структуралистской парадигмы.

Практически одновременно с работами Л.П. Потапова выходит в свет концептуальная статья С.Г. Кляшторного. Тюрколог аргументировано показал, что Ж.-П. Ру, Л.П. Потапов, И.В. Стеблева, С.А. Амбрамзон исчерпали почти все основные возможности корреляции рунических текстов и этнографических материалов. Основным результатом исследований этих ученых, по мнению

С.Г. Кляшторного, стало общее описание религии номадов VIII в., а также установление ее ретроспективной связи с мировоззрением традиционных тюрко-

язычных народов Саяно-Алтая.


загрузка...