Формирование готовности студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности (20.08.2013)

Автор: АЗИЗОВА Лилия Насруллаховна

АЗИЗОВА

Лилия Насруллаховна

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ТЕХНОЛОГИЙ МУЛЬТИМЕДИА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

МАХАЧКАЛА – 2013

Работа выполнена на кафедре педагогики и технологии профессионального образования в ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Везиров Тимур Гаджиевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Караханова Галина Алиевна;

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой математики и информатики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Зейналова Имарат Джамалхановна

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский

государственный университет имени У.Д. Алиева»

Защита состоится 20 сентября 2013 г. в 1000 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.051.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, г.Махачкала, ул. Ярагского, 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, г.Махачкала, ул. Ярагского, 57.

Автореферат выставлен на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http: //vak.ed.gov.ru и на сайте ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» HYPERLINK "http://www.dgpu.ru" www.dgpu.ru «20» августа 2013 года.

Автореферат разослан «20» августа 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

профессор Мирзоев Ш.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и, в первую очередь, системы образования, которая напрямую связана с социально-экономическими процессами через подготовку производительных сил. От системы среднего профессионального образования (СПО) требуется подготовка компетентных специалистов среднего звена, способных эффективно функционировать в условиях возрастания динамизма протекания производственных процессов, существенного роста неопределенности окружающей среды, многократного увеличения информационного потока и т.д.

Проведенный в рамках исследования теоретический анализ проблемы показал, что в педагогической литературе подробно раскрывается сущность понятия «профессиональная деятельность» как сложного многоуровневого объекта, представляющего собой систему (Е.А. Климов), раскрываются различные подходы к определению понятий «профессия» и «специальность» (А.К. Маркова, Е.А. Климов, Е.Э. Смирнова, К.М. Гуревич и др.).

Формирование готовности к профессиональной деятельности рассматривается как цель и результат длительного процесса подготовки специалиста, как формирование готовности к выполнению профессиональных функций (Г.А. Караханова, А.Н. Нюдюрмагомедов, Д.М. Маллаев, Г.И. Хозяинов), как овладение компетенциями, позволяющими решать профессиональные задачи (О.В. Акулова, Л.Н. Давыдова, Н.Ф. Ефремова, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторский и др.).

Система среднего профессионального образования претерпевает в настоящее время качественные изменения, направленные на модернизацию всех ее элементов.

Современное общество требует от системы СПО конкурентоспособных специалистов, умеющих оперативно прогрессировать в области своей профессиональной деятельности, владеющих технологиями самостоятельного приобретения новых профессиональных знаний, мобильно адаптирующихся к изменяющимся технологическим и прочим условиям в рамках своей профессии. Одной из важнейших задач в достижении поставленных целей является информатизация СПО.

Развитие информационных и коммуникационных технологий ведет к формированию новой модели образования, меняются цели и задачи, стоящие перед образованием.

В настоящее время в российский образовательный процесс внедряются технологии мультимедиа, представляющие собой вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном).

Анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что отличительной особенностью технологий мультимедиа по сравнению с традиционными в учебном процессе является представление информации не только в виде текста, но и в виде образов (Л.Х. Зайнутдинова, В.А. Касторнова, С.Н. Поздняков, И.В. Роберт и др.), которые позволяют максимально сконцентрировать внимание обучающихся, способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.

Технологии мультимедиа в системе образования – явление достаточно новое и до конца не изученное. До настоящего времени отдельные аспекты проблемы изучения и использования мультимедийных технологий в учебном процессе были отражены в работах И.И. Косенко, О.Г. Смолянинова, А.В. Тумалев, В.А. Касторнова, С.С. Кравцов, О.В. Лобач, А.В. Осин, Н.С. Анисимова, Д.П. Муравлев, Н.Г. Семенова, О.В. Шлыкова и др.

Наименее исследованными являются методические аспекты, учитывающие специфику преподавания учебных дисциплин или блоков дисциплин. На наш взгляд, именно в учете специфики их преподавания заложен существенный резерв повышения психолого-педагогического уровня мультимедийных технологий, служащий повышению эффективности обучения.

В настоящее время имеется ряд исследований (С.С. Великанова, Т.Г. Везиров, Л.Х. Зайнутдинова, В.Ю. Лыскова, И.Р. Сташкевич и др.), подтверждающих активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся на практических и лабораторных занятиях программными и психолого-педагогическими возможностями электронных средств учебного назначения, включающие элементы технологий мультимедиа.

Вместе с тем, недостаточно проработаны методико-технологические вопросы применения технологий мультимедиа в профессиональной подготовке студентов политехнического колледжа.


загрузка...