Теоретические и экспериментально-педагогические основания исследования дефекта социализациии личности учащегося в образовательном процессе школы (20.05.2010)

Автор: Руденский Евгений Владимирович

— в интерперсональном измерении — недоверие к людям, чьи оценки и мнения не отражают собственного отношения к себе, возрастание тенденции эгоцентрации и с одновременной социальной самоизоляцией;

— в экзистенциональном измерении — недооценка смысла обретения социальной идентичности, отсутствие интереса идентифицировать себя с социально приемлемыми группами, тяга к идентификации с асоциальными группами;

— в интроектном измерении — внутренняя дезадаптация, низкий уровень самопринятия, отказ от взаимодействия с социальными интроектами, выключенность из социализирующего общения в школе;

— в персонифицированном измерении — ригидная Я–концепция, нежелание меняться на общем фоне положительного отношения к себе, привязанность к неадекватному образу своего «Я», активное использование примитивных форм психологической защиты для поддержания интрапсихического равновесия;

— в динамическом измерении — стагнация адаптационного конфликта, динамическое развитие тревожности, эмоционально-психологического дискомфорта, отрицание собственной ответственности за неудачи и неуспешности в своем социальном функционировании, формирование тенденций неадаптивных субъектных отношений;

— в конфликтогенном измерении — индуцирование у самого себя внутренних конфликтов и переживаний за счет активного самообвинения и самокопания, вызванного явным сужением сознания на проблемах, порожденных адаптационным конфликтом и следствиями его стагнации, что ведет к трансформации в конфликтогена — индуктора конфликтов.

3. Выпускники 11 классов общеобразовательных школ имеют дефицит социальной идентичности (76% от числа опрошенных), но его измерения имеют другую феноменологическую картину.

Экспериментально-педагогическое представление о дефиците идентичности личности учащегося, которое представлено в девяти измерениях, дает возможность определить сущность этого структурного компонента феномена “дефект социализации”. Используя для этого трехфакторный метод феноменологической характеристики дефицита социальной идентичности, представим его основные педагогические характеристики.

По фактору «актуальное состояние социальной идентичности личности учащегося» феноменологическими характеристиками дефицита социальной идентичности являются:

1. Диффузия идентичности, которая свидетельствует о непрохождении личностью естественного транзитивного кризиса, свидетельствующего о переходе на иной уровень психосоциального развития, и об отказе брать на себя социальные обязательства и социальную ответственность даже за факт собственного социального функционирования как в образовательном процессе школы, так и вне его.

2. Высокий уровень социальной тревожности, порождающий социальную неуверенность и неопределенность социального статуса.

3. Стремление к конформным формам своего социального функционирования, отказ от интернальности и стремление любым образом подавить собственные интересы и устремления.

4. Эгоцентрация и социальная самоизоляция.

По фактору «субъектной оценки социальной идентичности личности учащегося» феноменологические характеристики выглядят следующим образом:

1. Отсутствие социального интереса и отказ от социальной идентификации в силу слабого развития механизма социально-психологической рефлексии.

2. Внутренняя дезадаптация и дезинтеграция — личностная аномия учащегося с одновременным проявлением социально-психологической аутистичности, проявляющейся в сужении сферы и объема социального общения.

3. Ригидная Я–концепция и замена рефлексии, как механизма личностного роста учащегося, на механизмы психологической защиты, представляющие возможность длительной консервации ригидной Я–концепции.

По фактору «интрасубъектной динамики социальной идентичности личности учащегося» выявлены следующие феноменологические характеристики:

1. Стагнация адаптационного конфликта, ведущая к блокированию адаптационной активности и росту тревожности.

2. Трансформация индуктора интрапсихических конфликтов, порождающих эскалацию эмоционального дискомфорта и эмоциональное выгорание личности учащегося.

Трехфакторное измерение феноменологических характеристик дефицита социальной идентичности личности учащегося представляет его в качестве структурного компонента дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы.

На основе полученных данных в экспериментально-педагогическом исследовании становится очевидно, что дефицит социальной идентичности не только дезорганизует интрасубъектные механизмы саморегуляции личности, но и ведет к снижению необходимого для самоутверждения уровня потенциалов.

6.3. Феномен «дефицит социального интеллекта

личности учащегося»

Понятие “социальный интеллект” впервые было использовано Э. Торндайком в 1920 году как характеристика прогностической и операционально-коммуниктивной способности человека, которая проявляется в его межличностных отношениях . Разработке характеристик этого феномена как особой способности прогнозировать и обеспечивать адекватное приспособление в интерперсональных отношениях уделил значительное внимание Г. Оллпорт, М. Аргайл, Дж. Гилфорд, М. Саллеван, Д. Китинг, М. Форд, М. Тисак, Н. Кэнтро, Р. Штернберг.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку феномена “социальный интеллект”, необходимо в первую очередь назвать такие имена, как К. А. Абульханова–Славская, Н. А. Аминов, В. М. Молоканов, М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, А. А. Кидров, Н. А. Кудрявцева, В. Н. Куницына, А. Л. Южанинова.

В отечественной и зарубежной литературе феномен “социальный интеллект” рассматривается с двух позиций: с позиции социального когнитивизма — как продукт социального мышления, и с позиции социальной психологии личности — как коммуникативно-личностный потенциал.

Вторая позиция наиболее полно представлена в работах В. Н. Куницыной .

В. Н. Куницына предложила рассматривать социальный интеллект как сложную и многомерную структуру, имеющую следующие аспекты:

1. Коммуникативно-личностный потенциал — комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это — основной стержень социального интеллекта.

2. Характеристики самосознания — чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.

3. Социальная перцепция — социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов.

4. Энергетические характеристики — психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость.

В. Н. Куницыной предложено следующее определение социального интеллекта:

Социальный интеллект — глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенченских черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения готовность к социальному взаимодействию и принятию решений .

В представленном В.Н.Куницыной определении социального интеллекта очевиден крен в социально-психологическую интерпретацию этого феномена.

Экспериментально-педагогическое оперирование категорией «социальный интеллект» исходит из трехмерного его представления, которое сформировано на основе аналитической интерпретации работ А. Адлера, К. А. Абульхановой- Славской и В. Н. Куницыной. В таком трехмерном измерении социальный интеллект, как категория общей педагогики, предстает в следующем виде:

1. Основу социального интеллекта личности формирует социальный интерес как характеристика социально-интеллектуальной направленности личности, отражающая базовое состояние интрасубъектности личности.

2. Динамической характеристикой социального интеллекта является социальное мышление как сложное образование, представленное такими процессами социального мышления, как проблематизация, репрезентация и интерпретация.

3. Технологическую сторону социального интеллекта представляет социально-коммуникативня компетентность.


загрузка...