Теоретические и экспериментально-педагогические основания исследования дефекта социализациии личности учащегося в образовательном процессе школы (20.05.2010)

Автор: Руденский Евгений Владимирович

3. Оценка ситуации, актуализирующая ценностно-смысловые образования личности и выполняющая функцию контроля (переживание « я должен»).

Таким образом, результативность процесса социализации личности учащегося в образовательном процессе школы определяется на процессуальном уровне как единство решения трех взаимно обусловленных и взаимно связанных задач:

развитие адаптационных потенциалов – адаптационный потенциал самосознания (развитие интрасубъектности личности);

интеграция адаптационных потенциалов в системное образование личности – рефлексивная адаптация личности (развитие интерсубъектности личности);

интеграция разных уровней субъектности личности в системное образование, определяющее развитие личности как субъекта социальной жизнедеятельности.

Конструктивная результативность в достижении этих трех взаимосвязанных и взаимообусловленных задач позволяет сформировать три базовых социальных качества личности учащегося:

1) социальная адаптивность;

2) социальная автономность;

3) интегрированная субъектность.

На основе этих качеств и формируется адаптационный потенциал личности, который определяет ее социальную адаптабильность как способность к конструктивному самоутверждению независимо от характера и условий внешней, по отношению к личности, социальной среды.

Феномен «адаптационный потенциал» является основанием для формирования адаптабильности личности.

Адаптационный потенциал личности – это интегральное понятие, характеризующее конкретный субъектный фактор личности и раскрывающее качественный (подчеркну – качественный) уровень психосоциального развития личности учащегося в образовательном процессе школы.

Как подчеркивал А. К. Уледов, субъектный фактор — это качество субъекта, проявляющееся в его деятельности .

1. Способность к самопреобразованию и саморазвитию. Как интегральное понятие «адаптационный потенциал личности» характеризует внутреннюю духовную энергию личности как субъекта своей жизнедеятельности, ее деятельностную позицию, направленную на максимальную спонтанность и креативность самоактуализации.

2. Полноту представленности адаптационных потенциалов личности, обеспечивающих в своей системной совокупности ее способность в качестве субъекта на уровне деятельности, общения и социального познания. Структура адаптационного потенциала личности включает в себя следующие основные элементы:

а) эго–потенциал личности, характеризующий результативность идентификации (персональной и социальной), самосознание и самокатегоризацию, формирующую Я–концепцию как систему установок личности на самую себя;

б) характерологический потенциал личности, являющийся интегратором интрасубъектности и интерсубъектности, и отражающий степень саморегуляции личности;

в) интрасубъектный потенциал, выявляющий уровень возможностей личности в разрешении интрапсихических конфликтов;

г) интерсубъектный потенциал, представляющий возможность личности разрешать интерпсихические противоречия в социальном функционировании с другими людьми, и овладевать социальной ситуаций своего функционирования;

д ) интерактивный потенциал личности как владение способами, социальными и психологическими техниками взаимодействия личности как основного условия ее полноценного социального развития и социального функционирования в обществе.

3.Структурное единство всех адаптационных потенциалов личности. Уровень развития личности как субъекта своей жизнедеятельности так же, как и степень соответствующей эффективности социального функционирования, зависит не столько от какого-либо одного потенциала, сколько от способа их интеграции, внутренней сбалансированности всех адаптационных потенциалов личности, придающей, по сути дела, новую, «дополнительную силу» социальным качествам личности как субъекта своей жизнедеятельности.

Способ интеграции адаптационных потенциалов личности может содействовать ее дальнейшему развитию или стагнации и даже социальной деградации.

Теоретическими источниками, определяющими понимание модификаций способов интеграции адаптационного потенциала личности, являются: рефлексивная психология личности (С. Ю. Степанов) и психоаналитическая теория развития личности (А. Фрейд).

Интерпретация источников рефлексивной психологии личности и психоаналитической теории развития позволила выявить два основных способа интеграции адаптационного потенциала личности:

рефлексивный, позволяющий интегрировать адаптационные потенциалы личности на уровне культивирования индивидуальности. Культивирование осуществляется в виде постоянной рефлексии личностью способов действенного самоопределения и самопостроения в контексте формирующихся в культуре идеалов и ценностей (С. Ю. Степанов);

психозащитный, поддерживающий интеграцию адаптационных потенциалов личности на уровне сохранения комфортного состояния эмоциональной зависимости и не допускающего нарушения комфортного уровня интрапсихического напряжения. Психозащитный способ интеграции адаптационных потенциалов личности зачастую приводит к формированию эскапизма как стратегии социального бытия личности, но не дает желаемого результата в разрешении как интрапсихических, так и интерпсихических противоречий. Это часто становится психологическим основанием формирования психологической готовности к аддиктивному образу жизни личности. Или же к патологической адаптации за счет отказа от своего субъектного статуса.

Способ интеграции адаптационных потенциалов личности представляет собой комплексную характеристику социальной дееспособности личности, которая определяется нами термином «адаптабильность».

Социальная дееспособность личности с позиции психологии развития и общей педагогики является индикатором качества социального развития личности в образовательном процессе школы, определяющая ее способность самостоятельно определять круг своих социальных прав и обязанностей. Снижение социальной дееспособности личности, как отмечают Э. И. Кришбаум и А. И. Ереемева, связано прежде всего с социальными дефектами развития.

По мнению этих авторов, компенсация этих дефектов наиболее трудна, чем компенсация биологических дефектов . Это положение, которое было еще обосновано в работах психоаналитиков социально-психологической ориентации, подчеркивает не только актуальность рассматриваемой нами проблемы, но и практическую значимость педагогической и психологической практики развития адаптационного потенциала личности посредством социогенетического механизма образовательного процесса — социализации.

Категория «адаптационный потенциал личности» позволяет рассматривать целостный спектр социальной эффективности личности с позиции не только ее наличного бытия, но и условий формирования, а также социальных перспектив развития. Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, адаптационный потенциал концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений.

1. Отражающее прошлое: адаптационный потенциал представляет собой устойчивую совокупность наличных свойств, накопленных личностью в процессе ее становления, и обуславливающих способность (возможность) личности к оптимальному социальному функционированию и развитию.

2. Репрезентирующее настоящее: адаптационный потенциал определяет характер актуализации наличных способностей, их практическое использование в практике социального функционирования и определяет уровень реализованных возможностей человека.

3. Ориентированные на будущее: в процессе реализации адаптационных потенциалов не только реализуются реальные возможности личности, которые переходят из состояния потенциальных в актуальные, но и развиваются новые. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, адаптационный потенциал содержит в себе основание будущего развития.

Уровень адаптационного потенциала, характеризующий устойчивое, сформировавшееся в ходе социализации наличное состояние личности как субъекта, так же, как и тип ее функционирования, характеризующий динамические параметры субъекта, обусловлен тесной сопряженностью всех трех перечисленных связей и отношений.

Адаптационный потенциал личности формируется социогенетическим механизмом в образовательном процессе школы.

С позиции теории педагогической социализации, обоснованной автором, социогенетический механизм образовательного процесса школы является объектом педагогического управления.

Как объект педагогического управления социогенетический механизм образовательного процесса представляет собой систему взаимосвязанных процессов. Все эти процессы дифференцируются как организационно-педагогические и организационно-технологические.

Основным организационно-педагогическим процессом, обеспечивающим реализацию педагогических целей социализации, является интеракция.

Интеракция, как организационно-педагогический процесс социального взаимодействия агента социализации (учителя, родителя) и субъекта социализации (ученика), основана на интерпретации как самого процесса взаимодействия, так и способов взаимодействия. В этом смысле интеракция служит базовым организационно-педагогическим процессом, который запускает другой личностный организационно-педагогический процесс – рефлексию.

Исследования Ю. С. Степанова аргументированно показали роль рефлексии как процесса, обеспечивающего формирование субъектных качеств личности .


загрузка...