Институциональный подход к управлению образованием (20.04.2009)

Автор: Василенко Наталья Валерьевна

На основании изучения результатов исследований по проекту «Мониторинг экономики образования» (по заказу Министерства образования и науки РФ и Рособразования), международных исследований оценки качества школьного образования PISA и др., а также докладов А. А. Фурсенко, Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее», аналитических материалов Министерства образования и науки Российской Федерации и Национального фонда подготовки кадров по итогам Национального проекта «Образование», материалов семинаров по научно-технологическому и образовательному Форсайту в Государственном университете-Высшей школе экономики, автор указывает, что реализованная в указанных исследованиях актуализация институциональной среды российского образования позволила сформировать концептуальную базу для последующего реформирования системы образования. Наличие такого заказа уже позволяет говорить о осуществляемой разработке нормативной модели будущей системы образования, во многом сопоставимой, как показали исследования автора, с моделью Болонского процесса, обладающей следующими основные характеристиками:

? акцентируется внимание на индивидуальной полезности высшего образования, услуги которого оплачиваются за счет средств обучаемых или их семей, а само образование рассматривается как инвестиция капитала с целью получения будущих конкурентных преимуществ на рынке квалифицированного труда;

? высшее образование функционирует как система, саморегулирующаяся на основе деятельности автономных вузов и ее элементы участвуют преимущественно в трансакциях рыночного типа;

? базовый уровень высшего образования, получаемый в рамках бакалавриата, сочетается с возможностью специализироваться и продолжать обучение в течение всей жизни, обеспечивающейся нормами многоуровневости образования, академическая мобильности, гибкости учебного плана, свободой выбора образовательной траектории;

? эффективность образования определяется степенью удовлетворения образовательных потребностей индивида при минимизации личных расходов на обучение, чрезвычайно повышая его самостоятельность и ответственность за результаты обучения.

Переход к нормативной модели системы образования на основе модели Болонского процесса обуславливает трансформацию основных институциональных норм и правил, а, следовательно, институциональную трансформацию социального контракта по поводу предоставления образовательных услуг. Составляющими этой трансформации и являются изменения в российской системе образования введение единого государственного экзамена, государственных именных финансовых обязательств, образовательных кредитов, фондов целевого капитала, автономных образовательных учреждений, организаций, стандартов третьего поколения и т. п.

Изучение отношения общественности к проводимым преобразованиям позволяет сделать вывод о необходимости укрепления доверия населения к проводимым реформам, и это должно стать еще одним направлением государственной образовательной политики. Возможность укрепления доверия населения к реализуемым институциональным изменениям в сфере образования заложена в институциональном цикле управленческой деятельности: благодаря учету интересов участников образовательных взаимодействий при разработке институциональных правил (первая фаза); посредством разъяснения целей и путей проводимых преобразований, предупреждения ложного толкования намерений реформаторов (вторая фаза); за счет обеспечения равенства прав и полномочий носителей правила (третья фаза); на основе своевременного обновления промежуточных институциональных норм или норм, показавших свою неэффективность (четвертая фаза).

В работе исследованы институциональные трансформации на уровне саморегулирования образовательных организаций, находящие отражение в изменении институциональных соглашений с их участием.

В работе приводится анализ начальных этапов функционирования Фонда развития Международного государственного института международных отношений МИД России, эндаумент-фонда Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Высшей школы менеджмента ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб). По мнению диссертанта, фонды целевого капитала представляют собой институциональное соглашение по поводу финансирования деятельности образовательных организаций, и, несмотря на заимствование, имеет в российском обществе как формальную, так и этическую основу в виде института благотворительности. Трансформация смежных и базовых норм для закрепления распределения функций носителей данного института определяет необходимые условия функционирования этого института в институциональной среде российского образования.

Эволюция социального партнерства как институционального соглашения выражается в формировании нормативно-правовой базы в данной области и образовании специализированных организационных структур, наделенных аналитическими и координационными функциями, например, консультационных советов по профессиональному образованию в Ленинградской, Новгородской, Псковской областях и Санкт-Петербурге. Совершенствование институционального обеспечения управленческой деятельности в этой сфере позволило бы упорядочить взаимодействия, регламентировав функции и задачи каждой группы участников, содействовало бы распространению успешного опыта и актуализации норм и правил при изменении внешней и внутренней среды взаимодействий. Примерами государственной поддержки социального партнерства могут служить: Закон о социальном партнерстве (Республика Коми), активное участие городской администрации Екатеринбурга в решении актуальных проблем социального диалога и развития профессионального образования (Свердловская обл.).

В качестве специфической формы социального партнерства автор рассматривает стратегическое взаимодействие университетов, реальных секторов экономики и государства, институциализированное в модели предпринимательского университета. Структурные отношения между университетами и деловыми организациями закрепляется в виде инновационных фирм, инновационно-технических центров, инновационно-промышленных комплексов, учебно-научно-инновационных комплексов и т. п., функциональное – в партнерских соглашениях, совместных проектах и программах, хозяйственных договорах, мероприятиях по обмену опытом и пр. Трансформация традиционных университетов в структуры инновационного предпринимательского типа подразумевает изменения и в рассматриваемом институциональном соглашении, и во внутренней институциональной среде самих университетов.

Изучение материалов Межрегиональной Ассоциации институтов профессионального образования, созданной по инициативе Научно-исследовательского института развития профессионального образования Департамента образования города Москвы в 2006 г., а также документов учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области приводит к выводу, что формирование межрегионального сотрудничества образовательных организаций связано с необходимостью уравновешивания процесса регионализации образовательных систем, а их международное сотрудничество ? с использованием возможностей глобализации. Эти институциональные соглашения представляет собой пример развития институционального творчества «снизу».

Нормы и правила сотрудничества образовательных организаций образуют единое пространство ? институциональную среду с общими способами принятия решений, механизмами информированности и контроля, создавая благоприятные условия для функционирования и развития образовательных организаций. Поэтому развитие институциональных соглашений с участием образовательных организаций требует на определенной стадии разработки соответствующего институционального обеспечения управленческой деятельности.

В пятой главе «Управление образовательной организацией с позиций институциональных изменений» анализируются факторы, лежащие в основе формирования поведения образовательных организаций, выявляются и обосновываются механизмы управления институциональными изменениями.

Образовательная организация представлена автором как совокупность институциональных ограничений формального и неформального характера, в пределах которых осуществляется деятельность, направленная на воспитание, обучение и развитие личности.

В работе акцентируется внимание на том, что, являясь некоммерческой, образовательная организация не имеет четко выраженной целевой функции. Поэтому в условиях доверительности образовательных услуг степень достижения образовательной организацией своих целей определяется содержательными императивами институциональной среды. Зависимость образовательных организаций от институциональной среды проявляется в стремлении к легитимности и институциональном изоморфизме, подразумевающем высокую степень соответствия организационных форм и способов деятельности господствующим в обществе стандартам.

Анализируя понятия «институциональная среда образовательной организации», автор определяет ее как совокупность норм и правил, регламентирующих и ограничивающих взаимоотношения руководства, педагогов и обучающихся, а также всех групп заинтересованных лиц, и выявляет трехуровневую структуру данной среды (внешнюю, ближнего окружения и внутреннюю), а также состав институтов каждого уровня.

Изучение предлагающихся зарубежными и российскими учеными моделей образовательных организаций подтвердило тезис, что именно специфика их институциональной среды обусловила формирование различных линий их поведения, обусловленных распределением власти внутри организации, а также особенностям условий внешних контрактов с потребителями образовательных и внутренних ? с преподавателями.

Исследование функционирования образовательных организаций в институциональных средах различных уровней позволило автору сделать выводы, что управление условиями их жизнедеятельности может осуществляться при помощи изменения институциональных масштабов взаимодействий, различающихся полномочиями и статусом образовательной организации в системе социально-экономических связей. Соотношение уровней институциональной среды, и масштабов образовательных пространств представлено в табл. 3.

Таблица 3.

Соотношение уровней институциональной среды образовательной

организаций и масштабов образовательного пространства

Уровень институциональной

среды (ИС) Масштаб образовательного

пространства

Гипер-ИС Внешняя Межгосударственные соглашения

Макро-ИС

Государство

Мезо-ИС Ближайшего

окружения Регион, муниципалитет, район

Микро-ИС Внутренняя Образовательная

организация

Нано-ИС

Разнообразие институциональных масштабов образовательных взаимодействий возникает, прежде всего, с целью минимизации трансакционных издержек. При этом длительное существование неэффективных способов организации образовательной деятельности может быть вызвано с отсутствием лучших организационных решений, поддержкой влиятельных групп, высокими издержками трансформации одного институционального масштаба в другой.

Автор показывает, что изменение институциональных масштабов образовательной организации связано с ее реструктуризацией, либо с реконструкцией сети образовательных организаций. В настоящее время процессы преобразования различных образовательных структур осуществляются в форме их слияния, присоединения и реструктуризации.

В работе приведены результаты анализа нормативных документов и научных диссертаций, позволяющих обобщить институциональные виды и особенности функционирования университетских комплексов. Возможности учебных заведений, обусловленные сетевыми эффектами, определены на основе изучения опыта Международного института менеджмента ЛИНК, Института дистанционного образования МЭСИ а также Ассоциации международного образования, Ассоциации образовательных и научных учреждений «Открытый университет Западной Сибири», Евразийской ассоциации дистанционного обучения, Международной академии открытого образования, Образовательного консорциума «Открытое образование» и др.

Отмечая перспективность университетских комплексов и образовательных консорциумов как форм организационного развития образовательных учреждений, позволяющих им расширить институциональные масштабы образовательных взаимодействий, автор приходит к выводу, что обоснование рациональных институциональных границ образовательных комплексов и консорциумов осложняется доверительностью оценок в определении результатов деятельности образовательных организаций, затрудняющих применение концепции убывающей предельной эффективности управления.

Анализ эволюции взглядов исследователей и практиков на необходимость стратегического управления образовательными учреждениями позволяет автору сделать вывод, что организационное развитие современных образовательных организаций является составной частью их конкурентной стратегии, и выделить стратегии, типичные в настоящее время для российских вузов: ориентация на широкий географический охват рынка, вертикальное кооперирование, диверсификация, международная интеграция. Реализация указанных стратегий связана с необходимостью изменения конкретного уровня институциональной среды образовательной организации и предполагает расширение институциональных масштабов образовательных взаимодействий.

На основе положения, что деятельность образовательной организации включает в себя следование скрытым, социально ожидаемым стандартам поведения, обосновывается возможность применения в образовательных организациях ценностно-ориентированного управления и выявляются важнейшие институты, его поддерживающие: доверие между участниками образовательных отношений, снижающее риск постконтрактного оппортунизма и создающее возможность получения отложенных результатов; организационную приверженность, отражающую степень заинтересованности людей в продолжении совместного сотрудничества.

Анализ результатов применения ценностно-ориентированного управления в образовательных организациях позволил сделать вывод, что в основе преимуществ ценностно-ориентированного управления лежит укрепление доверия между участниками образовательных взаимодействий. В работе приведены примеры, доказывающие, что в образовательных организациях, где сложность мониторинга и оценки результативности преподавательской и исследовательской деятельности определяют важность внутренней мотивации, доверие как институт является встроенным индикатором всех внутриорганизационных процессов. Главной задачей ценностно-ориентированного управления в этих условиях является формирование, транслирование, внедрение определенных ценностей работникам образовательной организации для создания внутренней мотивации необходимой направленности.


загрузка...