Институциональный подход к управлению образованием (20.04.2009)

Автор: Василенко Наталья Валерьевна

Границы необходимых трансакционных издержек фазы разработки правил обусловлены степенью детализации (верхняя граница) и необходимостью предупреждения постконтрактного оппортунизма (нижняя граница). Рост величины трансакционных издержек второй и третьей фаз институционального цикла раскрывает феномен предельной убывающей производительности управления.

Сопоставление трансакционных издержек в различных фазах институционального цикла управленческой деятельности позволяет определить факторы величины трансакционных издержек, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Факторы величины трансакционных издержек в различных фазах

институционального цикла управленческой деятельности

Фактор Направление изменения величины трансакционных издержек по фазам институционального цикла

1 2 3 4

Инновационность правила

Частота актуализации правила

Степень детализации правила

Число носителей правила

Частота нарушения

Анализ взаимозависимости величины трансакционных издержек в различных фазах институционального цикла позволяет сделать вывод о том, что при увеличении управленческих усилий (и издержек) в одной фазе их можно снижать в других фазах, обеспечивая уменьшение общей величины трансакционных издержек институционального цикла в конкретной ситуации. Например, экономия на издержках первой фазы приводит к росту большинства составляющих издержек последующих фаз. Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы для развития фондов целевого капитала образовательных организаций затрудняет их формирование как источника внебюджетного финансирования учебных заведений. В то же время на снижение издержек третьей фазы «работают» все остальные фазы цикла. Так, повышение детализации положения о материальном стимулировании сотрудников учебного заведения, доступность этой информации и проведение своевременной актуализации данного положения способствует принятию правил стимулирования как справедливых, сокращая вероятность оппортунистических проявлений.

Следовательно, применение концепции институционального цикла управленческой деятельности позволяет руководителю в конкретной ситуации выбирать способ оптимизации общей величины трансакционных издержек институционального цикла управленческой деятельности за счет изменения их структуры. Например, при росте размера образовательной организации будут расти издержки второй и третьей фаз, поэтому необходимо увеличение управленческих усилий в четвертой и первой фазах; в случае значимых потерь от нарушения правила, следует повысить степень детализации правила; для инновационных изменений необходима частая актуализация правил и т. д.

На основе структуры институционального цикла выявлены четыре типа руководителей:

? «предсказатели» концентрируют усилия на первой фазе, не уделяя достаточного внимания остальным;

? «инноваторы» сосредоточены на первой и второй фазах, чувствуя необходимость изменений, ищут новые перспективные направления, внедряют новшества первыми, но редко проводят анализ сделанного;

? «наводители порядка», «строители» последовательно реализуют три первые фазы, получают реальный результат, но затем теряют интерес к этому объекту;

? «обеспечивающие развитие» являются идеальным типом руководителя, эффективно работают во всех четырех фазах.

Выделение перечисленных типов руководителей позволяет определить направления оптимизации их индивидуального стиля работы, обусловленные необходимостью приобретения недостающих умений в конкретных условиях их деятельности, а также оптимизировать кадровую политику в зависимости от организационных задач.

Для понимания возможностей проектирования и трансформации институциональной среды в процессе управленческой деятельности автор анализирует понятие «институциональная среда», структурно представляя ее как совокупность вложенных сред, соответствующих различным уровням управления (рис. 2). На основе анализа факторов институциональной среды автор делает вывод, что основными характеристиками институциональной среды следует считать ее плотность и структуру, изменяемые посредством управленческих решений в процессе рассмотренного выше институционального цикла.

Понимание институциональной среды как технологической основы управления позволяет обосновать необходимость наличия особого типа обеспечения управленческой деятельности ? институционального обеспечения, исследованию содержания и эффективности которого и посвящена третья глава «Институциональное обеспечение управленческой деятельности в образовании».

Институциональное обеспечение, являющееся профессиональным инструментарием управленческой деятельности в сфере образования, формируется действующими в образовательной системе или организации нормами, правилами и ценностями.

Формальные нормы и правила представлены набором нормативных документов различного уровня, определяющих деятельность образовательной организации. Конкретным выражением институциональных норм и правил служат официально утвержденные государственными органами и руководством организаций показатели (налоговые и тарифные ставки, нормативы научно-педагогической нагрузки, режим труда и отдыха т.д.), нормативно-правовые акты, уставы, положения, стандарты и другие документы, определяющие характер функционирования образовательных организаций.

При анализе неформальных правил и норм автор приходит к выводу, что они основываются на ценностно-этические системах, отраженных в традициях, например, в отношении допустимости действий, не вызывающих административных взысканий, но осуждаемых и порицаемых. Неформальные правила и нормы непосредственно связаны с ценностями, закрепляющими стандартизованные убеждения людей, основанными на традиционном понимании добра и зла, допустимости выбора. Социальные ожидания, образующиеся на основе ценностей, формируют имплицитные контракты между сотрудниками организации, регулирующие межличностные взаимодействия наряду с формальными процедурами и регламентами.

Различия формальных и неформальных правил проявляются в специфических условиях и возможностях их изменения посредством управленческой деятельности. Формальные правила могут быть преобразованы сравнительно быстро, например, для внесения изменений в устав образовательной организации и изменения ее структуры необходимы соответствующие управленческие полномочия и воля руководителя. Неформальные правила, например, нормы взаимодействия в академической среде, могут изменяться лишь малыми приращениями, требующими времени и продолжительности приложения усилий руководителя, но могут быть изменены вследствие косвенного влияния на них благодаря формальным правилам.

Институциализация норм, правил и ценностей, в том числе в ходе управленческой деятельности, предполагает разработку и формирование:

? нормативных и распорядительных документов, объединяющих законы, кодексы, уставы, договоры, инструкции, расписания, а также приказы, распоряжения, постановления, программы, проекты и т. п., фиксирующие в относительно эксплицитном виде нормативы, стандарты, правила и процедуры;

? организационных структур, которые обеспечивают действенность закрепленных норм и правил жизнедеятельности образовательной системы или организации и осуществляют управление ею.

Рис. 2. Институциональная среда и субъекты институциональных

взаимодействий (НИС – наноинституциональная среда)

Рис. 3. Параметрическая модель институционального

обеспечения управленческой деятельности.

В работе обосновывается позиция, согласно которой организационные структуры по сути своей являются институтами управления, так как в их границах осуществляется коллективная деятельность индивидов в тех случаях, когда издержки свободных рыночных трансакций превышают организационные издержки.

Разработка ценностной составляющей институционального обеспечения для образовательных учреждений и организаций имеет важнейшее значение, поскольку, во-первых, эти структуры ответственны за воспитание молодых поколений в пределах определенной нравственной системы, во-вторых, сложность оценки результатов научно-педагогической деятельности обусловливает необходимость опоры на внутреннюю мотивацию сотрудников, основой которой являются ценностные представления и этические нормы. Наиболее часто применяемыми механизмами закрепления этических принципов являются: этический кодекс, который объединяет ценности и принципы, определяющие задачу и миссию образовательной организации, и кодексы профессиональной этики.

Исследование взаимосвязи формального и неформального в сфере образования позволяет сделать вывод о том, что в составе институционального обеспечения управленческой деятельности ценности, отражаясь в неформальных нормах и правилах, могут становиться: при проектировании формальных норм – ограничением (например, необходимость учета традиций российского образования в ходе реализации принципов Болонского процесса); в условиях недостатка сформированных формальных институтов заменителем формальных правил (например, подмена качества знаний как критерия оценки результатов обучения иными конъюнктурными критериями); в стабильной ситуации ? расширением, продолжением, дополнением формальных правил (например, формирование социальных сетей, реализующих взаимодействие с научными и образовательными целями, например, в рамках межвузовского, межрегионального, международного сотрудничества); в ситуации управления изменениями ? источником формирования и трансформации формальных правил (например, включение в государственный стандарт, определяющий общие требования и правила оформления библиографических сносок, регламент ссылок на Интернет-источники).

Необходимость эволюции институциональных средств осуществления управленческой деятельности в соответствии с динамикой развития институциональной среды обусловливает наличие особых правил, позволяющих находить решение в новой ситуации, ? метаправил как механизмов управления происходящими процессами изменений. Изменяющим правилам принадлежит ведущая роль в снижении производственных и трансакционных издержек образовательной системы или организации.

Специфика соотношения и взаимодействия различных частей институционального обеспечения управленческой деятельности в сфере образования представлена в параметрической и функционально-содержательной моделях (рис. 3 и 4). Эти модели могут быть использованы руководителями образовательных систем и организаций для ознакомления с содержанием и структурой институционального обеспечения управленческой деятельности; выявления и устранения противоречий в частях институционального обеспечения; регулирования плотности институциональной среды образования в нужной ее части посредством устранения (нейтрализации) и добавления (изменения) норм и правил.

На основе анализа качественных и количественных подходов к оценке эффективности институтов определены характеристики эффективного институционального обеспечения управленческой деятельности:

? результативность регламентируемой институциональным обеспечением деятельности, проявляющаяся в достижении поставленных целей;


загрузка...