Методология стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий (20.04.2009)

Автор: Трифонова Елена Юрьевна

- прочие факторы

Угрозы

низкие темпы роста, сокращение размеров внешнего рынка/рынков; отсутствие вероятности изменения ситуации в лучшую сторону;

- существенные барьеры (текущие и/или прогнозируемые) при проникновении и работе на внешнем Слабые стороны

низкая доля на рынках основных стран;

нехватка и дороговизна конкурентно значимых ресурсов;

невыгодное географическое расположение;

низкий технико-технологический

Окончание таблицы 1

Факторы Внешние Внутренние

Е рынке/рынках, возможность их усиления. Неблагоприятное законодательство, высокий уровень таможенных пошлин и др. сборов, нетарифных барьеров в иностранном государстве; высокий уровень конкуренции на внешнем рынке/рынках; возможность ее усиления;

колебания валютных курсов (текущие и/или прогнозируемые);

низкий платежеспособный спрос (текущий и/или прогнозируемый) со стороны иностранных покупателей; его последовательное сокращение; низкий уровень доходов иностранных потребителей; их отрицательное отношение к продукции зарубежных производителей;

неблагоприятные демографические изменения в зарубежной стране;

нестабильность (политическая, экономическая, социальная и т. д.) в иностранном государстве (текущая и/ или прогнозируемая);

форс-мажорные обстоятельства в иностранном государстве;

- прочие факторы уровень предприятия; отставание от конкурентов в сфере разработки новых продуктов, освоения новых технологий; затрудненный доступ к иностранным технологиям; технологическая закрытость;

более низкое качество продукции по сравнению с конкурентами;

нерациональная организационная структура;

низкая или недостаточная квалификация персонала;

неиспользование или ограниченное использование маркетинга; слабая организация сети распределения продукции за рамками внутреннего рынка;

отсутствие единого информационного поля;

более высокие издержки по сравнению с конкурентами;

низкая эффективность функционирования предприятия вследствие наличия вышеупомянутых неблагоприятных внутренних факторов;

- прочие факторы

Гораздо более сложной является проблема получения прогнозной информации о внешней среде предприятий-участников внешнеэкономической деятельности, характерной чертой современного развития которой является высокая степень неопределенности. В данном случае предприятие имеет дело в основном только с неконтролируемыми и неуправляемыми факторами (объектами, событиями, явлениями), количество которых к тому же значительно возрастает с расширением географии ведения бизнеса за пределы страны базирования. Проблема усугубляется еще и тем, что при разработке стратегии следует опираться в первую очередь на средне- и долгосрочные прогнозы состояния среды, которым далеко не всегда присущи высокая точность и надежность. Вместе с тем и краткосрочные прогнозы условий хозяйствования не должны оставаться за пределами внимания предприятия.

На основе анализа типологии существующих методов прогнозирования, а также приведенных выше обстоятельств автором доказано, что в стратегическом управлении предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности возможности применения традиционных количественных методов прогнозирования следует признать ограниченными. И с увеличением степени неопределенности среды ведения бизнеса, а также периода упреждения прогноза повышается роль качественных, в частности экспертных методов. В работе обоснована целесообразность применения методологии форсайта при решении задач прогнозирования внешней и внутренней среды предприятий, работающих на внешних рынках, в процессе стратегического управления. Являясь технологией долгосрочного прогнозирования, форсайт представляет собой значительно более комплексный подход по сравнению с традиционными технологиями прогнозирования.

6. Разработаны научно-методологические положения по формированию и выбору стратегии промышленных предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

При построении системы целей и задач в процессе стратегического управления промышленными предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, предлагается оперировать ключевыми пространствами установления целей, фигурирующими в сбалансированной системе показателей (BSC). Однако учитывая специфику деятельности и процесса стратегического управления на предприятиях, работающих на зарубежных рынках, автором предлагается дополнить набор четырех “классических” сфер BSC еще одной, имеющей очень важное значение для рассматриваемых предприятий, – “Специфические требования, связанные с работой за рубежом”. В работе приведены примеры целей в рамках предлагаемого ключевого пространства.

Известно, что концепция сбалансированной системы показателей базируется на уже разработанной стратегии и представляет собой выражение существующей стратегии в измеримом и понятном виде. Однако учитывая, что использование данной концепции является неотъемлемым элементом разработанной методологии (внедрение BSC осуществляется как составной элемент разработки и внедрения стратегии), автором обоснована целесообразность предварительного определения стратегических целей в рамках нескольких ключевых сфер BSC до разработки и выбора стратегии (с учетом вероятности их возможного пересмотра и корректировки после того, как выбрана стратегия, с тем чтобы определить, насколько они будут ей соответствовать). Что же касается показателей, их целевых значений и стратегических мероприятий, их выбор происходит уже после завершения разработки стратегии. Таким образом, построение системы целей и вытекающих из них задач начинается до (предварительное определение стратегических целей), а заканчивается после разработки стратегии. Такой подход позволяет сфокусировать предприятие на стратегию как до ее разработки, так и после.

Автором обосновано, что для формирования и анализа портфеля стратегических сфер деятельности предприятия, работающего или планирующего работать на внешних рынках, а также выбора определенной стратегии его дальнейшего развития в качестве одного из возможных базовых инструментов может использоваться матричная модель МакКинзи, выбор которой обусловлен необходимостью учета в процессе стратегического управления предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности широкого спектра внутренних и внешних факторов при оценке стратегического положения и рыночной привлекательности, количество которых значительно увеличивается с расширением деятельности за пределы внутреннего рынка. Модель МакКинзи позволяет это сделать.

Автором разработан собственный подход к использованию модели МакКинзи на промышленных предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, с учетом следующего:

адаптации модели применительно к предприятиям, работающим на зарубежных рынках. С этой целью в работе предложен перечень дополнительных факторов, по которым наряду с прочими рекомендуется производить оценку стратегического положения бизнеса и рыночной привлекательности на предприятиях, функционирующих во внешнеэкономической сфере. Эти факторы, малозначимые для предприятий, чья деятельность не выходит за рамки внутреннего рынка, имеют большое значение для работающих на зарубежных рынках компаний;

использования модели в комбинации с элементами других портфельных моделей, в частности ADL/LC, а также с учетом предложенных различными исследователями, в том числе Дэйем, Мониесоном и др., ее вариаций с целью устранения имеющихся недостатков;

использования модели в комбинации с разнообразными экономическими инструментами, среди которых бенчмаркинг, метод анализа иерархии, решетки экспертных оценок, графические методы и др.

При этом автором подчеркивается, что матричная модель МакКинзи (впрочем, как и другие портфельные модели) сама по себе не является инструментом принятия стратегического решения. Она только показывает состояние портфеля бизнесов предприятия и дает стратегические рекомендации по их дальнейшему развитию, что должно учитываться руководством при выборе общей стратегии развития предприятия, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, любая портфельная модель, в том числе и модель МакКинзи, способна лишь облегчить, но не заменить выбор стратегии высшим руководством предприятия.

7. Разработана методология управления реализацией стратегии предприятий, вовлеченных в международный бизнес.

Создание эффективного механизма управления реализацией стратегии промышленных предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, имеет не менее важное значение, чем ее формирование. Основные элементы разработанной автором методологии управления реализацией стратегии предприятий, работающих на внешних рынках, сводятся к следующему.

На этапах реализации стратегии, оценки и контроля результатов предлагается использовать получившую мировое признание концепцию сбалансированной системы показателей. В работе разработаны методические подходы по адаптации указанной концепции применительно к предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, путем включения в базовый набор взаимно интегрированных сфер, в рамках которых устанавливаются стратегические цели, показатели, их целевые значения и стратегические мероприятия (“Финансы”, “Клиенты” “Бизнес-процессы”, “Обучение и рост”), еще одной сферы, которую автор обозначил как “Специфические требования, связанные с работой за рубежом”.

Впервые предложена авторская методика оценки эффективности конкретных мероприятий по реализации стратегии промышленных предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.


загрузка...