СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ  ПОТЕНЦИАЛ   РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ (20.04.2009)

Автор: Пшиканокова Нуриет Ибрагимовна

Снижение численности сельского населения, его постарение обусловливают исчерпание одного из главных факторов сельскохозяйственного производства – человека труда. Проблема обостряется еще и тем, что данный процесс сопровождается деградацией производственного потенциала АПК, снижением энерговооруженности труда. Так, по данным Адыгейского научно-исследовательского института сельского хозяйства (НИИСХ) нагрузка по пашне на одного работающего в сельхозпредприятиях Адыгеи с 1992 года по 2008 год возросла с 7,8 га до 17,5 га, тогда как его энерговооруженность имеет тенденцию к постоянному снижению.

В настоящее время рынок труда РА, как и в ряде других регионов РФ, характеризуется устойчивым сокращением спроса на рабочую силу при расширении ее предложения, сокращением занятости, увеличением объемов вынужденной неполной занятости. В этих обстоятельствах государственная политика в области занятости граждан приобретает особую актуальность.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов РА приоритетными направлениями стратегического планирования занятости в регионе могут стать следующие: координация программы государственной поддержки занятости населения с целями и задачами социально-экономической, бюджетной и налоговой политики; формирование специальной региональной программы содействия занятости с учетом региональной специфики ее структуры; оптимизация нормативно-правового регулирования занятости; рационализация механизма организации и финансирования общественных работ; государственная поддержка малого и среднего бизнеса с целью повышения уровня занятости населения; реализация функциональной стратегии защиты рынка труда (ограничение и регулирование миграционных потоков рабочей силы); инновационное развитие системы профессионального образования, переподготовки кадров с учетом изменений на рынке труда.

Анализ инвестиционной сферы РА показывает, что здесь отмечаются более низкие, чем среднероссийские, показатели объема инвестиций в основной капитал на душу населения. В период 1990-2007 гг. Адыгея занимает по данному показателю 86-64 место в стране.

Главную роль в финансовом обеспечении инвестиционной деятельности в РА выполняют бюджетные средства, на долю которых приходится до 50-55,2 % всех инвестиций. При незначительном увеличении внутри рассматриваемого периода инвестирования из бюджета республики и местных бюджетов, доля инвестиционных средств из федерального бюджета в последние годы остается по-прежнему значительной, (отношение составляет примерно 5:1).

Доля бюджетных средств в финансировании инвестиций в основной капитал в РА была в 2007 году в 2,4 раза больше, чем в среднем по РФ. Такое значительное преобладание бюджетных средств сопровождается устойчивой тенденцией к уменьшению доли собственных средств, направляемых на финансирование инвестиций. Это свидетельствует о том, что в регионе не сформированы реальные механизмы, стимулирующие предприятия использовать собственные средства для развития и обновления основных фондов, реализации новых технологий.

Показателем неблагоприятного инвестиционного климата в РА явилось отставание от других регионов РФ по реальной инвестиционной активности: удельный вес РА в общероссийских инвестициях в основной капитал составляет лишь 0,1%, что соответствует последнему месту в стране.

Применительно к условиям РА представляются наиболее перспективными следующие направления улучшения инвестиционного климата:

- использование точечных методов приватизации, направленной на повышение эффективности производства и доходов бюджета (через расширение практики залоговых и денежных аукционов);

- создание условий для наращивания инвестиционного потенциала предприятий через реализацию программ реструктуризации, снижения налоговой нагрузки на предприятия;

- увеличение неналоговых доходов бюджета через сдачу в аренду и выкупа земельных участков под предприятиями, недвижимости и т.д.;

- ограничение использования амортизации на инвестиционные цели, а не на текущие потребности, как принято в современной практике;

- четвертых, создание информационной открытости инвестиционного процесса. В связи с этим важно, чтобы инвесторы могли не только вкладывать деньги, но и контролировать финансовые потоки с целью возврата вложений и получения процентов. Очевидно, немаловажную роль здесь играет ориентир на международные стандарты учета;

- расширение и использование лизинга в действенную форму производственных инвестиций;

- создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности;

- усиление социальной направленности инвестиционной деятельности, развитие социальной инфраструктуры, объектов здравоохранения, образования;

- введение обязательных международных стандартов отчетности бухгалтерского учета и аудиторской деятельности во всех отраслях региональной экономики.

В сфере предпринимательства РА, начиная с 1997 года, количество малых предприятий существенно не меняется и не превышает 2,2 тысяч, что соответствует 69 месту в РФ и 8-му месту в ЮФО (см. табл.2). Наблюдается неравномерность отраслевого и территориального распределения предприятий малого бизнеса, численности занятых, доли произведенной продукции, инвестиций в основной капитал. Большинство предприятий малого бизнеса (38 %) сосредоточено в сфере торговли и общественного питания.

Так, например, в 2007 году торговлей на малых предприятиях занимались 3729 человек или 30,4% от среднесписочной численности занятых на малых предприятиях республики. В том числе 54,6% занимались розничной торговлей; оптовой торговлей – 37,4%; 3,8% действуют в сфере общественного питания; 2,8% осуществляют посреднические услуги при купле-продаже товаров народного потребления; 1,4 – внешней торговлей негосударственных организаций. В сфере строительства заняты 12 % малых предприятий, на которых трудятся 16,8% работников.

Анализ распределения малых предприятий по районам Республики Адыгея показал, что каждое второе из них функционирует в городе Майкопе (62%), каждое шестое – в Тахтамукайском (15,7%) и каждое тринадцатое – в Майкопском районе (7,5%).

Таблица 2. Число малых предприятий (на конец года; тысяч)*

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Место в РФ на конец 2007 г.

Южный федеральный округ 102,1 97,8 91,9 82,2 81,8 85,5 96,4 106,9 109,4 111,4 113,6 4

Республика Адыгея 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,1 2,4 2,3 2,2 2,1 2,2 69

Республика Дагестан 10,2 2,0 2,7 2,0 2,0 1,4 3,6 4,2 4,9 4,4 3,7 45

Республика Ингушетия 1,5 1,9 1,3 0,3 0,1 0,8 1,0 0,9 0,5 0,6 1,3 78

Кабардино-Балкарская республика 2,4 2,3 2,2 2,2 2,2 3,4 2,3 2,2 2,3 2,4 2,7 68

Республика Калмыкия 1,1 1,3 0,9 0,9 0,9 0,5 0,6 0,7 0,3 0,4 0,5 80

Карачаево-Черкесская Республика 1,8 2,3 1,7 1,8 1,9 1,4 1,2 1,5 1,7 1,7 2,0 74

Республика Северная Осетия-Алания 1,2 1,7 2,4 3,7 3,7 2,1 1,3 2,2 1,9 1,6 2,0 71

Краснодарский край 26,9 24,5 21,9 20,5 20,5 23,9 29,6 36,8 35,5 35,0 34,9 4

Ставропольский край 10,4 15,2 9,6 7,1 7,1 7,4 12,7 12,7 12,6 12,5 12,1 21

Астраханская область 3,4 3,6 3,5 3,6 3,5 3,6 3,6 4,0 3,9 4,7 5,1 50

Волгоградская область 13,6 13,5 17,9 13,0 12,8 13,7 13,8 13,7 14,3 14,6 15,0 16

Ростовская область 27,4 27,3 25,5 25,0 25,0 25,2 24,2 25,7 29,1 31,4 32,1 5

*Составлено по источникам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. / Росстат. – М., 2008. - С. 396; ЮФО. Соц.-эк. итоги: Ростовстат. – Ростов н/Д, 2007; 2008, С. .33; 31.

Хотя в целом по полному кругу промышленных предприятий доля производства продукции малыми предприятиями несущественная, в производстве отдельных видов продукции малый бизнес играет довольно значительную роль (см. таблицу 3).

Сопоставительный анализ финансово-хозяйственных параметров (рентабельности продукции, производительности труда и прибыли (убытка) в расчете на одного занятого, инвестиционная активность) деятельности малых предприятий в РА показал, что они значительно ниже, чем по Российской Федерации и Южному Федеральному округу.

Важным показателем, отражающим роль малых предприятий в экономике региона, является величина налогового вклада, который в 2000-2008 годах в РА оставался на уровне 20 - 24 % всех налоговых поступлений. В то же время в среднем по РФ данный показатель не превышает 8 - 10%.

В малом предпринимательстве РА 95,8% предприятий являются частными, остальные смешанной формы собственности, собственности иностранных лиц и совместной иностранной с российской формой собственности. Частная форма собственности преобладает во всех отраслях экономики.


загрузка...