Теория и технологии формирования биологической грамотности на интегративной основе (20.04.2009)

Автор: Пивоварова Людмила Васильевна

__________________

ПИВОВАРОВА Людмила Васильевна

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ИНТЕГРАТИВНОЙ ОСНОВЕ

Специальность

13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»

(педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена на биологическом факультета МГУ имени

М.В. Ломоносова, сектор биосоциальных проблем

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Фоменко Владимир Трофимович

доктор педагогических наук, профессор

Рудакова Ирина Алексеевна

доктор биологических наук, профессор

Каменский Андрей Александрович

Ведущая организация - Институт образовательных технологий РАО

Защита состоится «26» июня 2009 года в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 2009 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. На рубеже веков технократическая цивилизация столкнулась с проявлениями системного кризиса в социальной, экономической, геополитической сферах. Проблемой, обостряющей все остальные, является надвигающийся глобальный экологический кризис, вызванный расточительным потреблением природных ресурсов и разрушением среды обитания всего живого, что ставит под угрозу существование цивилизации, здоровье и жизнь самого человека.

Поиск путей выхода из системного кризиса, их активное обсуждение в ходе встреч на высшем уровне, деятельности ООН, ЮНЕСКО, Римского клуба привели к представлениям о необходимости реформирования образования как ключевого фактора в решении проблем взаимодействия цивилизации и природы. Видные политические деятели и ученые рассматривают образование в качестве приоритета для руководителей государств / Делор Ж., 1996; Садовничий В.А. 1997, 2003/, признавая его одним из решающих факторов развития /Younis T., 2000/ и национальной безопасности /Медведев Д.А., 2008/. Заявлена необходимость переориентации целей и задач существующих национальных программ образования в соответствии с местными экологическими, социальными и экономическими условиями /Комиссия ЮНЕСКО по устойчивому развитию, 2002/. Период с 2005 по 2015 гг. объявлен ЮНЕСКО «Десятилетием образования для устойчивого развития» (Минск, 2005). Интеграция усилий научно – образовательного сообщества в этом направлении должна привести к изменению мировоззрения, основанного на новых принципах взаимодействия социума и биосферы, содействовать нравственному и интеллектуальному росту человечества, формированию культуры сохранения здоровья, толерантности человеческих взаимоотношений.

Особая роль в современных условиях принадлежит биологическому (и, в качестве его существенной составной части, экологическому) образованию, которое является гарантом безопасности и выживания человечества. Это должно сопровождаться такими изменениями биологического образования, которые сделают его востребованным широкими слоями населения, сделают биолого-экологические знания составной частью мировоззрения обучаемых.

Вместе с тем, существующая система биологического образования не обеспечивает достаточной биологической подготовки и формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню научного знания в этой области, у выпускников школ и вузов, выбирающих специальности небиологического профиля. Но именно этот контингент граждан, не обладающих необходимыми знаниями в области биологии и экологии, представляет потенциальную группу будущих специалистов (экономисты, юристы, администраторы, политики и др.), ответственных за принятие социально и биосферно-значимых решений на всех уровнях вплоть до государственного. Однако понимание важности биологического просвещения этой категории специалистов, пришло лишь в последние десятилетия /Гусев М.В. , 1991; Mounolou J.C., Fridlansky F., 2000/.

Вместе с тем, анализ ситуации свидетельствует как о невозможности такого рода подготовки школьников в рамках традиционной системы, так и о неспособности учителей, подготовленных по преобладающим ныне образовательным технологиям, формировать биологическую грамотность в обществе, для которой требуется качественно новая образовательная среда.

Такое противоречие, существующее между возможностями традиционной технологии обучения школьников и будущих педагогов, с одной стороны, и потребностями общества в биолого-экологически грамотных профессионалах, в том числе, педагогах нового поколения, с другой, порождает образовательную проблему, которая может быть разрешена при разработке дидактических основ обучения биологии на интегративной основе как целостного контекста преодоления биологической безграмотности старшеклассников.

Проблема данного исследования заключается в том, что традиция общеобразовательной школы ориентирована на предметно-центрированную модель биологической подготовки, приводящей к формированию локально-дискретных знаний, лишь фрагментарно соотносящихся с ведущими научными приоритетами в естественнонаучной области познания. Разработка дидактических основ преподавания биологических дисциплин на интегративной основе позволит выйти в педагогической теории на качественно новый уровень биолого-экологического сознания учащихся.

Цель данного исследования – разработка и развитие концептуально обоснованного дидактически нового научно-образовательного направления «интегративная биология»: обучение биологии на интегративной основе как базовом принципе современной теории и технологий формирования синтетического миропонимания старшеклассниками, соответствующего уровню развития естественнонаучного знания, и экспериментальная апробация данного направления в реальной практике учебного процесса.

Объект исследования – образовательный процесс как синтетический контекст формирования на интегративной основе биологической грамотности старшеклассников на интегративной основе.

Предмет исследования – дидактические основы формирования биологической грамотности на интегративной основе, способствующей становлению у учащихся индивидуальной целостной картины мира.

Гипотезы исследования:

Интегративное образование как научно-образовательное направление может развивать биолого-экологическое сознание учащихся в единстве всех осваиваемых способов деятельности и определяет особенности содержательного и технологического контекста полимодального учебного процесса, ориентированного на синтез (интеграцию) различных предметных и образовательных областей.

Интеграция различных сфер современного образования может включать в себя разработку интегративных курсов, направленных на преодоление смысловой отчужденности знаний разного уровня и модальностей, а также преодоление контанаминационно-неоправденной дискретности в процессе формирования целостной картины мира и его личностного принятия старшеклассниками.

Одной из существенных составляющих интегративно-ориентирован-ной дидактики может выступать интегративная биология как самостоятельная предметно-учебная отрасль и как целостная дидактическая модель формирования системной биологической грамотности посредством ее операционализации в учебном процессе на уровне концептуального и практико-ориентированного осмысления за счет специфического полимодального знания, основанного на актуализации личностных смыслов обучаемых.

Формирование биологической грамотности может осуществляться с использованием различных видов интеграции как обязательного компонента воспитания мировоззрения, направленного на нравственное  отношение к природе и человеческой жизни, которое переводит личность на новый уровень восприятия  и оценки реальности, выбора жизненных ценностей. При этом меняются интегративные  характеристики личности  человека, через формирование специфического экологического сознания как компонента всей системы взаимоотношений «человек – мир природы».


загрузка...