Этнополитическое и социально-экономическое развитие Чувашии в 20-е годы ХХ в. (20.04.2009)

Автор: Орлов Виталий Владимирович

Орлов Виталий Владимирович

Этнополитическое и социально-экономическое развитие Чувашии

в 20-е годы ХХ века

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Казань - 2009

Работа выполнена на кафедре Современной отечественной истории ГОУ ВПО «Казанский государственный университет» им. В.И. Ульянова-Ленина

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Валеев Рамзи Калимович (Казань)

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Тимофеев Петр Тимофеевич (Москва)

доктор исторических наук, профессор

Кабытов Петр Серафимович (Самара)

доктор исторических наук, профессор

Бойко Иван Иванович (Чебоксары)

Ведущая организация: Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского

Защита диссертации состоится «____» июня 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.01 по историческим наукам в Казанском государственном университете им. В.И.Ульянова-Ленина по адресу: г. Казань, ул. Кремлевская, 18, корп. 2, ауд. 1112.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета, читальный зал № 1 по адресу: г. Казань, ул. Кремлевская, 35.

Автореферат разослан «___» _______________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета,

кандидат исторических наук,

доцент Хайрутдинова Д.Р.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что 20-е гг. XX столетия занимают особое место в истории страны. В начале периода советская власть, вступив на путь социалистической модернизации общества, перешла от тотального государственного регулирования к новой экономической политике, а в конце вновь вернулась к применению элементов «военного коммунизма» под оболочкой административно-командной системы, означавшей победу интересов партийно-хозяйственной номенклатуры над социально-экономическими интересами всех слоев населения.

Важность темы диссертации определяется также необходимостью познания реальных результатов региональной политики советской власти в 1920-е гг.: национально-государственного строительства, экономического районирования и выравнивания уровней социально-экономического развития территорий. Советский федерализм, базировавшийся на большевистской идее права наций на самоопределение, являлся важным звеном механизма диктатуры пролетариата. Содержательно он не сводился только к «подачкам» союзного правительства местным властям в обмен на их политическую лояльность. Но бюджетно-налоговой политикой Советского государства национальные образования были лишены источников саморазвития и тем самым оказались в полной зависимости от него. Такая модель взаимоотношений между Центром и автономными образованиями стала складываться еще в 1920-е гг. и означала торжество ленинско-сталинской национальной политики.

Доктрина выравнивания уровня развития ранее отсталых территорий, выдвинутая в первые годы советской власти, реализовалась с большими издержками из-за ее слабой теоретической и содержательной проработанности. Административный диктат и фактическое отчуждение местной власти от распределения доходов, получаемых от эксплуатации их территорий, привело к росту диспропорций между регионами страны. В 1927/28 г. разница по объему валовой продукции промышленности между Татарской и Чувашской АССР составляла 10 с лишним раз.

Инерция отсталости и зависимого от Центра механизма развития Чувашии, заложенные в 1920-е гг., не позволили ей выйти на передовые рубежи в советское время. Однако и после проведения «антикоммунистической революции» в ходе проведения рыночных реформ она по всем значимым социально-экономическим показателям оказалась в числе регионов-аутсайдеров.

Разумеется, российское пространственное неравенство не феноменально. Но в условиях складывания неоэтакратической (квазикапиталистической) системы еще более выросли различия между территориями страны. В 2005 г. межрегиональная дифференциация по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения составляла 43 раза, а по показателю «инвестиции в основной капитал» на душу населения – 234 раза.

При такой высокой полярности сохранение единства и целостности самого большого по территории и самого богатого по природным ресурсам государства в мире невозможно без жесткой центральной власти, без укрепления ее вертикальной составляющей. С этим связана необходимость основательного изучения путей выхода российского общества из кризисов, которые происходили на фоне ослабления центральной власти и носили глобальный характер. Аргументами сравнения против двух системных кризисов обычно выступает разнонаправленность реформ: в 1920-е гг. происходил процесс национализации собственности, в 1990-е гг., наоборот, ее приватизация. В первом случае не удалось избежать гражданской войны, а во втором – общество смогло избежать братоубийственной войны. Но в целом суть этих преобразований в обоих случаях состояла в кардинальном изменении форм собственности, осуществляемом сверху государством в короткий исторический период. Оба кризиса происходили на фоне распада империи, раскола общества, национальных конфликтов, разрыва хозяйственных и территориальных связей.

Особую значимость изучению проблемы придает политика перехода к рыночным отношениям, являющаяся составным элементом обновления общества и вызванная потребностью создания развитой экономики. Актуальность темы вызвана также необходимостью исследования аграрной и денежной реформ, проведенных властями в тот период.

Объективное осмысление опыта системных преобразований, проведенных в 20-е гг. XX в. на региональном уровне, позволит проследить трансформацию идей октябрьской революции 1917 г. на местах, понять внутренние генетические причины развала СССР и проблемы, возникающие при возрождении новой российской государственности, что важно не только для обогащения научной теории, но и для учета при реализации национальной и социально-экономической политики.

Объект исследования – Чувашская автономия в контексте социально-экономической и национальной политики Советского государства в 1920-е гг. В той степени, в какой это необходимо для раскрытия темы, в диссертации анализируются вопросы сотрудничества Чувашии с Марийской областью, Татарской АССР, Симбирской, Самарской и Нижегородской губерниями. Региональный аспект исследования в диссертации применяется в двух вариантах: как отдельная автономия (ЧАССР) и как совокупность - губернии и автономные образования Среднего Поволжья.

Предмет изучения – этнополитические и социально-экономические аспекты становления Чувашской автономии. Главные направления исследования – формирование национальной политической элиты; генезис, эволюция этапов и складывание характерных особенностей национально-государственного строительства в Чувашии; установление ее административных границ; разработка Советским государством и реализация автономией основных направлений социально-экономической политики, а также становление в ней системы управления, механизма централизованного планирования и финансирования.

Цель диссертации – на основе современных научно-методологических подходов провести комплексный анализ этнополитического и социально-экономического развития Чувашии в 1920-е гг., выявить особенности, основные тенденции и закономерности ее становления. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:

обобщить опыт отечественной и зарубежной историографии, сформировать репрезентативную источниковую основу по теме диссертационного исследования;

– показать сложный процесс формирования национальной политической элиты, дать современную оценку дискуссиям 1920-х гг. о выборе стратегии социально-экономического развития Чувашии;

– определить место и роль территориального фактора в становлении национальной государственности чувашского народа;


загрузка...