ПСКОВСКАЯ АГИОГРАФИЯ XIV-XVII вв. (20.04.2009)

Автор: Охотникова Валентина Ильинична

Сказание о Довмонте (перевод и комментарии) // Русские летописи XI-XVI веков. К столетию Д. С. Лихачева. СПб., 2006. С. 256-262.

Рукописная традиция Жития Евфросина Псковского // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2007. Т. 58. С. 320-331.

Довмонт (Источники. Гимнография) // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XV. C. 519-520, 523-524.

Евфросин (Гимнография) // Православная энциклопедия., М., 2008. Т. XVII. С. 479.

Так, например, мы не имели возможности ознакомиться с рукописями из библиотеки Саратовского университета, Львовской научной библиотеки им. В. Стефаника.

Исследованию развития этого мотива в произведениях древнерусской литературы посвящена статья А. Б. Никольской ««Слово» митр. Киевского Иллариона в позднейшей литературной традиции» ( Slavia, Praha, 1928-1929. Roc. 7. Se?. 3. S. 557-563; Roc. 7. Se?. 4. S. 853-855). Вариант Василия не совпадает ни с одним из примеров развития этого мотива, приведенных А. Б. Никольской.

Сиренов А. В. Степенная книга: история текста. М., 2007. С. 101-164.

Неберекутина Е. В. Поиски автора Степенной книги // От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства / Под ред. чл.-корр. РАН Л. В. Милова. М., 1994. С. 154-224.

См.: Демкова Н. С. 1) «Повесть о старце, просившем царскую дочь себе в жены». Принципы сюжетной организации текста в редакциях XV и XVII веков // Средневековая русская литература. СПб., 1997. С. 95-103; «Повесть о Марфе и Марии» («Сказание об Унжеском кресте») и ее переделки в XVII в. // Там же. С. 103-121.

«Службы Макарию Калязинскому: Рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции» (Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 332-395).

О Смоленске как домене Мстиславичей см.: Янин В. Л. Новгород и Литва: Пограничные ситуации ХIII-ХV веков. М., 1998. С. 34-37.

См.: Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 37-41; Филарет, митр. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884. С. 154; Дмитриева Р. П. Василий (в иноках Варлаам) // СКИКДР. Л, 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 114; Неберекутина Е. В. Поиски автора Степенной книги. С. 155.

Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 424-425.

Минея служебная. М.: Печатный двор, 1622. Л. 1-17 второго счета. Этот же текст читается и в последующих изданиях.

Минея. Февраль. М., 1981. С. 364-382.

Представленное в Части II исследование литературной истории жизнеописания псковского князя Довмонта является несколько измененным и дополненным переизданием нашей монографии «Повесть о Довмонте: Исследование и тексты» (Л., 1985 ). За время, прошедшее после издания монографии, не появилось исследований, в которых бы оспаривались сделанные нами выводы и наблюдения и вводились в научный оборот новые материалы. Мы также не обнаружили новых материалов, которые бы существенным образом изменили наши представления об основных этапах развития этого произведения и о спорных вопросах в истории его текста.

Begunov Ju. K. Die Vita des Fuersten Aleksandr Nevskij in der Novgoroder Literatur des 15. Jahrhunderts // Zeitschrift fuer Slavistik. 1971. Bd. 16. H. 1. S. 88-103/

Grabmuller H.-J. Die Pskover Chroniken: Untersuchungen zur Russischtn Regionalchronistik im 13.-15. Jahrhundert. Wiesbaden, 1975. S. 138-148, 160-167.

Ю. К. Бегунов многократно высказывался против датировки ПД и ЖАН XIV в., но никаких конкретных аргументов при этом исследователь не приводил. См., например: Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в русской литературе XIII-XVIII вв. // Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995. С. 171.

О времени составления общерусского летописного свода XV в. существуют разные точки зрения. Современные исследователи летописей датируют его 30-40 гг. XV в. г. (Я. С. Лурье), 1418 г. (А. Г. Бобров). Особенно остро в работах, посвященных летописанию XV в., обсуждается вопрос о взаимоотношениях между НК1, НК2, С1Л, Н4Л. В этих дискуссиях не использовался в качестве аргументов текст ПД, читающийся как в новгородских (НК2, Н4Л, Н5Л), так и в общерусских летописях (С1Л и летописи, восходящие к ней). По мнению А. Г. Боброва, наиболее последовательно отстаивающему идею о существовании общерусского свода 1418 г., протографа НК2 и С1Л, вопрос о включении в общерусский летописный свод смоленских, псковских и других региональных источников «требует дальнейшего рассмотрения» (Бобров А. Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. С. 161).

Подробнее о тенденциях Родословной князей литовских см.: Бычкова М. Е. Отдельные моменты истории Литвы в интерпретации русских генеалогических источников XVI в. // Польша и Русь. М., 1974. С. 365-377; Byczkowa M. E. Legenda o pochodzeniu wielkich kniazat litewskich (Redakcije moskiewskie z konca XV i z XVI wieku) // Studia Zrodloznawcze. Warszawa; Poznan, 1976. № 20. S. 183-199.

Хотя можно и из первых двух песен брать только первое слово 1-го тропаря, тогда акростих будет иметь следующий вид: "В царство / царя / Феодора / благословением / святейшаго/ патриарха / Иева / всея Росии/ ".

Благодарю А. Е. Смирнову за указание на возможность прочтения краестрочия в канонах не только по тропарям, но и по начальным словам богородичнов.

Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни. С. 119; 123.

См., например: Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера. Л., 1973. С. 177-179; Карпов А. Ю. Житие княгини Ольги в редакции псковского книжника Василия (в иночестве Варлаама) // Очерки феодальной России. М., 2003. Вып. 7. С. 66-88.

Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. С. 456

Смирнова А. Е. 1) К вопросу об источниках службы Савве Крыпецкому // Псков в российской и европейской истории ( к 1100-летию первого летописного упоминания): Международная научная конференция. М., 2003. Т. 2. С. 341-347; 2) Службы Макарию Калязинскому: рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 332-395.

Повесть о начале Печерского монастыря издавалась несколько раз (1807, 1831, 1849 гг.), мы пользовались изданием 1831 г.: Повесть о начале Псково-Печерского монастыря. Синод. Типогр., 1831, л. 45-66. Здесь читаются, кроме ЖС, краткие жизнеописания Всеволода и Довмонта.

См., например: Толстой М. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 95.

Шляпкин И. Опись рукописей и книг музея Археологической комиссии при Псковском губернском статистическом комитете. Псков, 1870. Приложение к описи рукописей и книг. С. 10-11. Грамота находится ныне в древлехранилище Псковского музея-заповедника: ф. 502 Никандровой пустыни, № 602.

С историей как псковской, так и новгородской агиографии связано Житие Никандра; Псковской мы считаем только редакцию 80-х гг. XVI в., все остальные редакции создавались, вероятнее всего, новгородскими агиографами.

Знаком * отмечены статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.


загрузка...