Лексико-грамматические разряды имён существительных как пересекающиеся классы слов (когнитивно-семасиологический анализ) (20.04.2009)

Автор: Калинина Людмила Викторовна

Цель исследования состоит в том, чтобы дать целостный анализ семантических и грамматических особенностей конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных существительных с позиций системно-функционального и когнитивного подходов и на этой основе охарактеризовать закономерности лексико-грамматических пересечений слов данных разрядов, принадлежащих языку как своеобразной синергетической (то есть самоорганизующейся) системе, в которой мы постоянно наблюдаем «возникновение новых свойств у целого, состоящего из взаимодействующих объектов» [Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. М., 2006. С. 6].

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Определить границы понятия «лексико-грамматический разряд», отграничив его от близких, но не тождественных понятий (лексико-грамматический класс, грамматическая категория и др.).

2. Проанализировать существующие в науке подходы к выделению конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных имён существительных и выявить недостаточно разработанные участки этой классификации.

3. Рассмотреть конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные существительные с точки зрения когнитивного подхода, установить роль каждого из названных лексико-грамматических разрядов имён существительных в языковом отражении действительности.

4. Охарактеризовать факторы, обусловливающие наличие лексико-грамматических пересечений в сфере рассматриваемых разрядов имён существительных.

5. Разработать методику определения лексико-грамматической природы существительного в переходных случаях.

6. Представить описание центральных и периферийных направлений лексико-грамматических пересечений в сфере конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных имён существительных.

7. Выявить конкретные модели лексико-грамматических пересечений в сфере указанных разрядов имён существительных.

Материалом исследования явились свыше 12000 контекстов употребления имён существительных, из которых около 4000 содержат случаи стандартного употребления субстантивных имён, а более 8000 – случаи лексико-грамматических пересечений. Материал извлекался из художественной литературы конца XIX – начала XXI вв. и публицистических текстов рубежа ХХ–XXI вв.

Методы исследования. При работе над диссертацией применительно к языковому материалу использовались прежде всего общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование, интерпретация). Исследование в целом построено на основе описательного метода. Этот метод характеризуется как «система исследовательских приёмов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития; это метод синхронного анализа» [Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. С. 219]. В рамках описательного метода языковые факты характеризовались с опорой как на собственно лингвистические методы (компонентный анализ, контекстологический анализ), так и на экстралингвистические методы: психолингвистический (выявлялись ассоциативные связи между единицами языка путём опроса информантов), а также количественно-статистический метод.

Исследование отличается значительной степенью новизны. В работе впервые лексико-грамматические разряды существительных (имена конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные) описываются с точки зрения когнитивного подхода и характеризуются как средство языковой категоризации объектов действительности. Лексико-грамматические пересечения в сфере указанных разрядов впервые объясняются с позиций когнитивной лингвистики как проявления перекатегоризации или поликатегоризации языковых единиц. Предложена специальная терминология для описания центральных и периферийных направлений лексико-грамматического взаимодействия конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных существительных. Разработана методика определения лексико-грамматической принадлежности имён существительных в переходных случаях. Выявлены и охарактеризованы 24 модели лексико-грамматических пересечений в сфере рассматриваемых разрядов субстантивных имён.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в нём представлена целостная концепция описания лексико-грамматических разрядов конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных имён с позиций когнитивного подхода к языковым фактам и с учётом традиционных представлений об этих разрядах, сформировавшихся в рамках системно-функционального подхода.

Системно-функциональный подход позволяет рассматривать лексико-грамматические разряды субстантивных имён как элементы общей системы имени существительного; охарактеризовать семантические, грамматические и словообразовательные критерии выделения и распознавания конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных существительных; объяснить особенности использования указанных разрядов слов в речи.

Когнитивный подход, дополняя данные системно-функционального анализа, даёт возможность истолковать многие языковые явления, причины которых лежат за пределами языка: обосновать существование в языке четырёх разрядов субстантивных имен (конкретных, абстрактных, собирательных и вещественных); охарактеризовать особенности их таксономической организации; определить роль каждого из разрядов в языковом отражении действительности; объяснить природу лексико-грамматического взаимодействия и появления различных нестандартных форм; выявить центральные и периферийные направления лексико-грамматических пересечений; установить виды этих пересечений и основные модели их реализации. В целом работа выполнена в русле когнитивно-семасиологического направления, предполагающего использование когнитивных знаний для объяснения языковых процессов и явлений [ср.: Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М., 2007. С. 21–22].

Практическая значимость работы заключается в том, что она построена с опорой на обширный фактический материал (более 12000 примеров). Представленный в работе конкретный языковой материал может быть использован для дальнейших исследований процессов переходности в сфере имён существительных, например, для создания в будущем специального «Словаря лексико-грамматической характеристики имён существительных» [см. об этом: Калинина Л. В. Об одном аспекте лексикографического описания имён существительных // Русский язык в контексте национальной культуры. Саранск, 2008. С. 110–115]. Разработанная в диссертации методика определения лексико-грамматической принадлежности субстантивных имён может найти своё практическое применение в курсе вузовского изучения морфологии имени существительного. Принципы, положенные в основу данной методики, могут быть использованы и для характеристики переходных явлений в области других частей речи.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации изложены в монографии «Лексико-грамматические разряды имён существительных как пересекающиеся классы слов» (Киров, 2009) и учебном пособии «Категория числа и категория количества: общее и различное» (Киров, 2006). Отдельные положения диссертационного исследования отражены в 51 научной работе, из которых 7 опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК: в журналах «Вопросы языкознания» (2007, № 3), «Русская словесность» (2007, № 2; 2009, № 1), «Русский язык в школе» (2008, № 9); «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета» (2008, № 3(1); 2008, № 3(2)); «Вестник Нижегородского государственного университета» (2009, № 1).

Результаты работы обсуждались на кафедре русского языка Вятского государственного гуманитарного университета, а также докладывались в выступлениях на конференциях в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Владимире, Костроме, Ижевске, Белгороде, Тамбове, Самаре, Саранске, Кирове.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными критериями выделения лексико-грамматических разрядов имён существительных являются семантический и когнитивный критерии. Другие критерии (словообразовательный, морфологический, синтаксический) не могут быть признаны достаточно надёжными при установлении лексико-грамматической принадлежности существительных и носят вспомогательный характер.

2. Лексико-грамматические разряды конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных имён существительных – это прагматически необходимое человеку средство языковой категоризации объектов действительности, средство структурирования окружающего мира.

3. В рамках каждого из рассматриваемых лексико-грамматических разрядов выделяются его прототипические (ядерные, центральные) представители. Признаки прототипических представителей должны найти отражение в определениях лексико-грамматических разрядов имён существительных.

4. Каждый из лексико-грамматических разрядов имён существительных играет свою особую роль в отражении действительности и является незаменимым на одном из четырёх уровней отражения действительности (философском, когнитивном, естественнонаучном, языковом).

5. Существование лексико-грамматических пересечений в сфере конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных имён обусловлено действием ряда языковых законов: закона системности, закона аналогии, закона экономии и закона антиномий.

6. Историческое формирование русской языковой картины мира идёт по пути преодоления семантического синкретизма ко всё большей конкретности и даже дискретности, что обусловлено действием целого комплекса факторов: историко-культурных, онтолингвистических, психологических, социальных, лингвокогнитивных.

7. Лексико-грамматические пересечения в сфере разрядов субстантивных имён осуществляются двумя основными способами: путём перекатегоризации (замещения признаков исходной категории признаками другой категории) и путём поликатегоризации (одновременной актуализации признаков сразу нескольких категорий). Перекатегоризация преобладает в количественном отношении, но поликатегоризация представлена в языке бoльшим разнообразием моделей.

8. Среди лексико-грамматических пересечений конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных имён существительных выделяются центральные и периферийные направления. Центральным направлением лексико-грамматических пересечений является конкретизация абстрактных, вещественных и собирательных существительных. Конкретные существительные можно назвать аттрактором синергетической системы лексико-грамматических разрядов.

9. Основным способом конкретизации неисчисляемых имён существительных является квантификация – процесс, при котором языковая единица, изначально не выражавшая количественного смысла, приобретает количественное значение. Квантитативной конкретизации подвергаются все разряды субстантивных имён. К периферийным направлениям лексико-грамматических пересечений относятся материализация, коллективизация и абстрактизация субстантивных имён, то есть их подведение под категории вещественности, собирательности и абстрактности.

10. В речи регулярно реализуются определённые модели лексико-грамматических пересечений. Существует по крайней мере 24 такие модели.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, пяти Глав, Заключения и Списка использованной литературы, включающего 288 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, её научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Обозначаются объект и предмет исследования, основная гипотеза, цели и задачи работы, характеризуется языковой материал, перечисляются методы исследования. Формулируются положения, выносимые на защиту.

Глава I «Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные: критерии выделения» посвящена анализу существующих в науке подходов к терминологическому обозначению группировок слов разного объёма и рассмотрению традиционных критериев разграничения разрядов субстантивных имён.

Как и в большинстве научных источников [ср., напр.: Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970; Русская грамматика. В 2 т. Т. 1. М., 1980; Краткая русская грамматика. М., 1989; Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999; Лопатин В. В., Милославский И. Г., Шелякин М. А. Современный русский язык. Теоретический курс. М., 1989 и др.], в реферируемой работе термин «лексико-грамматический разряд» используется как обозначающий группировки слов внутри более крупных их объединений – частей речи. При этом лексико-грамматические разряды в диссертационном исследовании рассматриваются как пересекающиеся, взаимодействующие классы (множества, совокупности) языковых единиц.

Лексико-грамматический разряд – это понятие, объединяющее в себе и семантическую, и грамматическую составляющие, но не сводимое ни к одной из них по отдельности, поэтому использовать понятия «лексико-грамматический разряд» и «грамматическая категория» как синонимичные и взаимозаменяемые [что наблюдается в ряде источников, ср., напр.: Шахматов А. А. Историческая морфология русского языка. М., 1957; Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. В 2 ч. Ч.1. М., 1958; Limba rus? literar? contemporan?. Budapest, 1963 и нек. др.] вряд ли возможно.

В настоящее время наиболее развёрнутая характеристика лексико-грамматического разряда как класса слов представлена в работе А. В. Бондарко [Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. Л., 1976]. А. В. Бондарко называет в качестве критериев выделения лексико-грамматических разрядов семантический (как основной), морфемный (проявляющийся факультативно) и грамматический (состоящий во взаимодействии с морфологическими категориями). В связи с этим необходимо установить, какой из этих критериев выдвигается на первый план при описании лексико-грамматических разрядов имён существительных в лингвистической литературе.

На протяжении ХХ века разряды конкретных, абстрактных, вещественных и собирательных существительных характеризуются в лингвистической литературе в двух основных аспектах.

В большинстве научных источников лексико-грамматические разряды субстантивных имён рассматриваются в связи с грамматической категорией числа (работы А. А. Шахматова, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, А. Н. Гвоздева, А. В. Исаченко, А. А. Камыниной, В. А. Плунгяна; академические грамматики; вузовские учебники). Подчёркивается важность противопоставления счётных, исчисляемых (конкретных) и несчётных, неисчисляемых (абстрактных, вещественных, собирательных) объектов и называющих их слов, поскольку грамматическая категория числа существительных во многом отражает количественные отношения объектов в действительности.

В ряде научных работ указанные разряды существительных описываются вне прямой связи с категорией числа (труды А. М. Пешковского, Л. О. Чернейко, В. Ф. Васильевой, Н. К. Демьяненко и нек. др). В таких работах акцент делается не на грамматических, а на смысловых приметах разрядов существительных, на связи значения слова с реальной действительностью, с типом обозначаемого объекта. При этом авторы, как правило, опираются на логико-философские категории абстрактности и конкретности.

В связи с тем, что лексико-грамматические разряды существительных выделяются одновременно на основании нескольких критериев (грамматического, смыслового, словообразовательного) и в силу того, что в лингвистической литературе этим критериям придаётся разная степень важности, необходимо проанализировать значимость каждого из критериев в отдельности, чтобы выявить среди них тот, который в наибольшей степени отвечает языковой реальности.


загрузка...