Методы типологии данных в социально- экономических исследованиях (20.04.2009)

Автор: Глинский Владимир Васильевич

Новосибирская область 309,2 285,5 -23,7

Омская область 113,8 119,4 +5,6

Республика Хакассия 89,1 83,2 -5,9

Отраслевая рентабельность. Пик эффективности издательской отрасли в современной России приходится на 1992–1993 годы. Для этих лет характерен рынок «продавца», затем произошел достаточно быстрый переход к следующему типу рыночных отношений (рынок покупателя), сопровождавшийся снижением отраслевой рентабельности. В 1998 году рентабельность книгоиздания снизилась скачкообразно – за счет вынужденного перехода (дефолт плюс монополия основных поставщиков) на мировые цены на бумагу и остальные компоненты производства книг. Сейчас процесс снижения отраслевой рентабельности определяется другими факторами (арендная плата, энерготарифы, транспортные затраты, плата за вход в розничные сети). За десять лет уровень рентабельности книгоиздания уменьшился в несколько раз.

Входные и выходные барьеры. Этот фактор также входит в число признаков того или иного периода. Увеличились входные барьеры: монополизировано владение авторскими правами (например, на работы современных популярных детских авторов), необходимы значительные вложения в «раскрутку» новых авторов, многие типографии, особенно региональные, потеряли навыки коммерческого книгоиздания. Растут выходные барьеры. В 90-е годы можно было достаточно быстро уйти из книжного бизнеса практически без потерь, распродав складские остатки с прибылью, сейчас такое положение нереально. Продать же гудвилл издательской фирмы, в случае необходимости, практически невозможно.

Уровень переговорных сил поставщиков и клиентов. Поставщики бумаги имеют более выгодные позиции в переговорах с издательствами, прежде всего за счет уровня концентрации своей отрасли (в России пять целлюлозно-бумажных комбинатов и тысячи издательств). Современная ситуация для издательств еще более усложнилась в этом отношении. Иностранные владельцы российских ЦБК, доведя качество продукции до мировых стандартов, стали менее зависимы от внутреннего потребителя. Аналогична ситуация взаимоотношений с полиграфией: будущий тираж определяется не спросом, а требованиями максимальной загрузки полиграфических мощностей, соответственно, переговорными силами типографий. Соотношение переговорных сил издательств и книготорговых фирм можно оценить направлением вектора нерыночных отношений между этими субъектами: если 10 лет назад нерыночные предложения (например, эксклюзивные права на продажи в регионе и проч.) шли от продавца к издателю, и, следовательно, издательства имели более сильные позиции в переговорах. Сейчас картина изменилась: появились откаты, плата за вход в розничные сети. Изменение направления вектора является наиболее ярким индикатором системного кризиса книжной отрасли в России, вхождения ее в новый этап.

Возможность конкуренции. Иностранные рынки в силу естественной специфики книги как товара в целом закрыты для российских книгоиздателей, внутренний рынок стагнирует, что ведет к дополнительной заинтересованности ведущих игроков рынка к снижению уровня конкуренции. Как следствие, возникает отсутствие институционального развития, непрозрачность финансовых потоков. Современный российский книжный рынок постепенно становится рынком связей. Структура, основанная на личных связях, не предполагает, как правило, новых компаний. Последние пять лет первая пятерка, а то и десятка издательств остается стабильной. Общее число издательств с каждым годом сокращается. Доля первой четверки превышает 75% рынка (позиции по отдельным сегментам: детективная и приключенческая литература – «ЭКСМО»; детская литература – «Росмэн»; экономическая и юридическая – «ИНФРА-М»; учебники для школ – «Просвещение», «Дрофа» и т.д.).

Пример анализа развития книжной отрасли свидетельствует о важности системного подхода к решению задач периодизации.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, агрегируют возможности дедуктивного подхода в формировании однородных данных при решении исследовательских и прикладных задач. Типологическая группировка, периодизация, портфельный анализ, динамическая классификация реальных совокупностей, временной принцип формирования систем обобщающих показателей позволяют улучшать качество обработки и прогнозирования временных рядов, способствуют принятию адекватных управленческих решений на различных уровнях хозяйствования, дают возможность получать корректные и несмещенные оценки деятельности различных экономических систем, способствуют реализации комплексного подхода при определении структурной привлекательности и эффективности отраслей и видов экономической деятельности.

Выполненное исследование представляет определенный шаг на пути развития теории и методологии типологической группировки, восстановления и укрепления позиций совокупностной концепции типологии данных в социально-экономических исследованиях.

3. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Монографии, брошюры, учебники и учебные пособия:

1. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ: Монография. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. – 10,5 п.л. (вклад автора 3,7 п.л.).

2. Глинский В.В. Статистические методы поддержки управленческих решений: Монография. – Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2008. – 16,5 п.л.

3. Глинский В.В. Статистические методы периодизации социально-экономических процессов: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НИНХ, 1992. – 3 п.л.

4. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ: Учебное пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИИД «Филинъ», 1998. – 16,5 п.л. (вклад автора 6,0 п.л.).

5. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 15,1 п.л. (вклад автора 5,4 п.л).

6. Демографическая статистика. Учебное пособие / Реком. УМО в обл. статистики и антикриз. упр-ния в кач. уч. пос. для студентов вузов; Под ред. к.э.н. Харченко Л.П., к.э.н. Глинского В.В. – Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2004 г. – 24,1 п.л. (вклад автора 2,4 п.л.).

7. Статистика: Учебное пособие / Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 1996–2000. – 19 п.л. (вклад автора 1,5 п.л.).

8. Статистика: Учебное пособие / Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001–2007. – 24 п.л. (вклад автора 2,0 п.л.).

9. Статистика: Учебник / Л.П. Харченко, В.Г. Ионин, В.В. Глинский и др.; под ред. канд. экон. наук, проф. В.Г. Ионина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 2008. – 27,8 п.л. (вклад автора 3,0 п.л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных

журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России:

10. Глинский В.В. «Русский крест» книжного бизнеса // ЭКО (эко-номика и организация промышленного производства). – 2008. – № 3. – С. 41 – 55. – 0,8 п.л.

11. Глинский В.В. Как измерить малый бизнес? // Вопросы статистики. – 2008. – № 7. – С. 73 – 75. – 0,4 п.л.

12. Глинский В.В. Мифическая статистика малого бизнеса. Проблемы статистического изучения турбулентных совокупностей // ЭКО (экономика и организация промышленного производства). – 2008. – № 9. – С. 51 – 62. – 0,6 п.л.

13. Глинский В.В. Периодизация демографической ситуации. Перспективы национального проекта по улучшению демографической ситуации // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2008. – № 10(48). – С. 30 – 37. – 0,7 п.л.

14. Глинский В.В. Портфельный анализ: сущность и применение // Финансы и бизнес. – 2008. – № 4. – С. 105 – 109. – 0,4 п.л.

15. Глинский В.В. Портфельный анализ в статистическом исследовании клиентов предприятия // Финансы и бизнес. – 2009. – № 1. – С. 91 – 95. – 0,8 п.л.

16. Глинский В.В. К вопросу об оценке перспектив развития демографической ситуации в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – № 12 (33). – С. 17 – 21. – 0,8 п.л.

17. Глинский В.В. О применении периодизации в портфельном анализе // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2008. – № 11(49). – С. 14 – 17. – 0,5 п.л.

18. Глинский В.В., Серга Л.К. К вопросу о перспективах развития малого предпринимательства в России // Сибирская финансовая школа. – 2008. – № 6. – С. 3 – 6. – 0,5 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

19. Глинский В.В. Типология экономического развития современной России на основе методов периодизации макроэкономических процессов // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 1 (318). – С. 160 – 166. – 0,7 п.л.

Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках:

20. Глинский В.В., Серга Л.К. Информационная поддержка маркетинговых решений // Научные записки НГАЭиУ. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1996. – С. 120 – 122. – 0,3 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).

21. Глинский В.В., Миназева Т.Н., Овечкина Н.И. Здоровье населения г. Новосибирска // Население и социальное развитие г. Новосибирска: Сб. науч. тр. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2000. – С. 43 – 52. – 0,7 п.л. (вклад автора 0,5 п.л.).

22. Глинский В.В., Миназева Т.Н., Овечкина Н.И. Методологические вопросы статистического анализа состояния и динамики здоровья населения // Население и социальное развитие г. Новосибирска: Сб. науч. тр. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2000. – С. 36 – 42. – 0,4 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

23. Глинский В.В., Миназева Т.Н., Овечкина Н.И. Состояние здравоохранения в г. Новосибирске // Население и социальное развитие г. Новосибирска: Сб. науч. тр. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2000. – С. 53 – 80. – 1,7 п.л. (вклад автора 1,2 п.л.).

, свободный. – Загл. с экрана. – 1 п.л.


загрузка...