Методы типологии данных в социально- экономических исследованиях (20.04.2009)

Автор: Глинский Владимир Васильевич

где: S(t) – фундаментальный параметр численности предприятий;

– исторический показатель численности (основан на численности зарегистрированных субъектов малого предпринимательства);

– значимые и измеряемые ограничители роста численности;

– уровень материальной поддержки малого предпринимательства.

В качестве информационной базы исследования использовались данные ТО ФСГС по Новосибирской области, результаты собственных выборочных исследований предприятий малого бизнеса. Ряд характеристик пришлось оценивать экспертным путем.

В терминах показателей динамики были получены следующие результаты: основной фактор – предпринимательская активность населения обеспечивает примерно 20% прироста численности предприятий малого предпринимательства; уровень материальной поддержки по Новосибирску практически не воздействует на фундаментальный параметр численности, основным ограничителем числа предприятий малого бизнеса в 2007 году явился фактор давления налоговой службы РФ – 8% снижения численности; уровень арендной платы снижает численность предпринимателей на 6% (заметим, что воздействие этого фактора идет в двух направлениях, с одной стороны, высокие арендные ставки вынуждают ряд арендаторов сворачивать бизнес, с другой стороны, собственники помещений – субъекты малого бизнеса, сворачивают активное предпринимательство и сдают помещения в аренду, как правило, столичным фирмам). Совокупное воздействие ограничителей и катализаторов дает пока еще положительный прирост (на уровне 2–3% в год).

Риски смещения параметров в статистических исследованиях малого предпринимательства столь велики, что практически всю современную статистику данного сегмента можно определить как «мифическая статистика». Можно пренебречь неполнотой регистрации, в принципе можно допустить неполный учет результатов деятельности малого бизнеса (без фирм-однодневок), есть теоретическая возможность избавиться от ошибок отказа в учете собственно малого бизнеса (например, использовать административный ресурс), однако, мы считаем, что в рамках обычной схемы статистического вывода значительной ошибки «исчезающей совокупности» избежать невозможно.

Особенности малого бизнеса – неоднородность генеральной совокупности, короткий жизненный цикл предприятий, быстрое изменение отраслевой структуры, ставят под сомнение необходимость проведения сплошных статистических наблюдений малого бизнеса. Сплошной охват просто невозможно обеспечить, что показало, в том числе и обследование 2000 года. Результаты таких обследований не могут быть использованы в качестве основы проведения выборочных наблюдений даже на следующий год, не говоря уже о пятилетнем применении этой базы.

Историческая периодизация обычно определяет критические точки перехода одного качественного состояния процесса в другое путем учета событий глобального характера (войны, катастрофы, кризисы). Задача периодизации может быть решена несколько иначе: критический момент перехода объекта исследования в иную фазу спада был определен на основе всестороннего анализа так называемых «слабых сигналов». Примером такого проведения периодизации выступает периодизация развития российского книгоиздания.

Издательская отрасль составляет небольшой в масштабах страны сегмент экономики. Емкость рынка невелика, численность занятых незначительна, вклад в ВВП измеряется долями процента, активы нулевые. Тем не менее, вследствие того, что книгоиздание непосредственным образом обеспечивает уровень образования, воспитания, науки и культуры, ее вполне обоснованно относят к стратегическим отраслям, определяющим национальную безопасность и, в определенной степени, формирующим инновационный потенциал. Примерно с осени 2005 года книгоиздание и, соответственно, книготорговля в России вступили в полосу системного кризиса. Данный вывод обоснован в работе с помощью комплексного анализа факторов внешней среды книжной отрасли.

В настоящее время по всем элементам ПЭСТ (политика, экономика, социология, технологии) сложилась ситуация доминирования рисков над шансами успешной предпринимательской деятельности в книжной отрасли.

Политический фактор. В 1990-е годы государство устранилось от управления книгоизданием (издательское дело на 90% – частный бизнес, в книготорговле государственный сектор вообще не представлен).

Потребительский фактор. Снижение численности населения России естественным образом уменьшает численность читающего населения. Влияние этого фактора осложняется еще и тем обстоятельством, что уход старших читающих поколений не компенсируется новыми, в большей степени ориентированными уже на интернет. Книга традиционно является товаром отложенного спроса, расходы на книги всегда лежат за пределами потребительской корзины, и, если, население по каким-то причинам начинает испытывать проблемы с потреблением, то в первую очередь, как правило, страдает потребление книг.

Социологический фактор. Меняется ментальность и жизненные ценности населения. Изменилась структура потребностей. Население современной России отказывается от чтения книг, что подтверждается специальными исследованиями (см. например, табл. 2).

Таблица 2

Нечитатели в Российской федерации (в %)

Годы 1994 1997 1998 2000 2005

Не читают книг,

в % к опрошенным 23 35 31 34 37

________________________

Источник: Общественное мнение. М.: ВЦИОМ, 2002; «Российская газета» от 27 июля 2005 (результаты исследования, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады).

Технологический фактор. Интернет резко сокращает реальную численность читателей книги. Сейчас по этой причине сегменты научной литературы, учебников для ВУЗов, издание фантастики становятся занятием, рискованным для издателя, в будущем число таких сегментов будет только увеличиваться. Интернет забирает свободное время, представляя «угрозу» для чтения вообще.

Привлекательность отрасли. Уровень привлекательности отрасли - важнейший фактор периодизации. Его принято определять следующими моментами: темпами роста рынка, отраслевой рентабельностью, величиной входных и выходных барьеров, уровнем переговорных сил поставщиков и клиентов, возможностью конкуренции. Остановимся последовательно на каждом моменте.

Темпы роста рынка. Положительные темпы роста рынка означают расширение совокупного спроса на отраслевой продукт со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до внешних инвестиций в отрасль. Надежный учет результатов книжной отрасли в нашей стране отсутствует. ФСГС учитывает итоги деятельности государственных издательских предприятий (реальность сейчас – это одно издательство – «Просвещение»). В основном книжный бизнес – частный, и многие крупные издательства отказываются представлять информацию о произведенных тиражах книг в Книжную палату, ссылаясь на коммерческую тайну. Количественную характеристику книжного рынка в России дает Книжная Палата, причем в основе ее расчетов – объем предложения (тиражи, указанные издательствами), это изначально не вполне корректная оценка. Кроме того, сходными оценками занимается ряд других институтов (фирма «Топ-книга» имеет собственную статистику продаж, ведет расчеты отраслевой журнал «Книжный бизнес»). Ведомственная статистика «Книжного бизнеса» показывает рост емкости книжного рынка (табл. 3.):

Таблица 3

Емкость книжного рынка России (млрд долл.)

2003 г. 2004 г. 2005 г.

Российская Федерация 1,48 1,52 1,68

__________________________

Источник: «Книжный бизнес», 2006, № 1.

Однако, на наш взгляд, книжный рынок точнее определять через объем конечного потребления. Мы оценили емкость внутреннего книжного рынка (ЕВКР) следующим образом:

ЕВКР = ПРН + КП,

где ПРН – потребительские расходы населения России на книги за год;

КП – годовой объем корпоративного потребления книг.

В таблице 4 представлены результаты расчетов емкости книжного рынка для ряда регионов Сибири. Эти и аналогичные оценки для других субъектов Сибирского федерального округа: Кемеровской и Томской областям, Алтайскому краю позволяют сделать вывод о том, что конечное потребление книг (и соответственно внутренний книжный рынок) в 2005 году резко снизилось по сравнению с предыдущими годами, и эта тенденция сохранилась в 2006, 2007 годах.

Таблица 4

Общий объем потребления книг в отдельных регионах Сибири

в 2004–2005 гг. (млн руб.)

Регион 2004 г. 2005 г. Абсолютное

изменение


загрузка...