Методология статистического исследования информационного обеспечения маркетинговой деятельности (20.04.2009)

Автор: Бушуева Людмила Игоревна

построить модели информационной поддержки МД организаций региона методом множественного регрессионного анализа в рамках различных концептуальных подходов, как по видам МД, так и в зависимости от используемых видов информации с целью определения рычагов регулирования процессов информационной поддержки МД за счет концентрации усилий на поиске требуемой информации;

создать методику диагностики состояния организационных структур, поддерживающих системы ИО МД, которая включает разработку системы показателей, сравнительный анализ уровней фактической информационной поддержки маркетинга на предприятиях с различными формальными организационными структурами, выявление структурных недостатков с целью их устранения и дальнейшего развития систем ИО МД организаций;

определить количественные характеристики информационных культур организаций и установить факторы, определяющие различные типы информационных культур, методом дискриминантного анализа;

разработать методику многофакторной оценки кадрового потенциала для поддержания систем ИО МД на основе применения стат. методов; выявить с помощью многомерных методов анализа статистически значимые факторы, влияющие на потребности менеджеров в маркетинговой информации при принятии управленческих решений;

разработать и апробировать методику статистического анализа инфраструктуры систем ИО МД, которая ориентирована на удовлетворение потребностей менеджеров в информации посредством создания условий для ее поиска, обработки и использования при принятии маркетинговых решений;

предложить концепцию статистического мониторинга за процессами внедрения систем ИО МД на предприятиях региона, реализация которой позволит выявить общие тенденции, вариацию, а также факторы, способствующие и препятствующие внедрению систем, что, в свою очередь, будет способствовать разработке рекомендаций по совершенствованию управления внедрением систем ИО МД.

Объектом исследования избрана система ИО МД организаций региона на примере Республики Коми (РК).

Предметом исследования является методология статистической оценки состояния и возможностей развития систем ИО МД организаций региона.

Теоретическая основа и методологическая база исследования. Методология исследования базируется на трудах отечественных и зарубежных авторов по экономической теории, статистике, теории рыночной экономики, менеджменту, маркетингу, теории информации и корпоративных информационных систем, экономическому анализу. В качестве статистического инструментария использовались методы дескриптивного, корреляционно-регрессионного, кластерного, факторного, дискриминантного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации статистических данных. Для обработки информации использованы пакеты прикладных программ Excel 2003, Statistica 6.0.

Информационную базу исследования составили нормативно-справочные, статистические материалы, публикуемых Федеральной службой государственной статистики РФ, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми; данные периодической печати, монографическая и другая научная литература. Эмпирической базой являются результаты первичных исследований, включающих анкетирование и интервью специалистов – пользователей маркетинговых информационных систем. В качестве вторичной информации использовались материалы статистической отчетности предприятий, информационные порталы и сайты.

Область исследования. Исследование проведено в рамках подпункта 3.1. «Методы статистического измерения и наблюдения социально-экономических явлений, обработки статистической информации, оценка качества данных наблюдений; организация статистических работ», подпункта 3.4 «Методология социального и экономического мониторинга, статистического обеспечения управления административно-территориальным образованием» и подпункта 3.8 «Прикладные статистические исследования, направленные на выявление, измерение, анализ, прогнозирование, моделирование разработки перспективных вариантов развития предприятий, организаций, отраслей экономики» специальности 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Научная новизна работы состоит в разработке методологии статистического исследования систем ИО МД организаций, способствующей развитию теоретических основ, методик и методов статистической поддержки принятия решений по управлению маркетингом в условиях информатизации общества. В результате исследования получены следующие результаты, определившие его научную новизну:

Обоснован системный подход к статистическому исследованию ИО МД организаций. Определены сущность, основные структурно-содержательные характеристики системы ИО МД как объекта статистического исследования, уточнены цели и функции системы, иерархия и взаимосвязь категорий, отражающих ее компоненты и структуру.

Предложена типологизация функций управления системами ИО МД на основе сравнительного анализа различных взглядов ученых и практиков на организацию, позволившего определить преобладающие модели организационного поведения, информационные поля управленческих решений, различные типы информационных культур и, в конечном итоге, отразить приоритеты менеджеров в использовании маркетинговой информации.

Разработана концепция статистического исследования систем ИО МД организаций, включающая обоснование принципов триангуляции, логическую последовательность семи этапов проведения исследования, систему статистических методов на всех этапах формирования ИО МД.

Предложена концептуальная многокомпонентная модель статистической оценки системы ИО МД, которая позволяет рассматривать систему как непрерывный процесс поддержки маркетинговых решений посредством определенных организационных структур и информационных систем в контексте соответствующей информационной культуры и уровня квалификации специалистов.

Разработана система статистических показателей, позволяющая комплексно отражать уровень развития системы ИО МД в целом, отдельных ее компонентов (элементов и процессов) на конкретных предприятиях, сравнивать показатели между предприятиями, различными видами экономической деятельности, а также в динамике.

Построены двухфакторные модели количественной оценки потребностей менеджеров в информации при осуществлении конкретных видов МД и полноты информационного обеспечения этих потребностей. Выявлены статистически значимые взаимосвязи информационного обеспечения видов МД и маркетинговой информации на основе корреляционно-регрессионного анализа.

Разработана содержательно-функциональная концепция и методика диагностики состояния организационных структур, поддерживающих ИО МД организаций, которая предполагает комплексное использование взаимоувязанной системы статистических показателей, позволяющей выявить преимущества и недостатки формальных организационных структур, ответственных за ИО МД, а также разработать рекомендации по совершенствованию их деятельности.

Предложены методологические приемы выявления типов информационных культур и их особенностей с использованием кластерного анализа. Осуществлена многомерная классификация организаций региона по типу информационных культур и определены с помощью дискриминантного анализа статистически значимые различия между кластерами по показателям маркетинговой ориентации, общих ценностей и артефактов.

Разработаны методологические рекомендации по статистической оценке кадровой поддержки систем ИО МД, позволяющие выявить кадровые проблемы и пути их преодоления за счет повышения квалификации работников и передачи части функций по ИО МД на аутсорсинг. Определены статистически значимые внутренние и внешние факторы, влияющие на потребности менеджеров в маркетинговой информации при принятии управленческих решений.

Предложен комплексный подход к статистической оценке систем ИО МД организаций региона, позволивший на основе групповых и внутригрупповых показателей дать обобщающую характеристику состояния систем ИО МД организаций в регионе и методом статистической группировки осуществить типологию организаций по состоянию систем ИО МД. Выявлены компоненты, обусловливающие высокий уровень развития систем ИО МД организаций.

Обоснован экономико-статистический подход и методика статистического мониторинга условий внедрения и использования систем ИО МД. Уточнена сущность понятия «инфраструктуры систем ИО МД» для целей статистического мониторинга, предложена методика дескриптивного анализа состояния инфраструктуры ИО МД организаций. Выявлены факторы (главные компоненты), сдерживающие внедрение информационных и коммуникационных технологий.

Впервые предложена концепция статистического наблюдения за процессами внедрения систем ИО МД на основе организационных инноваций и статистики инноваций, что позволило выявить общие тенденции и вариацию в области инноваций, а также факторы, способствующие и препятствующие инновационной деятельности организаций в целом, в том числе при внедрении систем ИО МД.

Определены основные направления совершенствования государственной статистической отчетности об инновациях в части классификации факторов, препятствующих инновациям, и результатов инновационной деятельности на основе анализа содержания государственной отчетности об инновациях, полноты статистического отражения инновационных процессов, выявлении основных проблем учета инновационных процессов.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Предлагаемая методология статистического исследования ориентирована на возможности статистической поддержки принятия управленческих решений в условиях информатизации общества. Возможности статистического подхода к информационному обеспечению управленческих решений были исследованы на примере МД. Однако потенциальные возможности методологии гораздо шире, в частности, аналогичные исследования могут быть проведены при разработке конкурентной стратегии предприятий, мероприятий по усилению рыночной ориентации компаний, инновационной политики, при управлении изменениями в компании. МД носит в данном случае прикладной характер по отношению к разработанной методологии статистического исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных подходов к формированию статистического мониторинга систем ИО МД организаций региона как перспективного метода наблюдения и анализа. Использование полученных результатов будет способствовать совершенствованию методологии и практики статистического исследования систем ИО МД организаций региона, развитию инфраструктуры систем ИО МД, и, в конечном счете, содействовать повышению устойчивости бизнеса в регионе.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов для решения методологических и организационных задач по формированию и развитию системы ИО МД организаций. Полученные результаты, предложения и выводы могут быть использованы: Территориальными органами Федеральной службы государственной статистики при проведении мониторингов состояния систем ИО МД организаций, а также инфраструктуры для их развития; Министерствами экономического развития регионов при разработке мероприятий по информационной поддержке бизнеса в регионе; производственными предприятиями при внедрении и совершенствовании систем ИО МД; консалтинговыми компаниями при изучении спроса на услуги по формированию маркетинговой информационной системы, привлечения потенциальных и удержания реальных покупателей, повышения качества услуг.

Разработанные рекомендации могут быть использованы и в учебном процессе вузов, выпускающих студентов по специальности «Статистика», а также осуществляющих переподготовку управленческих кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 78 научных и методических работ, общим объемом более 120 печ.л., в том числе 6 монографий и 6 учебных пособий, из них два зарегистрированы в Государственном регистре БД в научно-техническом центре «Информрегистр» Министерства РФ по связям и информатизации. На одно получен гриф УМО по образованию в области экономики и экономической теории.

Результаты исследований легли в основу отчетов по проектам, поддержанным российскими и международными грантами, в том числе Фонда Евразия «Создание региональной системы переподготовки менеджеров высшего и среднего звена для предприятий РК» (2002-2004); Проекта Делфи «Управление изменениями в компании» (2004-2005). Положения диссертационного исследования вошли в доклады и выступления на 23 международных, всероссийских и межрегиональных конференциях в городах: Москва (2001, 2004, 2006, 2007), Санкт- Петербург (2008), Н. Новгород (2003), Сыктывкар (2002, 2005, 2006, 2007, 2008), Ярославль (2005, 2008), Умаг, Хорватия (2004), Сейшелах (2007).

Результаты проведенного исследования нашли практическое применение в деятельности Министерства экономического развития РК, Министерства промышленности и энергетики РК, информационно-маркетинговых центров предпринимательства РК, ОАО «Пригородный», ЗАО «Уральский Джи Эс ЭМ» Сыктывкарское региональное отделение Мегафон, ЗАО «Бизнес-консалтинг», что подтверждается документально. Основные положения работы используются автором в учебно-педагогической деятельности, в частности при чтении лекций по курсам «Общая теория статистики», «Макроэкономическая статистика», «Статистические методы в маркетинговых исследованиях», в том числе в рамках Федеральной и Региональной программам подготовки управленческих кадров.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа содержит 378 страниц текста, 78 таблиц, 45 рисунков. Содержание выполненного исследования раскрывается в следующей последовательности.

Введение

1 Теоретико-методологические основы статистического исследования информационного обеспечения маркетинговой деятельности

Информационное обеспечение маркетинговой деятельности организаций региона как объект статистического исследования

Сущность и значение системного подхода к статистическому исследованию информационного обеспечения маркетинговой деятельности

Теоретические подходы к управлению системами информационного обеспечения маркетинговой деятельности

Концепция статистического анализа информационного обеспечения

маркетинговой деятельности организаций региона


загрузка...