Развитие налогового и бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации (20.04.2009)

Автор: Боровикова Елена Владимировна

определить приоритетность и область применения методов налогового планирования в бюджетном процессе и обобщить функционально-элементное взаимодействие моделей построения планов налоговых поступлений;

систематизировать бюджетные риски, идентифицировать факторы их возникновения и предложить программу оптимизации их влияния на результаты этапов налогового планирования и бюджетного процесса;

разработать методологию оценки финансового состояния субъектов федерации и муниципальных образований на основе показателей качества налогового и бюджетного планирования и управления региональными и муниципальными финансами;

обосновать требования и методические подходы к организации и применению модели налогового регулирования и межбюджетных отношений в субъектах федерации;

предложить принципы реализации среднесрочного бюджетирования в административно-территориальных образованиях как инструмента повышения результативности бюджетных расходов в системе бюджетного планирования;

оценить эффективность проводимой инвестиционно-заёмной политики и сформировать рациональные направления финансовой политики субъектов федерации и муниципальных образований в сфере заимствований.

Объектом исследования являются налоговые системы и бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований, разрабатываемые и исполняемые посредством планово-аналитических и контрольных механизмов бюджетного процесса.

Предметом исследования являются финансово-экономические отношения в обществе по поводу планирования, использования и развития налогового и бюджетного потенциалов субъектов федерации и муниципальных образований в современных условиях преобразования бюджетного процесса и налоговой системы.

Область исследования диссертационной работы соответствует требованиям паспорта ВАК Минобрнауки РФ по специальности 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит, а именно: п. 2.3. Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике; п. 2.5. Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов, бюджетного планирования и долгосрочного прогнозирования; п. 2.8. Государственный долг и государственный кредит: проблемы управления внутренними и внешними долгами государства; критерии эффективности государственного кредитования и заимствования; п. 2.9. Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения теории налогообложения и налоговой политики, государственных и муниципальных финансов, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области бюджетного и налогового планирования, бюджетного федерализма, финансового и налогового анализа, финансового менеджмента, заемной политики и налогообложения на финансовых рынках.

Обоснованность и достоверность исследования достигается применением общенаучных методов анализа и синтеза, диалектического метода, метода структурной декомпозиции, а также балансового и нормативного методов. Использованы также приемы системного, функционального, факторного сравнения, динамического подхода, экспертной и рейтинговой оценки, математического моделирования, программно-целевого бюджетирования.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили официальные статистические данные и материалы Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, исполнительных и представительных органов власти субъектов федерации и муниципальных образований, их официальных сайтов, данные специальной периодической печати, нормативно-правовые акты в области налогообложения и финансов.

Научная новизна диссертации заключается в комплексной разработке концепции организации и осуществления налогового и бюджетного планирования в субъектах федерации и муниципальных образованиях России, обеспечивающей рациональное и эффективное использование налогового и бюджетного потенциала территорий в рыночных условиях; в решении методологически крупной практической проблемы, имеющей большое народнохозяйственное значение для дальнейшего экономического подъёма страны и социального развития общества.

Основные научные результаты исследования, полученные лично соискателем, и их научная новизна состоят в следующем:

Сформулирована на концептуальном уровне периодизация этапов развития налогового и бюджетного планирования в субъектах федерации и муниципальных образованиях в процессе становления и трансформации бюджетных и налоговых отношений в России. Выявлены транзитивный этап, этапы точечной трансформации и инновационный этап в развитии планирования; раскрыты принципиальные особенности методологии планирования в ходе различных этапов. Проведенная типология субъектов федерации и отдельных муниципальных образований по качеству планирования, показателю бюджетной автономии как важнейшего фактора устойчивости бюджета, показала преобладание регионов с критическим и неудовлетворительным качеством деятельности по планированию на текущем этапе.

Разработан уточненный подход к содержанию и структурно-иерархической взаимосвязи индикаторов потенциальных финансовых ресурсов субъектов федерации и муниципальных образований: налоговый, бюджетный и финансовый потенциалы. Доказано, что с позиций мобилизации доходных источников в бюджетную систему, приоритетов налогового и бюджетного планирования важно различать: предельную и целевую величины потенциала, расчетный потенциал. Выявлены условия развития финансового потенциала территорий.

Обоснованы методологические принципы налогового и бюджетного планирования, которые разделены на две группы: общие принципы и принципы обеспечения устойчивости бюджета. Ко второй группе принципов отнесены: принцип соблюдения налоговой и бюджетной автономии; принцип оптимизации инструментов управления налоговым и бюджетным потенциалом; принцип гармонизации интересов участников бюджетного процесса; принцип моделирования долгосрочных условий и пропорций бюджетных ресурсов и их ликвидности; принцип инновационности бюджетного процесса; принцип индикативного характера оценки качества планирования. В качестве основополагающих элементов методологии планирования, направленной на развитие действующей системы бюджетного процесса, обозначены цель и задачи планирования, его стратегия и тактика, аппарат мониторинга исполнения финансовых планов.

Конкретизирован методологический инструментарий налогового и бюджетного планирования в условиях финансовой нестабильности в экономике, включающий содержание задач, тактики и стратегии планирования, систему мероприятий налоговой и бюджетной политики по обеспечению ликвидности и сбалансированности бюджетов. Структурирование процесса планирования представлено как: оценка исходного состояния и ожидаемых изменений в налоговом и бюджетном потенциалах территорий с учетом внешних бюджетных рисков; применение сценарного подхода в сочетании с методом моделирования финансового состояния территорий; выбор механизмов налогово-бюджетного регулирования экономических отношений в субъектах федерации и муниципальных образованиях. Это позволяет оптимизировать результаты распределения и использования ограниченных бюджетных ресурсов.

Аргументировано комплексное и согласованное использование качественных и аналитических методов и моделей налогового и бюджетного планирования, последовательность практической реализации которых обусловлена особенностями и потребностями этапов планирования доходных полномочий и расходных обязательств. Предложена схема взаимодействия методов планирования финансовых ресурсов, агрегированный метод оценки налогового потенциала, охарактеризовано его соответствие социально-экономическим условиям и задачам эффективности прогнозной деятельности.

Предложена классификация факторов бюджетных рисков, на основе чего разработана система идентифицированных бюджетных рисков, включающая влияние рисковых ситуаций на всех стадиях бюджетного процесса и бюджетного планирования. К условиям рисков доходной и расходной частей бюджета адаптированы методы экспертной и рейтинговой оценки, «дерева решений» и программы мероприятий по их оптимизации.

Сформирована система показателей качества налогового и бюджетного планирования и управления финансами субъектов федерации и муниципальных образований, среди которых коэффициенты налоговой и бюджетной автономии, эластичности собственных налоговых доходов, общей и прогнозной ликвидности, интегрированный показатель качества планирования. Она позволяет оценить использование бюджетного и налогового потенциалов территорий и уровень их финансовой автономии. Систематизированы требования к процедуре налогово-бюджетного анализа, содержанию цели и задач мониторинга финансовых потоков субъектов федерации и муниципальных образований.

Построена модель налогового регулирования межбюджетных отношений и распределения финансовой помощи нижестоящим бюджетам, имеющая стимулирующий характер развития бюджетного потенциала муниципальных образований. В целях повышения наполняемости региональных и местных бюджетов сформулированы предложения по изменению порядка исчисления и уплаты отдельных налогов, распределению налогов между уровнями бюджетной системы, осуществлению контрольных функций в сфере налогообложения межведомственными комиссиями.

Обобщены предпосылки и преимущества внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на уровне субъектов федерации и муниципальных образований. Предложена совокупность планов и документов, функциональных процедур и компонентов бюджетного планирования, соответствующих программно-целевому методу расходования средств. Аргументирована целесообразность выработки и применения стандарта бюджетирования, предусматривающего использование индикаторов эффективности программно-целевого планирования.

Сформулированы концептуальные направления и критерии заёмно-инвестиционной политики для различных моделей финансовых отношений между региональными и местными органами и участниками операций на финансовом рынке. На основе исследования тенденций развития рынка региональных и муниципальных займов и состояния их институциональной инфраструктуры рекомендовано формирование резервных и страховых фондов при осуществлении заимствований, проведение мер по привлечению банков, специальных агентов к организации операций на рынке ценных бумаг в целях активизации оборота и ликвидности.

Научно-теоретическая значимость исследования состоит в развитии теории и методологии налогового и бюджетного планирования в субъектах федерации и муниципальных образованиях, направленного на обеспечение их финансовой самостоятельности, реализацию принципов бюджетирования, ориентированного на результат; в разработке специального инструментария, обеспечивающего решение задач исследования тенденций и проблем использования бюджетных фондов; комплексного применения экспертных и факторно-аналитических методов планирования бюджетных ресурсов; идентификации факторов снижения финансовой устойчивости и платежеспособности бюджетов и методов их оптимизации посредством реализации направлений финансовой политики.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке практических рекомендаций по повышению эффективности и качества налогового и бюджетного планирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях, совершенствованию методического инструментария, позволяющего осуществлять мониторинг финансового состояния и определять приоритеты заёмно-инвестиционной политики территорий; применять модель распределения финансовой помощи муниципальным образованиям.

Содержащиеся в работе теоретические положения и методологические подходы, полученные выводы и результаты могут быть использованы в деятельности финансовых и налоговых органов, органов финансового контроля, в частности, органов казначейства. Сформированный аналитический и методический аппарат исследования в сфере рынка ценных бумаг представляет интерес различных участников операций на финансовом рынке.

Основные предложения могут быть полезны в законотворческой деятельности при внесении дополнений и изменений в нормативные акты по формированию финансовых основ местного самоуправления, налогообложения, основ планирования и прогнозирования ресурсов, а также при подготовке конкретных инструкций и методических рекомендаций.

Материалы работы могут найти практическое применение в учебном процессе вузов в ходе преподавания дисциплин “Прогнозирование и планирование в налогообложении”, “Региональные и местные налоги с организаций”, “Налогообложение организаций финансового сектора экономики”, “Государственные и муниципальные финансы”, “Бюджетный процесс в Российской Федерации”, “Управление государственным и муниципальным долгом”; программах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих; научно-исследовательской работе по данным аспектам.

Апробация результатов диссертации осуществлена в ряде субъектов федерации и муниципальных образований; на ряде международных, всероссийских, межрегиональных и межвузовских конференциях в период с 2003 по 2009 гг., в том числе на Международной научно-практической конференции «Государственный финансовый контроль: опыт, проблемы, перспективы развития» (Воронеж, 2006), II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы российской экономики» (Пенза, 2003), шестой, седьмой и восьмой научно-практических конференциях «Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов» (Петрозаводск, 2006, 2007, 2008).

Отдельные положения и рекомендации автора широко применялись в образовательном процессе в ряде высших учебных заведений; при разработке учебных и учебно-методических пособий по специальностям «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит».

Общее количество публикаций автора составляет 69 объемом более 103 п.л. Основные из них, отражающие положения диссертации, опубликованы в 53 работах объемом свыше 90 п. л., в т. ч. три монографии объемом 41,25 п.л., четырнадцать научных статей в изданиях, включенных в перечень ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами, логикой исследования и раскрывается во введении, пяти главах, содержащих 15 параграфов, выводах по главам, заключении. Диссертация содержит список использованных источников и литературы (247 наименований), приложения, таблицы и рисунки. Её содержание раскрывается в определенной последовательности.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты организации и планирования финансов субъектов федерации

1.1. Развитие бюджетного федерализма и налоговой политики в России

1.2. Роль налогового и бюджетного планирования в налогово-бюджет-ном процессе

1.3. Становление и проблемы межбюджетных отношений в современной экономике России

1.4. Принципы разграничения плановых доходных источников и расходных полномочий в бюджетных системах зарубежных стран

Глава 2. Эволюция форм и методов налогового и бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации


загрузка...