Комплекс рекламы в системе общественного воспроизводства (20.04.2009)

Автор: Антипов Константин Валерьевич

Чтобы комплекс рекламы мог существовать в альтернативных системах хозяйствования в принципе (независимо от важности его роли и места в системе), этому комплексу должен быть присущ особый алгоритм его функционирования, совместимый с основами функционирования социально-экономической системы хозяйствования любого типа и вида. Автор выявил, определил и смоделировал этот алгоритм (см. схему 3.3.2).

1-е направление – направленность рекламных посланий в русле достижения разного рода рыночных целей имманентно присуща рыночно-капиталистической системе хозяйствования.

2-е направление – направленность рекламных посланий в русле достижения тех или иных внерыночных целей внутренне присуща планово-распределительной системе хозяйствования, причем целевые установки этих посланий определяются целями планово-распределительной системы, господствующей в стране, которые, в отличие от

Схема 3.3.2

Алгоритм

двойственной направленности рекламных посланий, позволяющих виртуализируемому комплексу рекламы функционировать в альтернативных системах хозяйствования

рыночно-капиталистической системы, всегда нацеленной на прибыль и накопление денежного капитала, отличаются идеологическим и исторически-конкретным разнообразием, начиная от целей выживания страны и ее народа в экстремальных ситуациях военного противостояния или экологической катастрофы и кончая разного рода идеологическими целями, так построения коммунизма в планетарном масштабе. В перспективе целями планово-распределительной системы (подсистемы) могут и должны стать установки на проведение в соответствии с объективными требованиями законов экологии человека, природы, общества общественного воспроизводственного процесса на всех его уровнях и во всех сферах.

В смешанной (интегрированной) системе хозяйствования имеет место сочетание в том или ином виде и соотношении обоих направлений рекламных посылов – в русле как достижения рыночных целей, так и внерыночных.

Социально-экономическая система хозяйствования в одном из ее трех основополагающих типов (рыночно-капиталистическом, планово-распределительном или интегрированном, иначе говоря, смешанном), будучи подвержена процессу ее интенсивной виртуализации, в разрезе как целей системы хозяйствования, так и типа воспроизводственного процесса (принцип системы определенного типа), в своем развитии сопровождается виртуализацией общественного воспроизводственного процесса.

В результате интенсивной виртуализации как общественного воспроизводственного процесса в целом, так и комплекса рекламы совместно с его рекламными посланиями происходит:

формирование достаточно мощного, обширного и разветвленного блока виртуальных посланий, способного служить внерыночным целям общественного воспроизводственного процесса;

нарастание виртуализации постоянно расширяющегося блока рыночных рекламных посланий.

Двуединство достаточно мощных виртуализируемых блоков рекламных посланий – рыночного и внерыночного, порождаемых двумя вышеназванными процессами, позволяет виртуализируемому комплексу рекламы активно функционировать в альтернативных системах хозяйствования.

Данное двуединство лежит в основе алгоритма двойственной направленности рекламных посланий, позволяющих виртуализируемому комплексу рекламы функционировать в альтернативных системах хозяйствования. Этот алгоритм может быть формализован следующим образом.

- алгоритм двойственной направленности виртуализируемых рекламных посланий;

- формирование блока виртуалиуемых рекламных посланий, служащих внерыночным целям;

- формирование блока виртуализируемых рекламных посланий, служащих рыночным целям.

где (помимо использованных ранее обозначений):

- расширение блока рекламных посланий, служащих внерыночным целям;

- процесс виртуализации рекламных посланий.

где (помимо использованных ранее обозначений):

- расширение блока рекламных посланий, служащих рыночным целям.

Таким образом, исходя из двуединого подхода к определению основополагающих типов систем хозяйствования – воспроизводственного и на базе собственности, определены три их типа – рыночно-капиталистический, планово-распределительный, интегрированный (смешанный), которые разделены на три вида – с доминированием рынка, преобладанием плана, а также еще не

сформировавшийся экологизируемый вид; разработана матрица этих трех типов систем в разрезе воспроизводственного подхода и подхода на базе собственности; сделан вывод о соединении этих двух подходов в единый социально-экономический подход с построением раскрывающей его характер соответствующей логически-структурной схемы; формализованы ограниченность роли и значения комплекса рекламы в планово-распределительной системе хозяйствования и возможности преодоления этой ограниченности на основе взаимодействия экологизации и виртуализации рекламных посланий; выделен, определен, смоделирован и формализован алгоритм двойственной направленности рекламных посланий, позволяющий виртуализуруемому комплексу рекламы функционировать в альтернативных системах и подсистемах хозяйствования, включая и планово-распределительную – одно из направлений рекламных посланий определено как рыночное, и другое – как внерыночное, служащее политическим, экологическим, социальным и другим целям; в экологизируемом виде интегрированной системы хозяйствования в рамках виртуализируемого комплекса рекламы сокращается объем рыночных рекламных посланий до приемлемого с точки зрения экологии человека уровня, а их содержание отфильтровывается по критерию тройной экологичности – человека, природы, общества; параллельно нарастает объем конкретизированных информационных рекламных посланий внерыночной направленности, нацеленных на распространение в обществе экологического образа жизни в его детализированной конкретности, привязанной к конкретным условиям жизнедеятельности людей.

Глава 4. Денежный фетишизм рекламной деятельности и его преодоление

Основы теории товарного и денежного фетишизма были заложены К. Марксом в 1-й главе 1-го тома «Капитала». Оценивая эту теорию, необходимо иметь в виду следующее: товарно-денежный фетишизм имеет две стороны – субъективную и объективную; субъективная сторона выражается в психологии преклонения людей перед фетишем товаров и денег, а объективная – в реальном подчинении всей жизнедеятельности людей, общественного воспроизводства в целом и в его составных частях движению товаров и денег, что связано с овеществлением социально-экономических отношений людей, когда отношения вещей господствуют над отношениями людей; товарно-денежная фетишизация экономической жизнедеятельности людей является не частным, а одним из ключевых вопросов экономического учения К. Маркса. Согласно его теоретическим воззрениям, скачок человеческой цивилизации из царства необходимости в царство свободы возможен только на основе преодоления товарного фетишизма в единстве его субъективных и объективных сторон. Этот тезис К. Маркса не только не потерял своей актуальности, но и более того, его актуальность возрастает на порядок в связи с вызреванием предпосылок системного экологического кризиса, способного разрушить всю человеческую цивилизацию.

Автор смоделировал процесс товарно-денежной фетишизации общественного воспроизводственного процесса и воздействие на нее комплекса рекламы в рыночно-капиталистической системе хозяйствования (см. схему 4.1.1.).

Модель, представленная на схеме 4.1.1, и конкретизирующая ее матричная таблица 4.1.1 в полной мере сохраняют свою силу на всех этапах развития рыночно-капиталистической системы хозяйствования, в том числе и на этапе трансформации индустриального общества в информационное, порождающего, помимо прочего, виртуализацию как всего общественного воспроизводственного процесса в целом, так и социально-экономического комплекса рекламы в частности.

Таблица 4.1.1

Матричное взаимодействие комплекса рекламы с целью, средством и способом воздействия на воспроизводственный процесс рыночно-капиталистической системы хозяйствования

Социально-экономический

комплекс рекламы

средство,

способ

воздействия на

обществ.воспро-изводственный

процесс рыночно-

капиталистической

системы хозяйствования Внедрение в индивидуальное и общественное сознание идеалов рыночно-престижного образа жизни как безальтернативного при помощи рекламы Направление при помощи рекламы товарно-денежных потоков, исходя из максимизации прибыли и накопления денежного капитала

Объективная сторона фетишизации Субъективная сторона фетишизации Объективная сторона фетишизации Субъективная сторона фетишизации


загрузка...