Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институциональной организации и социальных практик (20.02.2012)

Автор: Жигунова Галина Владимировна

Многочисленные работы содержат описания проблемы социальной интеграции и деятельности инвалидов в системе защиты прав инвалидов при включенности в общественную жизнь, следованию идеологии независимого образа жизни и формирования гражданского общества (Н.В. Васильева; Т.А. Добровольская и Н.Б. Шабалина; Д.В. Зайцев; Т.Ф. Маслова, В.С. Ткаченко, В.К. Шаповалов; Э.К. Наберушкина, П.В. Романов, Е.А. Тарасенко, Е.И. Холостова, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.).

Существенный вклад в представления об инвалидности у детей вносят разработки Е.Р. Ярской-Смирновой, определяющей это состояние как следствие психологических и психосоциальных отношений, а также работы И.Б. Кантемировой, характеризующей состояние детской инвалидности как социально сконструированное явление.

В указанных и многих других работах исследуются проблемы социально-бытового обеспечения, предоставления социальных услуг инвалидам, социокультурной реабилитации и спортивно-досуговой деятельности, обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, способов укрепления психологической устойчивости, способов налаживания социально-психологических отношений. Кроме того, это вопросы профессиональной реабилитации инвалидов, статистики инвалидности. Характер исследования проблем инвалидности учеными российского периода определяется тенденциями к интеграции, инклюзии, обеспечению равенства прав и свобод инвалидов наравне с не инвалидами.

Несмотря на многообразие работ, посвященных разным аспектам инвалидности, в России осознание данной проблемы находится в стадии формирования. Недостаточно отражены в социологической науке исследование институциональной структуры инвалидности и социальных практик инвалидов; их место и роль в институциональной структуре общества; процессов и результатов, состояния и динамики социальной идентификации лиц с инвалидностью, ресурсного потенциала и практик его реализации в жизнедеятельности инвалидов с учетом институциональной организации российского общества, проблемы толерантности общества в отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья. Отсутствие аналитической основы в изучении инвалидности как социального явления не позволяет глубоко понять особенности социальных отношений на всех уровнях организации общества, специфику социального института инвалидности в России, и, как следствие, разработать адекватные меры социальной реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов.

Объект диссертационного исследования - ювенальная инвалидность в современной России.

Предмет диссертационного исследования представляет собой теоретические и эмпирические характеристики, свойства и особенности институциональной организации и социальных практик ювенальной инвалидности в Российской Федерации.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является теоретический и эмпирический анализ институциональной организации и социальных практик представителей ювенальной инвалидности в современной России.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

Исследовать инвалидность как социальное явление в объектно-предметном поле гуманитарных и социальных исследований.

Выявить эвристические возможности теории институционализма в качестве методологического инструмента исследования социального феномена инвалидности.

Произвести теоретический анализ взаимосвязи социальных институтов и практик инвалидности.

Выявить масштабы, структуру, проблемность ювенальной инвалидности как реального явления российской социальной действительности.

Изучить институциональную организацию ювенальной инвалидности и тенденции ее изменений в российском обществе.

Составить представления об институциональном поле и практиках деятельности представителей ювенальной инвалидности в российском обществе.

Рассмотреть процессы социальной интеграции детей и молодых людей с инвалидностью в современный российский социум.

Раскрыть содержание и характер образовательных практик детей, подростков и молодых инвалидов в социальном пространстве российского общества.

Исследовать толерантность и интолерантность как свойства социальных взаимодействий с инвалидами ювенальной категории в современном российском обществе.

Определить структуру социальной идентичности и жизненных стратегий представителей ювенальной инвалидности.

Выявить ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории и практики его реализации.

Обобщить вклад государственной социальной политики в развитие института ювенальной инвалидности.

Показать роль негосударственных общественных организаций в самореализации представителей ювенальной инвалидности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили институциональный и системный подход к анализу ювенальной инвалидности как социального явления, общенаучные принципы познания социальной реальности, теоретические основы социальной реабилитации, адаптации, интеграции и специального образования.

Эмпирическую базу диссертации образуют результаты социологических исследований, проведенных автором на региональном уровне:

в рамках проекта РГНФ «Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с ограниченными возможностями» в 2008 г. с помощью анкетирования было опрошено 1106 человек, из которых 520 человек совершеннолетних граждан (из них 210 экспертов), 518 человек – учащихся средних общеобразовательных учреждений; 68 человек – родителей детей с инвалидностью.

в рамках проекта РГНФ «Социальная идентификация детей с инвалидностью в социокультурном пространстве (на примере Мурманской области), в 2011 г. произведено интервью среди детей, подростков и молодых инвалидов Мурманской области при выборке в 273 человека;

в рамках госбюджетной научно-исследовательской работы «Группы риска в трансформирующемся российском обществе» Мурманского государственного технического университета, было проведено ряд социологических исследований по выявлению ресурсного потенциала и практик его реализации детей- и молодых инвалидов (метод интервью, выборка 111 чел., 2011 г.), по выявлению состояния, особенностей и путей социальной интеграции детей, подростков и молодых людей с инвалидностью (опрос среди специалистов социальных служб, образовательных учреждений и общественных организаций с помощью интервью, выборка 25 чел., 2010-2011 гг.).

Значимым источником получения эмпирических данных являются нормативно-правовые акты, целевые программы федерального и регионального уровня, материалы государственной, региональной и отраслевой (образование, здравоохранение, экономика, труд) статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

В ходе теоретического осмысления инвалидности в объектно-предметном поле гуманитарных и социальных исследований уточнены и расширены в интерпретации объема и содержания ряд ключевых понятий: «инвалид», «инвалидность», «ребенок-инвалид», «ювенальная инвалидность».

Раскрыты эвристические возможности методологии институционализма в исследовании инвалидности как социального явления современной России, позволяющей сформировать системное представление об этом социальном явлении.

Разработана авторская институциональная модель социального конструирования инвалидности, включающая в себя значимые социальные институты и практики инвалидности. Данная модель позволяет исследовать инвалидность как сложное многофакторное явление на трех уровнях социальной реальности и учитывать ситуации получения социального опыта инвалидами институциональными средствами и в институциональных формах.

Выявлены масштабы, структура и характер проблем ювенальной инвалидности как реального явления российской социальной действительности в соответствии с состоянием и деятельностью социальных институтов на современном этапе развития общества.

Показана институциональная организация инвалидности в ходе исторического развития помощи инвалидам; уточнена периодизация процесса институализации игвалидности, позволяющая выделить специфическую социальную историю сложного по своей природе явления инвалидности и рассматривать его во всей полноте проявлений в жизни общества в контексте исторических факторов.

Произведен анализ институционального поля и практик деятельности инвалидов ювенальной категории на современном этапе развития российского общества, на основе которого определено состояние и перспективы совершенствования социальных институтов в деле социальной интеграции инвалидов.

Уточнено понятие социальной интеграции; показано значение достижения социальной интеграции детей с инвалидностью в современный российский социум и определены факторы успешности интеграционного процесса; произведены выводы и рекомендации на основе результатов проведенной автором научно-исследовательской деятельности по решению задач социальной интеграции детей и молодых людей с нарушениями здоровья.

Раскрыто содержание и характер образовательных практик детей, подростков и молодых инвалидов в социальном пространстве российского общества; определены проблемные моменты интеграционного образования на современном этапе; показана исключительная роль образовательных практик детей, подростков и молодых инвалидов в социальной интеграции и адаптации в социуме, а также в изменении дискриминационных стереотипов общества и формировании позитивного общественного мнения о людях со стойкими нарушениями здоровья.

Определены факторы интолерантности населения в отношении лиц с инвалидностью. Произведено социологическое измерение толерантности в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области, которое позволило разработать рекомендации по формированию толерантных взаимодействий с инвалидами в рамках государственных и общественных институтов.

Посредством социологического эмпирического исследования определена структура социальной идентичности и жизненных стратегий представителей ювенальной инвалидности и сконструирован их социокультурный и социально-психологический образ, необходимый для разработки адекватных мер государственной социальной политики.

На основе эмпирического социологического исследования выявлен ресурсный потенциал молодых инвалидов и обозначены возможности «включения» представителей ювенальной инвалидности в жизнедеятельность общества.

Обобщен вклад государственной социальной политики в развитие института ювенальной инвалидности, выявлены проблемные моменты в ее реализации и разработаны рекомендации по улучшению положения лиц с инвалидностью в России.


загрузка...